Искусство итальянского Ренессанса и Северной Европы в XIV – XVI вв

В истории искусства период позднего средневековья в Западной Европе выделяется в особую эпоху Ренессанса (Возрождения). Это время, когда на территории современной Италии формируется и расцветает стиль классического типа, давший большое количество шедевров архитектуры, скульптуры, монументальной и станковой живописи.

Понятие Ренессанса можно расшифровать как возвращение к принципам профессиональной работы мастеров античности, в те времена известной по наследию Древнего Рима. На этапе Ренессанса в круг тем искусства включается соответствующий сюжетный материал (образы античной мифологии). Становится более светским и индивидуальным подход к представлению библейских сюжетов. Мастера Ренессанса исследуют памятники скульптуры и архитектуры Древнего Рима, стараясь достичь тех же успехов в навыках изображения и архитектурного проектирования. Задачи ренессансных скульпторов и живописцев предполагали естественнонаучное исследование натуры и искусное ее воспроизведение. Особенно важно было достоверно воссоздать формы человеческого тела и поведение человека, добиться иллюзии пространства и объема на плоскости. В процессе обучения (средневекового по своему типу) предполагалось освоение пластической анатомии, пропорций, линейной перспективы, правил исполнения светотени и т. п. От эпохи итальянского Ренессанса осталось значительное число трактатов по теории искусства и первые книги по ее истории («Жизнеописания» Дж. Вазари). Вся эта литература была написана художниками-практиками, пытавшимися рационально осмыслить принципы своей деятельности.

Периодизация итальянского Возрождения повторяет структуру древнегреческого стиля – становление стиля, его наивысший расцвет, период разрушения (Раннее, Высокое и Позднее Возрождение). Поворотной фигурой обычно считают Джотто (к. XIII – нач. XIV в.). Эволюция стиля предполагала в случае Ренессанса постепенное накопление знаний и навыков, медленное возрастание ремесленного мастерства от поколения к поколению художников. Лучшие их достижения относят к XV – XVI вв. (кватроченто, Высокое Возрождение). С середины XVI в. можно наблюдать особые трансформации стиля, свидетельствующие о зарождении в итальянском искусстве принципиально новых тенденций, не имеющих уже отношения к классическому чувству красоты (маньеризм, барокко). В ренессансной Италии искусство и архитектура имели локальные особенности, развивались в разных центрах с некоторыми отличиями (Флоренция, Рим, Венеция).

Приметы храмовой и дворцовой архитектуры данного периода сочетают в себе местные черты (особенно заметные во флорентийской архитектуре XV в.) и переработанное наследие римской архитектуры - ее конструкций, пропорций, ордерного декора. Выдающимися зодчими Италии были Ф. Брунеллески, Микеланджело, А. Палладио.

В живописи доминировала задача сложных многофигурных росписей парадных помещений (прежде всего, церковных). Работы велись в специфической для Италии трудоемкой технике фрески. В этой сфере особенно знамениты живописные ансамбли Джотто, Мазаччо, Рафаэля, Микеланджело. В эпоху Ренессанса рождается феномен станковой картины, особенно ярко раскрывающей индивидуальное прочтение сюжета автором. Картины писали как для сакральных, так и для светских помещений – на деревянной основе темперой, а позже и масляными красками. Картины Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Тициана формируют наследие начального этапа развития современной станковой живописи, ее композиционные и концептуальные принципы. Основные техники и материалы скульптуры: ваяние (мрамор), отливка (бронза). Скульпторы Италии работали над изготовлением статуй религиозного и светского назначения, иногда образующих сложные ансамбли. В декоре зданий широко и разнообразно использовалась форма рельефа. В XV в. итальянские мастера, соперничавшие в мыслях с античными скульпторами, смогли осуществить создание бронзового конного монумента (Донателло). В XV – XVI вв. в Италии сформировалась специфическая отрасль печатной графики (резцовая гравюра). Ярким и выразительным было декоративно-прикладное искусство ренессансной Италии (костюм, мебель, посуда). Предметы быта часто украшались изображениями – отдельными мотивами и сложными сценами.

Искусство итальянского Ренессанса в Эрмитаже представлено относительно небольшим кругом шедевров. Особенно прославлены среди них «Мадонны» Леонардо и Рафаэля.

Понятие Северного Возрождения носит довольно условный характер. Связано оно с нидерландским и немецким искусством XV – XVI вв. Особенность этого регионального и временного явления – стилистическая трансформация местного, связанного с готикой североевропейского искусства, отдаленно напоминающая процессы в ренессансной Италии. Иногда речь идет о прямом влиянии теории и практики итальянского искусства на мастеров Севера. Накануне Нового времени это воздействие становится особенно заметным, возникает особое художественной направление – нидерландский романизм.

В Нидерландах и Германии в рамках Северного Возрождения развивались только станковая живопись и графика (ксилография, резцовая гравюра, рисунок). В первой половине XV в. в Нидерландах была изобретена техника масляной живописи. Легенда приписывает это открытие Я. Ван Эйку. Картины писали на небольших по размеру досках – обычно для алтарных религиозных композиций, имевших специфическую для Севера Европы складную конструкцию. В светской области развивался жанр портрета – как в живописи, так и в графике. Графика была разнообразна по тематике, жанрам и техникам. От нее остались, кроме гравированных изображений, рисунки – наброски, акварели, портретные штудии.

Среди нидерландских мастеров особую известность ныне имеют братья Ван Эйк, И. Босх, П. Брейгель (XV – XVI вв.). Самый известный немецкий мастер – живописец, график и теоретик искусства А. Дюрер (XVI в.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: