Тема 6. Социология потребления

Основные понятия: потребности, потребление, производственное и непроизводственное потребление, богатство, бедность, депривационный подход в исследованиях бедности, уровень жизни, качество жизни, "вестернизация" потребления, социально-экономические, культурные и этнические факторы потребления, "общество потребления", "потребительская корзина", прожиточный минимум, депривация, доверие, мода, стиль.

 

Основные вопросы для обсуждения:

1. Понятие, виды, факторы и динамика потребностей. Социально-историческая и культурная природа потребностей.

2. Структура потребления как характеристика общества, социальной группы и индивида.

3. Социально-экономическая стратификация. Богатство и бедность в современном обществе.

3.1. Социально-экономическая стратификация и социальная стабильность

3.2. Бедность как глобальная проблема современности.

3.3. Социологические и идеологические трактовки богатства и бедности

1. Динамика потребления в условиях постиндустриального общества и глобализации.

2. Потребление как коммуникация.

Знаково-символические аспекты вещей, товаров и потребления.

Коммуникативные факторы потребительского поведения.

Теоретическая реконструкция

«Общество потребления» как тема критической социологии Г.Маркузе

«Общество потребления» как тема критической социологии Ж.Борийяра

Потребление: экономический акт или символическое действие?

«Престижное потребление» как характеристика статуса индивида и группы

Практические задания

§ Используя сведения о природе и технологии распространения моды предложите пиар-средства внедрения нового продукта, стиля, образа жизни.

§ На примере анализа содержания и формы рекламных сообщений проиллюстрируйте действие социальной регуляции потребительского поведения.

§ Каковы особенности потребления информационной продукции представителей различных групп? Выделите социальные и культурные факторы потребления информационных продуктов. Предложите их использование для внедрения новых информационных продуктов.

§ Мода как социальный и экономический феномен: сравнительный анализ индустриального и постиндустриального общества (вариант - традиционного и современного общества).

§ Богатство и бедность как темы средств массовой информации: репрезентации и оценки.

Литература

· Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы// Социологические исследования, 2005. № 1.

· Верховин В.И., Зубков В.В. Экономическая социология. – М.,2005. С.272-297.

· Алешкина И.В. Поведение потребителей. - М., 2000. - 376 с.

· Дейнека О.С. Экономическая психология. - СПб., 2000. Модуль 4.

 

· Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., 1995. С.113-150.

· Веблен Т. Теория праздного класса. - М., 1984. С.108-133.

· Зиммель Г. Мода / Зиммель Г. Избранное. Т.". - М.: Юрист, 1996. С.266-291.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: