Ни для кого ни секрет, что время управляет течением жизни и оказывает огромное влияние на нас. Прошлое, настоящее и будущее каким-то непостижимым образом ощущается в каждой секунде, проживаемой человеком, соединённым невидимыми нитями с минувшим.
Почувствовать связь веков было дано герою рассказа А.П. Чехова «Студент» Ивану Великопольскому. События, описанные писателем, происходят накануне Пасхи, светлого христианского праздника. Поздним вечером, в страстную пятницу, Иван, возвращаясь домой, предавался грустным размышлениям: «Студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше».
После разговора Ивана со вдовой Василисой и её дочерью Лукерьей возле костра, простыми женщинами (Василиса служила когда-то у господ в мамках, а потом в няньках, Лукерья - «деревенская баба, забитая мужем»), Ивану открылось, что время связывает людей вечными ценностями, нравственными принципами.
|
|
Воспоминание Ивана о Петре соединило момент беседы с женщинами у костра с библейскими временами. Его рассказ им о предательстве Петра, отрёкшегося трижды от Иисуса Христа, вызвал слёзы у Василисы. И эти слёзы поразили Великопольского: «Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение..., очевидно, то,... что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему - к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям».
Произошло осознание героем удивительной связи времён, того, что прошлое связано с настоящим, «вытекавшим одно из другого..., он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой». И это осознание наполнило его радостью. Радостью оттого, что ему открылось, «что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле»; и пока у человеке есть представление об истине, красоте, и правде, есть надежда на исправление как самого человека, так и жизни, его окружающей. Иван Великопольский почувствовал сквозь пласты времени духовную нить, связывающую всех людей с Иисусом Христом, его учением, соответствовать которому и является главной задачей каждого человека. Правда и красота, непрерывно направляющие человеческую жизнь, - это правда и красота христианского учения, направляющего жизнь человека к внутренней гармонии, к любви и добру.
|
|
Связь времён проявилась и в слезах Василисы. Она заплакала, «потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». Возможно, услышав о предательстве Петра, она вспомнила о том, кого предала сама. Может быть, слёзы были вызваны воспоминанием о той душевной боли, которое причинило ей чужое предательство.
Но вероятно и то, что Василиса почувствовала, что подобно Петру каждый из живущих на земле, и она сама, предаёт Бога, отрекаясь от его заповедей, проживая греховно свою жизнь, не любя ни ближнего, ни самого себя, клянётся, убивает словами, поступками, злыми помыслами, предаёт, осуждает всех вокруг, не замечая бревна в своём глазу.
Радостью наполнилось сердце Ивана Великопольского после разговора с женщинами у костра, он понял, что не истончилась духовная нить, связывающая человека с Богом, по-прежнему нам близки библейские события и «правда, и красота» «продолжаются непрерывно до сего дня». Понимание этого наполнили героя рассказа ожиданием счастья, «и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла», потому что человечество не потеряло ориентиров на вечные духовные ценности, а значит, есть надежда на исправление как жизни каждого человека, так и в целом всего мира...