Зарубежное искусство Нового времени

Искусство Нового времени в Европе отличается большой стилистической и концептуальной пестротой и является одной из самых ценных страниц в мировой истории художественной культуры. В это время сформировались такие стили, как классицизм, барокко и рококо, и работали мастера мирового масштаба, оказавшие существенное влияние на современные представления о целях и возможностях искусства (прежде всего, живописи), о природе творческой гениальности.

Искусство XVII в. характеризуется становлением профессионального образования нового (академического) типа, появлением двух соперничающих между собой стилей (барокко и классицизм) и деятельностью нескольких уникальных национальных школ искусства. В этот период происходит формирование пейзажа, натюрморта и бытовой картины как самостоятельных жанров. Развивается феномен парадного портрета и варианты исторической картины. Большое внимание уделяется как станковому, так и монументальному искусству – из-за широкого церковного и дворцового строительства, расцвета паркового искусства.

Италия конца XVI – XVII вв. осмысляет наследие Ренессанса. В этот период здесь работали болонские академисты и Караваджо. В Италии нач. XVII в. окончательно складывается стиль барокко, первоначально связанный с задачей возведения римских церквей, а затем широко распространившийся из-за своего декоративного потенциала и в светской сфере. Система выразительных средств барокко в архитектуре, живописи и скульптуре отличается тягой к сложным криволинейным формам, сложности цвета, освещения, фактуры и т. п. Барокко в Европе просуществовало до XVIII в., но его расцвет связан именно с XVII столетием в Италии и Франции.

История национальной испанской школы начинается с эпизода деятельности Эль Греко в Толедо (к. XVI – нач. XVII в.). Позже там работают мастера собственно испанского происхождения – прежде всего, Д. Веласкес. Испанское искусство склоняется к колористической живописи. Основные задачи испанских мастеров – декор церковного помещения, работа при дворе над парадными портретами.

Искусство Франции XVII в. отличается противоречивым характером. Здесь сосуществовали разные стилистические явления, и можно было наблюдать значительную разницу между придворным искусством, художественной жизнью провинции и работой художников Академии. Основные стили французского искусства этого периода – соперничающие между собой барокко и классицизм. Становление последнего было связано также и с Италией.

Н. Пуссен, Ш. Лебрён, К. Лоррен – французские художники, внесшие значительный вклад в рождение изобразительного искусства классицизма, влиятельного стиля Нового времени, отличавшегося особым принципом подражания античности, уникальными концепциями жанров, вниманием к моральным задачам произведений. Архитектура и искусство классицизма развивались в Европе, России и Америке до XIX в. – в частности, благодаря его опоре на особые учреждения профессионального образования художников (Академии).

Особое место в искусстве Нового времени занимают фламандская и голландская школы. Искусство Фландрии сплотилось вокруг фигуры П. П. Рубенса. Оно отличалось дворцовой, светской направленностью - торжественностью, декоративностью и оптимизмом. Искусство Голландии XVII в. дает пример развития бюргерской и протестантской художественной культуры. Здесь появились уникальные версии портрета, натюрморта, пейзажа, бытового жанра. В Голландии было множество локальных художественных центров. Здесь работали Рембрандт, Я. Вермеер, Ф. Хальс, Я. Стен.

Искусство XVIII в. тоже может быть рассмотрено через характеристики национальных художественных школ. Ведущее место в развитии искусства принадлежало Франции, Италии (центрам в Венеции и Риме). В XVIII в. работали интересные художники немецкого и швейцарского происхождения, впервые проявили себя английские живописцы.

К венецианской школе искусства относят Дж. Б. Тьеполо, мастера с европейской славой, манера которого включала в себя приемы венецианского Ренессанса. В Венеции зародилась влиятельная трактовка пейзажного жанра – ведута (представители А. Канале, Ф. Гварди). Французская школа XVIII в. отступает от традиций классицизма - постепенно здесь формируется придворный стиль рококо, который заметен даже в творчестве художников, связанных с парижской Академией. Крупнейшие живописцы Франции, имевшие причастность к этому стилю: А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар. Архитектура, изобразительное искусство и ДПИ рококо по придворным каналам распространяются по всей Европе. Искусство французского Просвещения имело иную направленность – оно было связано с принципами и эстетикой буржуазной культуры (Ж.-Б.-С. Шарден). Во Франции XVIII столетия работали выдающиеся скульпторы (например, Ж.-А. Гудон). Английская школа живописи в XVIII в. прославилась экспериментами живописца и гравера У. Хогарта с современным по типу бытовым жанром, бурным развитием английского портрета, а также колоризма в живописных приемах (Дж. Рейнольдс, Т. Гейнсборо).

Во второй половине XVIII в. в Риме рождается и постепенно распространяется среди европейских мастеров изобразительного искусства неоклассицизм. Это поздняя версия классицистического стиля, просуществовавшая в Европе до первой трети XIX в. (А. Канова, Ж.-Л. Давид) и трансформировавшаяся позднее в практику академизма.

Европейское искусство Нового времени богато представлено в коллекциях Эрмитажа. Практически все его тенденции оказывали существенное воздействие на отечественную художественную культуру.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: