Может ли победа стать поражением?

Наверное, в мире нет людей, которые бы не мечтали о победе. Ведь радость от собственного успеха повышает самооценку каждого из нас. Но иногда, проявив не­вероятное упорство и достигнув желаемого, человек несёт невосполнимые духовные утраты, так как начинает руководствоваться ложными жизненными ценностями. И тогда победа становится поражением.

Об этом неоднократно предупреждал читателей А.П. Чехов. Вспомним его рас­сказ «Крыжовник». Николай Иваныч Чимша-Гималайский поставил себе целью приобрести усадьбу и есть не купленный, а свой собственный, заботливо выращен­ный крыжовник.

Чтобы добиться желаемого, этот человек на протяжении нескольких десятиле­тий постоянно экономил, отказывал себе во всём: «жил скупо, недоедал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк». Он женился - без любви, по расчёту - на уже немолодой, некрасивой, но богатой вдове. Как отмечает А.П. Чехов, «только потому, что у неё водились деньжонки». Нелюбимую супругу своей скупостью и бездушием Николай Иваныч быстро свёл в могилу: жена его «стала чахнуть да года через три взяла и отдала богу душу».

Наконец у Чимши-Гималайского ценой долгих лишений появилась возможность купить небольшое поместье. Его мечта сбылась: он ест крыжовник, кислый, жёст­кий - но свой! И даже ночью встаёт и подходит к тарелке с ягодами.

Счастливый и довольный собой Николай Иваныч чувствует себя победителем, так как добился поставленной цели. Однако, по мнению А.П. Чехова, эта победа обернулась духовным поражением. Достигнув своего, Чимша-Гималайский отгоро­дился от других людей с их бедами и проблемами, стал чудовищно глух, равноду­шен к чужому несчастью, болезням, страданию, нищете.

А.П. Чехов осуждает такое самозамкнутое существование героя, так как счита­ет: когда у человека есть достаточные средства, он должен задумываться о тех, кто не имеет необходимого для жизни, по мере своих сил помогать им. Поэтому в рас­сказе «Крыжовник» есть такие слова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы ни был он счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Таким образом, в рассказе «Крыжовник» А.П. Чехов обличает ограниченность интересов, которая происходит, если человек добивается желаемого и думает лишь о личном комфорте, не считает нужным быть полезным другим людям, помогать окружающим. Такую победу писатель считает духовным поражением, так как, по его мнению, «желание служить общему благу должно быть потребностью души, условием личного счастья».

Как и Чимша-Гималайским, победителем себя воспринимает лакей Яков - один из героев комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Этот простой русский крестьян­ский парень убеждён, что ему необычайно повезло, так как какое-то время он вме­сте со своей хозяйкой пожил в Париже.

Приобщение к культуре цивилизованной Европы не сделало Якова более душев­ным и нравственным человеком. Наоборот, в своих поступках он стал руководство­ваться такими ложными жизненными ценностями, как стремление к роскоши и преклонение перед всем иностранным. Так, Яков считает русскую жизнь отсталой, презирает свою Родину, народ, из которого сам вышел, и просит Раневскую снова забрать его во Францию: «Вив ля Франс!.. Здесь не по мне, не могу жить...ничего не поделаешь. Насмотрелся на невежество - будет с меня».

Яков не хочет видеть свою мать, которая терпеливо ждёт его у порога кухни. Такое поведение можно объяснить тем, что он, преклоняющийся перед всем ино­странным, стыдится бедности, низкого культурного уровня, обыкновенности своей родительницы. Яков - циничный молодой человек, презирающий всё родное, начи­ная с матери и кончая Родиной. Ему недостает мужества с достоинством отнестись к материальному и социальному положению своей матери, поэтому он предаёт её, руководствуясь ложными жизненными ценностями.

Проанализировав поступки лакея Якова, его презрительно-высокомерное отно­шение к окружающим, можно сделать вывод о том, что, считая себя победителем, этот человек не понимает, как, добившись желаемого, он сильно деградировал как личность.

Итак, приведённые литературные примеры показывают: жизненный успех мо­жет вскружить человеку голову, стать причиной приобщения к ложным жизнен­ным ценностями, и тогда победа становится поражением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: