Основные тенденции европейского искусства XIX в. – XX в

Европейское искусство с конца XVIII в. развивается особенно динамично, в связи с масштабными переменами в самом строе культуры и общественной жизни. Постепенно формируются характерные для современности воззрения на искусство и творчество, современное отношение к профессиональному образованию. В течение XIX – XX вв. значительно меняются цели и облик станковой живописи, но и другие отрасли изобразительного искусства переживают большие потрясения. В искусстве модифицируются жанры, появляются принципиально новые темы, открываются новые техники и создаются новые материалы и инструменты работы. Среди задач искусства вперед выдвигаются светские по своему характеру. Кроме произведений для частного восприятия, индивидуального размышления, художники нового периода интенсивно работают над ансамблями и монументами пропагандистского содержания. Рождается искусство политического плаката и карикатуры. Множество реформ переживает искусство книжного оформления, театрально-декорационная отрасль и др. История стилистических явлений XIX– XX вв. до предела насыщена реформами и революциями разного масштаба.

Искусство XIX в. В начале этого столетия во Франции и Испании работали крупные художники, сформировавшиеся в более ранний период: Ж.-Л. Давид и Ф. Гойя. В это время продолжает свое развитие искусство неоклассицизма, появляются новые представители этого стиля (Б. Торвальдсен, Ж.-О.-Д. Энгр). Однако самое заметное явление первой трети XIX в. – творчество художников романтического поколения, их эксперименты с аллегорией в искусстве, историческим жанром, пейзажем. Романтизм изучают в связи с национальными школами: Англия (У. Блейк, У. Тёрнер), Германия (К.-Д. Фридрих), Франция (Т. Жерико, Э. Делакруа, Ф. Рюд).

К середине века в европейском искусстве нарастают реалистические тенденции, проявившие себя в бытовом жанре и в пейзаже. Европейский пейзаж XIX в. был поистине экспериментальным жанром, в котором решались вопросы реформы самой концепции картины, а также ее композиции и живописных приемов. Значительными событиями в этом жанре было творчество Дж. Констебля, К. Коро, художников-барбизонцев. Продолжились эксперименты такого рода в пейзаже импрессионистов и П. Сезанна (вторая пол. XIX в.). В рамках парижской художественной жизни формируется особая новаторская практика в творчестве, с особыми взглядами на визуальную форму, художественное образование, выставочную жизнь и др. Первым художником-новатором современности можно считать Г. Курбе. За ним последовали Э. Мане, импрессионисты во главе с К. Моне и постимпрессионисты (П. Сезанн, П. Гоген, Ван Гог).

Альтернативой новой французской живописи служили во второй половине XIX в. позднеромантические и символистские явления в изобразительном искусстве, которые имели отношение к разным национальным школам (Франции, Германии, Швейцарии). В Великобритании этого периода работает объединение прерафаэлитов. В последние десятилетия века в Европе и России формируется стиль модерн, перекликавшийся с символизмом в изобразительном искусстве.

Особое развитие в XIX в. получили графика и скульптура, у которых появились новые задачи, новые материалы и приемы работы. Самым выдающимся скульптором периода был О. Роден, положивший начало расцвету монументальной и парковой скульптуры в современном мировом искусстве.

В отечественных музейных коллекциях детально представлено новаторское европейское искусство второй половины XIX – нач. XX в., но есть также и произведения неоклассицизма, романтизма, символизма.

Искусство XX в. На творчество французских живописцев импрессионизма и постимпрессионизма опирались новаторские художественные направления в искусстве Западной Европы первой трети XX в. (фовизм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм). Представители этих направлений стремились видоизменить саму идею живописи, расширить рамки своей профессиональной деятельности за счет изменения средств выразительности. Эти мастера много писали и говорили о творчестве, выпускали эстетические манифесты. В России этому западноевропейскому феномену соответствовал русский авангард, многое почерпнувший из творчества, например, А. Матисса. Самые необычные достижения новой творческой практики этого периода: отказ от фигуративности в изобразительном искусстве (концепция абстрактной живописи), отказ от традиционного экспонирования и зрительского восприятия произведений, новые теории в области художественного образования, появление во второй половине века практики использования временного измерения в искусстве (перформанс, акция).

Новаторское искусство в течение XX в. приобретало сторонников во всех регионах мира (прежде всего, Америке и Азии). Со временем сформировалось альтернативное первым живописным и скульптурным экспериментам концептуальное искусство. Эта новаторская тенденция игнорирует преображение визуальной формы - может и вовсе не заниматься реализацией творческого замысла. Главным в работе концептуального художника становится необычная идея.

В Новейшее время продолжилось развитие и относительно традиционных форм изобразительного творчества. Чрезвычайно усложнилась сфера идеологического и официального искусства (монументальная скульптура и живопись – например, мемориалы). В XX в. необычайный расцвет переживает архитектура – за счет расширения технологических возможностей. Появляются разнообразные отрасли дизайна и соответствующие им новые творческие профессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: