Основные понятия: потребности, потребление, производственное и непроизводственное потребление, богатство, бедность, депривационный подход в исследованиях бедности, уровень жизни, качество жизни, "вестернизация" потребления, социально-экономические, культурные и этнические факторы потребления, "общество потребления", "потребительская корзина", прожиточный минимум, депривация, доверие, мода, стиль.
Основные вопросы для обсуждения:
1. Понятие, виды, факторы и динамика потребностей. Социально-историческая и культурная природа потребностей.
2. Структура потребления как характеристика общества, социальной группы и индивида.
3. Социально-экономическая стратификация. Богатство и бедность в современном обществе.
3.1. Социально-экономическая стратификация и социальная стабильность
3.2. Бедность как глобальная проблема современности.
3.3. Социологические и идеологические трактовки богатства и бедности
1. Динамика потребления в условиях постиндустриального общества и глобализации.
2. Потребление как коммуникация.
Знаково-символические аспекты вещей, товаров и потребления.
Коммуникативные факторы потребительского поведения.
Теоретическая реконструкция
«Общество потребления» как тема критической социологии Г.Маркузе
«Общество потребления» как тема критической социологии Ж.Борийяра
Потребление: экономический акт или символическое действие?
«Престижное потребление» как характеристика статуса индивида и группы
Практические задания
§ Используя сведения о природе и технологии распространения моды предложите пиар-средства внедрения нового продукта, стиля, образа жизни.
§ На примере анализа содержания и формы рекламных сообщений проиллюстрируйте действие социальной регуляции потребительского поведения.
§ Каковы особенности потребления информационной продукции представителей различных групп? Выделите социальные и культурные факторы потребления информационных продуктов. Предложите их использование для внедрения новых информационных продуктов.
§ Мода как социальный и экономический феномен: сравнительный анализ индустриального и постиндустриального общества (вариант - традиционного и современного общества).
§ Богатство и бедность как темы средств массовой информации: репрезентации и оценки.
Литература
· Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы// Социологические исследования, 2005. № 1.
· Верховин В.И., Зубков В.В. Экономическая социология. – М.,2005. С.272-297.
· Алешкина И.В. Поведение потребителей. - М., 2000. - 376 с.
· Дейнека О.С. Экономическая психология. - СПб., 2000. Модуль 4.
· Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., 1995. С.113-150.
· Веблен Т. Теория праздного класса. - М., 1984. С.108-133.
· Зиммель Г. Мода / Зиммель Г. Избранное. Т.". - М.: Юрист, 1996. С.266-291.