Р. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»

В Увертюре к опере «Тангейзер» (1845 г. Дрезден) нашел отражение основной конфликт произведения: борьба духовного и чувственного начал в душе главного героя – рыцаря-миннезингера Тангейзера. В опере это выражено противопоставлением двух образных и интонационных сфер: рыцари-христиане, пилигримы, невеста Тангейзера Елизавета представлены, в основном, вокальной музыкой, опирающейся на напевные интонации, хоральный склад, диатонику и достаточно простые гармонии, а языческая богиня Венера и ее окружение – красочно инструментованной оркестровой музыкой, тяготеющей к хроматике и гармонической сложности. Композиция увертюры представляет собой развернутую сложную трехчастную форму. Ее крайние разделы основаны на двух темах: строгом, отрешенном хорале пилигримов (Ми мажор), близком немецким протестантским напевам и звучащем у ансамбля духовых инструментов, и более индивидуализированной, напряженной теме страданий Тангейзера.

В среднем разделе увертюры колорит музыки резко меняется: на смену строгой диатонике и устойчивости хорала приходит изысканная хроматика и гармоническая подвижность причудливо мерцающих звучаний – начинается музыкальная картина вакханалии в гроте богини любви Венеры. Этот раздел увертюры написан в сонатной форме с зеркальной репризой и эпизодом в разработке.

В главной партии (Ми мажор), состоящей из двух тем, особенно обращает на себя внимание вторая, легкая и грациозная тема широкого диапазона в звучании альтов, кларнета и гобоя.

Связующая тема с хроматическими нисходящими интонациями в верхних голосах имеет общие черты с темой страданий Тангейзера из 1-го раздела увертюры, но здесь она звучит пламенно и страстно.

Кульминацией всего раздела становится побочная партия (Си мажор). В опере эта тема играет большую роль и является рыцарским гимном, которым Тангейзер прославляет богиню любви Венеру.

В разработке оркестровая звучность становится более легкой, прозрачной; в центральном эпизоде на фоне тремолирующих скрипок у кларнета соло появляется новая мелодия, пленительная и манящая – тема Венеры.

Зеркальная реприза начинается проведением побочной партии. Следующие за ней обе темы главной партии достигают экстатического звучания, после чего в глубинах оркестра появляется торжественный мотив хорала пилигримов – так начинается заключительный раздел увертюры (А′). Тема пилигримов, разрастаясь, достигает огромной мощи в звучании тромбонов и труб, создавая впечатление величественного апофеоза.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: