Организационную роль работника можно определить как функциональные обязанности, которые должно выполнять лицо, занимающее соответствующую должность, и которые изложены в соответствующих организационных документах. Кроме формальных документов, существенное влияние на реализацию организационных ролей могут оказывать неформальные взаимоотношения в данном коллективе, а также требования организационной структуре.
Основными составляющими организационной роли являются:
- поддающиеся проверке цели деятельности в рамках данной роли;
- вытекающие из поставленных целей основные области деятельности, задачи и обязанности;
- связи данной роли с другими организационными ролями;
- полномочия и определенная свобода действий, позволяющие принимать решения, которые исполнитель роли сочтет необходимыми для получения желаемого результата;
- контролер деятельности данной организационной роли и показатели по которым эта деятельность будет контролироваться.
Организационная роль должна соответствовать целям, стратегии, и структуре организации. С другой стороны – отвечать запросам и ожиданиям человека, который будет ее выполнять. Двумя необходимыми условиями этого являются ясность и приемлемость роли.
Ясность роли предполагает, что работник адекватно понимает место его роли в совокупности работ, выполняемых коллективом.
Приемлемость роли состоит в том, что человек готов осознанно ее выполнять, получать от этого удовлетворение, положительный результат, который необязательно будет носить материальный характер. Такой результат должен быть известен работнику до начала выполнения его роли.
Параметры организационной роли.
Основными параметрами организационной роли являются:
- масштаб – количественная характеристика роли, определяемая объемом решаемых задач или выполняемых операций;
- сложность исполнения – качественная характеристика, определяемая содержанием информации, полномочиями, самостоятельностью в принятии решений, ответственностью за их исполнение, квалификацией исполнителя роли.
С понятием организационной роли тесно связано и такое понятие, как организационный статус. В отличии от роли, статус относится не к занимаемой должности, а к конкретным работникам. Различают формальный и неформальный статус.
Формальный статус роли свидетельствует о том, какими властными полномочиями обладает исполнитель, какова сила его влияния на деятельность организации. Но, например, роли начальников отделов одного предприятия могут иметь различный формальный статус, в зависимости от того какую позицию занимает отдел в организации.
Неформальный статус роли задается либо персональными характеристиками ее исполнителя, либо неформально установленной значимостью и влиянием роли в организации.
Понятие и элементы организационной культуры
Каждой организации присуща своя организационная культура. В каждой организации существует набор различных внутренних правил, принципов и норм поведения. Эти нормы и принципы могу фиксироваться во внутренних документах, таких как профессиональные, организационные или корпоративные кодексы. Корпоративные кодексы отражают ценности организации, принципы ее деятельности, регламенты и требования к сотрудникам. В них прописываются правила, которые должны соблюдать все работники корпорации. Кроме них существуют негласно принятые правила и разделяемые сотрудниками ценности, нормы и правила. Все они характеризуют организационную культуру. Культура охватывает все стороны жизни организации, она является наиболее стабильным ее элементом, который оказывает влияние на все организационные процессы.