Брань вместо убеждения

 

Похоже, что организаторы «чернушных» кампаний переоценивают свои возможности. По сути дела черный пиар превратился в последнее прибежище некомпетентных политтехнологов. Пресса в большинстве случаев констатирует, что «компромат» сработан чрезмерно грубо, используются примитивные и повторяющиеся раз из раза приемы, клише, штампы. В частности, на это указывает инцидент в Астрахани, где по словам журналистов главу администрации Олега Полумордвинова подвергли «топорной и непрофессиональной пиар-атаке». Как сообщается в СМИ, «утром 20 июня некоторые астраханцы увидели, как на некоторых стенах зданий нашего любимого города неизвестные наклеили листовки, на которых был изображён танцующий с девушкой глава администрации Астрахани и подпись «Олег Полумордвинов. Хуже не бывает». Не спасло продукт даже применение для печати хорошего полиграфического оборудования. Выходные данные указаны, естественно, не были. Никакого эффекта атака не произвела[16].

 

Черные пиарщики работают без заметных новшеств. Они акцентируют внимание на этническом происхождении кандидата, как это имело место в Воронеже. Под огонь грязного пиар попал кандидат «Справедливой России» Абубакар Арсамаков. Пиарщики сделали грубые намеки на незаконный характер происхождения его состояния[17]. В Мари Эл «на кандидатов от КПРФ ополчилась газета-«клон» под редакторством председателя РО «Российской партии пенсионеров за справедливость» в РМЭ Юрия Кондакова. Казалось бы, запредельная предвыборная контрпропаганда, так характерная в 1990-х и начале 2000-х, постепенно сменилась на более цивилизованный стиль[18]. Как и в других случаях, атакуемая партия смогла заявить, что является жертвой незаконных действий и перевела стрелки на местную власть, которая подобное допустила.

 

Упоминавшаяся выше газета-листовка «Сожрем Россию» фактичски воспроизводит название другой листовки, распространявшейся в 2011 году: «СъЕдим Россию». В том случае речь шла об атаке на «Единую Россию» и анонимные авторы с одной стороны намекали на коррупцию во власти, а с другой стороны использовали образ белого медведя с эмблемы ЕР, напоминая, что это животное хищное и опасное. В случае с газетой 2016 года пропагандисты просто механически воспроизводят чужой прием, не задумываясь, как он работает. Вопрос о том, как небольшая и формально оппозиционная партия СР, не имеющая серьезных шансов получить власть, может «сожрать Россию», остается для читателей газеты совершенной загадкой.

 

Использование однообразных приемов, зачастую не соответствующих конкретным ситуациям и конкретным задачам политического соревнования, характеризует большую часть практики черного пиара в кампании 2016 года, демонстрируя, что ничего кроме шаблонных и заранее предсказуемых (а потому и заведомо неэффективных) ходов её сторонники предложить в ходе текущего электорального цикла не могут.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: