Искусство Византии и средневековой Западной Европы

После разделения Римской империи в мировой художественной культуре формируются две параллельные линии развития. Первая связана с восточнохристианским искусством и архитектурой Византии (V – XV вв.), вторая – с опытом западноевропейского региона, на территории которого формируется и главенствует римско-католическая церковь (с XI в.). Указание на связь искусства и религии в средние века не случайно. Сакральная архитектура христиан и ее изобразительный декор представляли собой главную художественную задачу на востоке и западе бывших римских территорий с V в. до позднего средневековья (XV – XVI вв.).

Принципы христианского искусства (облик ритуала богослужения, сюжеты и стилистика культовых живописных изображений) начинают складываться еще в Древнем Риме, в раннехристианских катакомбах. В изобразительном искусстве Византии, нового мощного и стабильно существующего государства, эта традиция развивается и закрепляется, становится влиятельной для художественной жизни обширных территорий Евразии. В архитектурной форме и общем устройстве византийских храмов, а также в их богатом изобразительном декоре проявляет себя особая система требований и правил (канон). Здесь был регламентирован и облик пространства, в котором проходят богослужения, и расположение изображений на стенах, и их тематика и иконография. Становление византийской архитектурной и изобразительной традиции происходит в связи со строительством и оформлением культовых сооружений Константинополя (современный Стамбул). Особенностью восточнохристианского храма является компактная конфигурация его объема, наличие большого купола и подкупольного пространства (центрально-купольный тип сооружения).

Византийская изобразительная традиция выработала узнаваемые, очень условные способы представления пространства, объема, человеческого тела. В ней использовалась обратная перспектива. Отдельные сюжеты Библии (новозаветные) воплощались по одному иконографическому канону, в строго определенных зонах храмового сооружения. Кроме росписи, широко использовались роскошные мозаичные изображения. Монументальное изобразительное искусство Византии V – X вв. повлияло на отдельные стороны художественной жизни в средневековой Западной Европе и очень значительно – на архитектуру и искусство Древней Руси и стран позднего средневековья и Нового времени, непосредственно связанных с территориями бывшей византийской империи. Влияние византийских принципов работы и регламентации изображений осуществлялось посредством различных культурных каналов (например, через миграцию профессиональных художников Византии в другие страны). В византийском регионе формируется особая отрасль культового изобразительного искусства, также непосредственно связанная с украшением храма – иконопись и сама концепция иконостаса.

Кроме зодчества и живописи, византийская художественная культура прославилась декоративно-прикладным искусством, книжной миниатюрой.

Западноевропейское средневековье. После разделения римского государства и на протяжении всего раннего средневековья западноевропейская архитектурная и изобразительная практика отставали в своем развитии от византийского опыта. На западных территориях (современные Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия) значительно упал уровень профессионального мастерства. Представления о задачах искусства, возможностях художника и зодчего – исказились и упростились по сравнению с римской эпохой. Расцвет локальных придворных культур Западной Европы 1 тысячелетия не мог в целом поменять общей картины упадка искусств относительно высоких достижений Древнего Рима, памятники которого оставались при этом известными.

С XI в., под напором культурных требований западной ветви христианства, католичества, начинается эпоха расцвета архитектуры и искусства всей Европы. Первое масштабное событие в истории западного искусства – романика (романский стиль). Это явление было связано с храмовым и монастырским строительством, а в более широком смысле – с расцветом культуры монастырей и городов, практикой паломничеств. Памятники романского стиля X – XII вв. в Европе можно опознать по толстым стенам и римским арочным проемам. В западном христианстве формируется особый тип храма – базилика. В его экстерьере декор (архитектурный и скульптурный) концентрируется на западном фасаде. Особенности романского стиля в скульптурном декоре заключаются в примитивности изображения, грубоватых способах обработки камня. Регламентация выбора сюжетов, иконографии и места их расположения была довольно строгой. В истории изучении искусства романика открывалась с большим запозданием – уже в современную эпоху. Игнорирование этого феномена было связано с общим негативным отношением к искусству в период между античностью и Ренессансом.

Вслед за романским стилем в архитектуре и искусстве Европы развивается готический. Основные памятники готической архитектуры относятся к XII – XIV вв. До XVI в. она остается актуальной в Англии. Готика частично отталкивалась от романики, но ее задачи, визуальные и конструктивные особенности – в целом иные. Готика предназначалась для городских соборов, торжественных сооружений, презентующих возможности городской общины христиан. Соборы строились постепенно, на протяжении столетий, без единого плана. Новые принципы конструирования стен и перекрытий сделали их внешний вид изящным. Архитектурную готику отличает особая любовь к мелким сложным формам и растительному по облику декору, вытянутые вверх пропорции, стрельчатые проемы, украшение западной части высокими башнями. Готическая скульптура предназначалась для декора фасада и была выразительной и более искусной, чем романская. Вместо живописи использовалась техника витража – набора изображения из цветных стекол, к которому добавлялась роспись для создания деталей. В рамках феномена интернациональной готики принципы этого стиля реализуются также в живописи и графике (позднее средневековье). Несмотря на качественные изменения мастерства зодчих и художников относительно романского стиля, готика долгое время вызывала презрительные суждения в свой адрес со стороны представителей Ренессанса и Нового времени. К XIX в. это негативное отношение смягчается, а потом и вовсе исчезает. Образы готики вдохновляли архитекторов и стали основой такого архитектурного направления, как неоготика. В том же XIX в. начинается научное изучение европейского и византийского средневековья, коллекционирование памятников искусства, реставрация средневековых храмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: