Теория управления отношениями морали

Теория психологического управления

Теория управления отношениями культуры

Теория правового управления

Теория социологического управления

Теория политического управления

использует знания базовых наук таких как история, философия, теория государства, экономическая теория. Здесь могут быть широко применены знания из области идеологии и партийной пропаганды.

кроме научных дисциплин, указанных выше, использует знания из области социологии труда, методики конкретных социологических исследований, промышленной социологии, методики социального планирования и т. д.

Социологические отношения выражаются конкретными социологическими связями в виде показателей развития различных социальных групп (молодежь, пенсионеры, женщины и т. д.), показателей соотношения профессионально-квалификационным характеристикам, образовательному уровню, уровню соотношения физического и умственного труда, степени удовлетворенности и т. д.

должна широко использоваться теорией государства, административного, трудового, хозяйственного, коммерческого права, законодательными актами, правовыми нормами, различного рода положениями и т. д.

Правовые отношения регламентируются конкретными правовыми нормами и законодательными актами в области административного, хозяйственного и трудового права и отражают в себе показатели их соблюдения. На уровне отдельного трудового коллектива - это регламентация прав, обязанностей, ответственности, взаимоотношений как отдельных должностных лиц, так и целых подразделений и каждого члена коллектива; регламентация внутреннего распорядка; показатели законности принимаемых хозяйственных и коммерческих решений; показатели социальной эффективности трудового и хозяйственного права. Вопросам совершения правовых отношений, как и правового регулирования и управления в целом должно уделяться особое внимание.

кроме знаний дисциплин, применяемых выше, пользуются сведениями из области культурного строительства данного общества.

не может обойтись без знаний психологии и ее отраслевых наук - психологии труда, инженерной и социальной психологии, психологии бизнеса, управленческих ситуаций, а также без теории мотивации и творческой деятельности.

опирается на этику общества, социальную психологию, теорию мотивации т. д.

Психологические отношения и отношения морали обнаруживаются в психологическом климате конкретного трудового коллектива или иной системы общения людей, в уровне социального сознания, который выражается конкретными поступками людей, наличии конфликтных ситуаций.

1.1.2. Роль управления в организации

Любые социальные явления можно рассматривать как «высокоорганизованные». Можно охарактеризовать конкретную группу как «организованную» для достижения той или иной цели или действия.

Об общественной организации можно сказать, что она имеет массу «организационных» проблем, которые должны быть решены немедленно. Можно поставить некоторые вопросы: кого необходимо организовать? Чего эта организация касается? Почему? Как? Когда?

Группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

Наличие хотя бы двух людей, которые считают себя частью этой группы.

Наличие хотя бы одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы.

Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем определение:

Организация - это группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общей цели.

Данное определение справедливо только для формальной организации. Кроме этого существуют и неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях. Поэтому под словом организация будет пониматься только формальная организация.

В теории существуют простые и сложные организации.

Сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности, но они имеют общие характеристики, характерные для сложных организаций. Такой сложной организацией необходимо руководить. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации.

В малых организациях не имеется четко выделенной группы управляющих. Для того, чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, то есть организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.

Организация считается добившейся успеха, если она достигла определенных целей. Составляющими успеха организации являются три критерия:

* выживание.

Чтобы выжить организации часто приходится менять цели ради бизнеса, новых видов продукции, услуг. Организация ориентируется на квалификационных членов групп, используя их талант для выживания и расцвета.

· результативность и эффективность.

По словам Питера Друкера результативность является следствием того, что «делаются нужные, правильные вещи. А эффективность является следствием того, что правильно создаются эти вещи».

· производительность.

Относительная эффективность организации называется производительностью. Она выражается в количественных показателях. Чем эффективнее организация, тем выше производительность. Производительность является важным фактором того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Менеджеры решают, какими должны быть цели в области производительности организации.

Питер Друкер, который считается ведущим теоретиком в области управления и организации, предлагает иное определение:

Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. Именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый социальный феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше имеется высокообразованных людей, чем в большей мере зависят они от организации. И как обобщающая характеристика, принимаемая в настоящее время.

Управление - целенаправленное воздействие на коллективы людей для планирования, организации и координации их деятельности в процессе производства.

Управление существует при любом общественном строе и любых формах собственности. Однако цели, принципы и границы управления, его формы и методы зависят от экономических и политических основ, господствующих в той или иной формации.

Особенностью содержания управления является выявление закономерностей разработанных методов и принципов, целенаправленной организации и координации деятельности людей для достижения максимального успеха.

Управление выражает конкретную социально-экономическую обстановку, поэтому процессы управления рассматриваются в конкретных исторических условиях.

1.2. Миссия и цели организации

Целевая функция начинается с установления миссии организации, выражающей философию и смысл существования.

В ней обычно детализируется статус организации, декларируются принципы работы, намерения руководителя.

Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации?

На первом месте должны стоять интересы, ожидания, ценности потребителей, не только в настоящее время, но и в перспективе.

Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов работы. Она показывает, на что будут направлены усилия и какие ценности будут приоритетными.

Поэтому в миссии не принято указывать главной цели – получение прибыли.

Государственные предприятия – деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала, поддержание высокого уровня производства, разработку новых рабочих мест, культуру производства, защиту окружающей среды.

Инвестиционные компании готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал, дальнейший рост.

Миссия образует фундамент для установления целей организации, в целом ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, финансы).

Организация не может успешно существовать в конкурентной деловой среде, если она не имеет определенных ориентиров, указывающих на то, к чему она стремится и чего хочет добиться. Такие ориентиры задаются с помощью миссии.

Миссия — это предназначение организации, основная цель ее существования. Большинство российских руководителей не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации, считая это ненужным. Однако, как показывает практика, организация, где есть ясное представление о цели ее существования, имеет больше шансов на успех, чем та, где его нет.

Миссия имеет большое значение для деловой среды. Она влияет на имидж организации, привлекает потребителей, партнеров, акционеров, так как информирует о том, что представляет собой фирма, к чему она стремится, чем руководствуется в своей деятельности, какие средства готова использовать.

Миссия придает организации определенность и индивидуальность. Она является основой для выработки целей и стратегии организации, определяет ее организационную структуру, оказывает влияние на формирование организацион­ной культуры, так как сотрудники организации должны разделять основную цель, осознавать и вносить свой вклад в ее достижение, а также разделять ценности и принципы, которые часто отражаются в миссии. Она предъявляет требования к сотрудникам, позволяет отбирать определенный тип работников, необходимых для организации.

Факторы, влияющие на миссию организации. Цель существования (миссия) зависит от ряда внешних и внутренних факторов, так как отражает интересы различных групп людей, связанных с ее деятельностью как внутри, так и за пределами организации.

На миссию организации оказывают влияние:

рынок, который определяет спрос на продукцию и услуги;

потребители; деятельность организации направлена на удовлетворение их потребностей и желаний;

основатели или руководители организации; их ценности и представление о том, для чего они создают организацию и какой хотят ее видеть;

сотрудники, работающие в организации; от их способностей, квалификации, труда зависит реализация целей;

собственники (акционеры), которые инвестируют капитал;

партнеры (поставщики, дистрибьюторы и т.д.), которые обеспечивают необходимыми ресурсами и оказывают другие необходимые услуги;

местное сообщество, тесно связанное с организацией, являющееся непосредственной средой ее существования, и его интересы (увеличение рабочих мест, создание безопасных для окружающей среды технологий, продуктов, условий труда и других благ, необходимых ему);

общество в целом, которое получает от организации часть создаваемого ею богатства в виде товаров, услуг, налогов, благотворительности и т.д., позволяющую реализовывать социальные цели и повышать его благосостояние.

Как сформулировать миссию? Типичная ошибка менеджеров состоит в том, что в качестве миссии организации формулируется получение прибыли. Между тем прибыль пред­ставляет собой ее внутреннюю проблему. А миссия должна учитывать прежде всего потребности клиентов, которые может удовлетворить организация.

Чтобы правильно выбрать миссию, в ее формулировке можно отразить:

запросы, которые она призвана удовлетворять (потребителей, сотрудников, собственников и общества);

главную цель, к которой она стремится (например, быть лидером);

продукт, который производит компания (услуги, работы);

технологии, которые она использует;

на каких рынках работает;

какие ценности проповедует организация;

каковы принципы ее деятельности.

Миссия организации, особенно крупной, может быть сформулирована очень широко, быть диверсифицированной. На уровне подразделения или малой организации миссия формулируется более конкретно, четко и, как правило, отражает определенную сферу деятельности и производимый продукт (услуги).

Например, миссией автомобильной компании «Дженерал моторе» является «предоставление такого качества продукции и услуг, при котором наши покупатели будут обеспечены превосходным товаром, наши работники и деловые партнеры уверены в нашем успехе, а держатели наших акций получат наилучшую отдачу на свои капиталовложения». А миссия дочерней компании «Шевролет» сформулирована гораздо уже: «Производство удобных и экономичных автомобилей и грузовиков».

Миссия может быть сформулирована в виде девиза или лозунга:

корпоративный девиз японской компании «Омрон Татеиси электроник», отражающий интересы не только организации, но общества в целом,звучит так: «Работать во имя лучшей жизни, лучшего мира для всех» или: «Своим трудом улучшим нашу жизнь и создадим лучшее общество»;

лозунг компании «Макдональд», в котором отражена ее миссия: «Чистота, качество, сервис, быстрота»;

лозунг немецкой железнодорожной компании «Дойче Бан»: «Ежечасно, пунктуально, по всем направлениям».

После того как руководство определило миссию, оно должно официально сформулировать смысл существования своей организации и сообщить об этом сотрудникам в доступной и понятой форме. Миссия может отражаться в таких документах, как бизнес-план, годовой отчет, в факсах и т. п.

Цели организации

На основе миссии, сформулированной в общих чертах, определяются цели организации, которые отражают разнообразные конкретные направления ее деятельности с указанием сроков их выполнения. Это могут быть долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели экономического, социального, производственного, организационного характера, направленные на рост и развитие организации, стабилизацию или сокращение.

Организация, реализуя свое предназначение (миссию), в зависимости от состояния внешней среды и собственных возможностей может добиваться самых различных целей: повышения доходности, конкурентоспособности, потребностей улучшения работы с клиентами, развития сотрудников и т. п. Ориентация российских организаций на принципы рыночной экономики нацеливает их на получение и рост прибыли. Однако сегодня для многих организаций основной целью является выживание.

Цели организации – основой для постановки целей ее подразделений. Организация также дает возможность работникам достичь личных целей, реализовать коллективно то, чего они не в состоянии осуществить индивидуально. Таким образом, в ней складывается иерархия целей. Руководитель должен координировать цели подразделений, отдельных групп и лиц, направлять их на выполнение целей всей организации, не допуская возникновения противоречий. Такие противоречия порождают различные конфликты, которые в худшем случае могут разрушить организацию.

Кроме работников организации во внешней среде существуют заинтересованные группы — покупатели, поставщики, держатели акций, кредиторы, дистрибьюторы, которые определяют ее цели исходя из собственных интересов.

Например, различные группы, заинтересованные в деятельности компаний по производству продуктов питания, желают, чтобы цели включали:

покупатели – производство качественной, экологически чистой продукции по приемлемым ценам;

поставщики – сохранение связей с компанией в течение длительного периода, а также расчетов с ней по ценам, обеспечивающим достаточный доход;

общество – безопасное для окружающей среды, природы и людей производство товаров по минимальным ценам, увеличение рабочих мест, благотворительность;

работники – обеспечение хороших условий труда, справедливой зарплаты и возможности продвижения;

менеджеры – увеличение доли рынка, производственных мощностей, производительности труда;

кредиторы – сохранение устойчивого финансового положения компании и выплату долгов точно в срок;

дистрибьюторы – сохранение связей с компанией в течение длительного времени и продажу им товаров по ценам, обеспечивающим достаточный доход;

акционеры – максимальную отдачу от их вложений.

Из-за разнообразия этих интересов при постановке целей руководство сталкивается со сложной задачей, пытаясь удовлетворить каждую из заинтересованных групп, учитывая при этом интересы организации. Противоречивые требования со стороны различных групп, заинтересованных в результатах работы организации, нередко приводят к необходимости принятия менеджерами сложных в этическом плане решений. Например, правильно ли увольнять работников, если после этого компания сможет более эффективно конкурировать и, по существу, избежать банкротства?

При постановке целей и принятии решений необходимо учитывать меру социальной и этической ответственности, которую несет организация перед обществом.

Социальная ответственность — это осознание того, что организация должна действовать в интересах общества

Общество ждет, что организации будут функционировать в согласии с его интересами, предоставляя рабочие места, занимаясь охраной окружающей среды, обеспечивая справедливое обращение с работниками, производя безопасную продукцию, добросовестно относясь к покупателям. Это осознается и многими руководителями российских организаций. Примером служит описанная выше ситуация с 5-м таксомоторным парком, руководство которого определило две приоритетные, основные цели: развитие таксопарка и за­щита окружающей среды, на реализацию которых направлены все усилия организации.

Основными требованиями, которые необходимо учитывать менеджерам при постановке целей, являются достижимость, гибкость, приемлемость, конкретность, измеримость и совместимость.

Для реализации целей организации разрабатывается стратегия. Если цели определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить как результат своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких средств и действий организация сможет достичь своих целей в условиях изменяющейся внешней среды.

Стратегия — это всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей

Общекорпоративная стратегия определяет на перспективу общее направление деятельности организации;

деловые стратегии — то, как организация будет конкурировать на тех рынках, где она продает свои продукты;

функциональные стратегии (маркетинговая, финансовая, производственная, исследований и разработок, управления персоналом) — то, какие продукты будет разрабатывать и производить компания, как она будет их продавать, как будут распределяться ресурсы, необходимые для выполнения поставленных целей.

1.3. Профессия «менеджер», предприниматель

Управленческая деятельность (т.е. менеджмент) включает в себя много аспектов. Это и стиль и техника исполнения, и теоретическая база, и функциональное назначение, орудия исполнения и руководство. Как же овладеть всем этим? К счастью, этого и не требуется.

Главное - это держать ситуацию под контролем, или. по крайне мере, точно уяснить свою роль в ней, не имея дляэтого ни достаточ­ного количества фактов, ни каких-то личных ценных качеств, ни влас­ти. Это и есть суть менеджмента.

В определенном смысле управленческая деятельность не нуждается во вмешательстве. Даже если вы не являетесь служащим, каждый шаг ва­шей жизни - это результат управленческой деятельности кого-то чем-то. На это можно и не обратить внимания, т.к. то, что привлекает наше внимание, является результатом исключительно неправильного менеджмента. Опаздывают поезда? Неудача менеджмента. Потеряна посланная вам почта? – Исключительная несостоятельность менеджмента. Сфера производственной деятельности? Неуспех здесь возникает в конечном результате из-за плохого руководства сейчас или гораздо раньше. Мы все подвержены этому воздействию.

Мы можем составлять одну из категорий: можем быть наследствен­ными менеджерами, настоящими менеджерами, новичками, жертвами и их производными. Некоторые - прирожденные менеджеры, другие приобрета­ют управленческие навыки, третьи являют собой простую видимость менеджеров.

Как новичок может стать истинным менеджером? Очень просто. Очень немногие управляющие задумываются над своими действиями, це­лями в мотивами. Любой человек, посвятивший даже небольшую часть своего рабочего дня обдумыванию проблем управленческой деятельности, может уже стать незаурядным менеджером, особенно если он будет искренне стараться это делать.

Было время, когда предприятия создавались и управлялись одним человеком, он вкладывал свой капитал, принимал решения, руководст­вуясь при этом своими знаниями, опытом, интуицией, он отвечал за все и рисковал один своим капиталом. По мере роста предприятия хо­зяйства такого классического типа были вынуждены нанимать специа­лизированных управляющих (инженеров, коммерсантов, счетоводов) и делить о ними свою власть. Некоторые предприниматели таким образом создали очень крупные предприятия.

В1924г. в Праге была основана международная организация СИСС (Международный совет по научной организации управления). Целью Совета было развитие в международном масштабе принципов и методов научного управления. С развитием управления в некоммерческих организациях растет роль специализированных управляющих от узкого специалиста до руководителя высокого ранга. Для выполнения отдельных функций требуется совокупность действий нескольких спе­циалистов, поэтому организация принимает вид иерархической пирамиды.

В основании пирамиды находятся специалисты с высокой сте­пенью специализации к узким кругом деятельности. По мере движения наверх степень специализации снижается, а кругозор расширяется и охватывает знания нескольких соседних уровней. Те же, кто находится на верху пирамиды, должны полностью понимать все функции данной системы управления, взаимосвязь между ними обладать смелостью принятия решений. Руководитель обязан быть прозорливым на ближайшее будущее.

Управленческий труд - сложный и объемный. В литерату­ре 60-70 гг. очень активно рассматривались предложения о замене управляющих и специалистов вычислительными машинами. Но машина не отражает того факта, что хороший управляющий должен обладать це­лым набором определенных качеств: он должен иметь технические и экономические звания, должен быть инициативным и быть творческой личностью. По мнению финских специалистов по управлению, менеджер должен обладать напо­ристостью, включающей в себя известную долю агрессивности (в положительном смысле этого слова), целеустремленностью, стремлением обязательно добиваться достижения поставленных целей, дове­дения начатого дела до конца. Люди, обладающие такой совокупнос­тью качеств, очень редки; в соответствии со своими врожденными способностями, полученным образованием они по-разному подходят к решению задач. Одни проявляют инициативу, другие бездейству­ют, но большинство из этих людей умеют анализировать возникшие

Проблемы, систематизировать их и находить решения. Исходя из та­кого подхода, качества лица руководящего состава появилось анг­лийское слово "менеджер" - наемный профессиональный управляющий предприятия. Член руководящего состава компании, банка, финансо­вого учреждения и их структурного подразделения. Специалиста области управления, которое по-английски звучит как “meneagment” - управление, заведование, совокупность современных принципов, методов, средств, форм управления производством и сбыта с целью повышения эффективности и увеличения прибыли. В современных условиях практически нигде не оценивают достаточно высоко труд уп­равляющего, причиной этого является определенное предубеждение в том, что эта категория людей или работников не производит кон­кретной продукции, а заработная плата достаточно высока. Социологические обследования ряда стран показали, что ценность хоро­шей системы управления зависит на 80% от деловых качеств управ­ляющего, в то время как капитал и рабочая сила составляют толь­ко 10%.

Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

• организатору конкретных вида работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

• руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

• руководителю по отношению к подчиненным;

• администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь

современными методами и др.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: