Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Тема 5. Социология распределительных отношений




 

Основные понятия: Обмен, рынок, деньги, редистибуция, реципрокация, , занятость, виды занятости, сегментация рынка труда, безработица, виды и факторы безработицы, дискриминация на рынке труда, конкуренция, карьера, "человеческий капитал", концепция "социальных связей".

 

1. Исторические типы экономической интеграции и распределительных отношений.

2. Товарно-денежные отношения и рынок в социальной и экономической истории.

3. Рынок труда: занятость, спрос и предложение труда.

4. Рынок труда: безработица, факторы и социальные последствия.

Задания для самостоятельной работы по теме

 

I Блок практических заданий (индивидуально)

Рабочая сила как специфический товар, рынок труда и его особенности

 

2.1. Рынок труда в сфере RR. Спрос и предложение труда. Охарактеризуйте особенности «товара» рабочая сила в сфере PR, сделайте выводы об особенностях формирования потребительской стоимости этого товара.

Подготовьте задание, используя материалы журнала "Советник" об итогах исследований на рынке труда и публикациях об историях успеха профессионалов.

 

2.2. Используя знания о факторах социальной мобильности и на материале биографий выдающихся организаторов производства и менеджеров проанализируйте факторы карьеры как «самовозратания» стоимости товара «рабочая сила» в советском, западном и постсоветском обществе. (Например, по книге Якокка Л. Карьера менеджера.)

 

II Блок аналитических заданий ( индивидуально или в гр. по 2 чел.)

3.1. Используя сведения о социальных функциях денег и на основе материалов современных СМИ или художественных текстов, охарактеризуйте значение таких явлений как взятка, чаевые, денежный подарок.

 

3.2. Проанализируйте текст эстрадного номера 1920-х гг.

«О н: Оставлять ценник на подарке — дурной тон, не правда ли?

Она: Да, ты прав. Я знала женщину, которая была настолько рассеянной, что, когда она дарила пятидесятидолларовую купю­ру на Рождество, она пыталась стереть с нее цифры... Она соби­ралась подарить пятьдесят долларов своей замужней дочери и не хотела, чтобы та знала, сколько она стоила.

О н: И что же ее замужняя дочь сделала с банкнотой, когда по­лучила ее?

Она: Она взяла деньги и расплатилась по долгам в бакалейной лавке.

О н: А как восприняла это мать?

Она: Закричала, что, хотя она и любит делать рождественские подарки, ей не слишком приятно оплачивать бакалейные долги своего зятя.» (Зализер, с.130).

  1. О каких функциях денег идет речь?
  2. Как проявляется относительность действия «всеобщего эквивалента»?
  3. Как представлены предметные и символические компоненты денег?

 




3.3. Проанализируйте элементы деловой стратегии (по Радаеву) как элементы социального действия в экономике: охарактеризуйте социальные и личностные факторы выбора стратегии; выскажите предположение о роли средств СО в выработке и реализации деловой стратегии.

 

 

3.4. «Тясячники» Источник: Н.Коржавин. В соблазнах кровавой эпохи. Часть вторая. //Новый мир, 1996.№ 2. С.123-162.

В связи с тем, что немцы подходили к Волге, под ударом оказывался саратовский завод АТЭ (Автотракторного электрооборудования), по-видимому, единственный, производящий магнето для всех двигателей, во всяком случае для всех авиамоторов. В связи с этим нашему заводу было дано срочное задание дублировать это производство. Завод залихорадило… Пресс-форму для корпуса этого магнето делал Сергей Боровиков. И мало кто на заводе, кроме него…был способе выполнить эту сложную работу в такой срок. Правда, вид он имел скорее интеллигентный, чем просто рабочий, - тогда это еще очень отличалось. На нем теперь замыкалось все: судьба министра и начальника главка, карьера директора, репутация завода и …бесперебойный выпуск самолетов в самое горячее время войны.

Я встречался с ним и до своего появления в цеху – но как газетчик с передовиком производства. Каждый соответственно играл свою роль. Собственно, он ничего не играл, только не перечил. Дело в том, что официально в масштабах завода он был одним из зачинателей всенародного движения тысячников – тех, кто обязался выполнять и выполнял дневную норму на целых тысячу процентов. Конечно, проценты эти были обычной советской туфтой, о чем бы я мог и догадаться. Тем более, что как раз тогда я прочел статью М.И.Калинина, который до того, как стать «всесоюзным старостой»… был квалифицированным токарем и на основании этого своего опыта утверждал, что процентомания – чушь, что норма, если она грамотна, и на один-два процента перевыполнить трудно, а свыше – только если ввести техническое новшество. Поразительно, как эта статья, шедшая вразрез с пропагандой, вообще была напечатана. Статья мне понравилась, но о том, как становятся тысячниками, я как-то вообще не задумывался. А на то, что существенная часть заводских тысячников приходится на инструментальный цех, внимания не обращал.



Только потом, в цеху, я понял: ларчик открывался просто. Каждая работа оплачивалась в зависимости о требуемой квалификации (разряда) и времени, необходимого на ее исполнение. Но степень квалификации нормами учитывалась грубо, они разрабатывались для массовых операций и к «штучной» работе инструментальщиков не полностью подходили. Поэтому при выписке наряда выходили за счет увеличения времени. За сложную работу выписывали больше времени. За работу, которая у Боровикова отняла бы час напряженного труда, а другой не выполнил бы ее вообще, ему в наряде нормировщик выписывал десять часов. В смысле денег она столько и стоила, этим и руководствовались, о процентах же не думали. Но формально получался высокий процент перевыполнения плана. Как же этим было не воспользоваться пропаганде, всегда нуждавшейся в новых рекордах? Хотя какой рабочий на каком рабочем месте мог не знать, что тысяча процентов – это туфта? Сам жн Сергей Боровиков к этому спектаклю без зрителей не имел никакого отношения. А по существу, он просто был замечательным мастером, работал и получал за работу свое. Остальное делала система оплаты и пропаганда. Впрочем, в нашем цеху слово «тысячник» никого не раздражало. Так или иначе, этим отмечалось мастерство, которое все признавали.

 

Вопросы для анализа:

1. Признаки каких экономических систем присутствуют в ситуации?

2. Какие факторы мотивации действуют в ситуации, как они взаимосвязаны?

3. Каков механизм функционирования распределительных соглашений?

 

III Блок теоретических вопросов (индивидуально)

Рынок как форма хозяйства . На основе материалов учебного пособия Радаева , а при необходимости – дополнительной литературы, подготовьте ответы на вопросы:

4.1. Из каких основных элементов складывается понятие рынка в экономической теории и экономической социологии. В чем отличие подходов социологов и экономистов к изучению рынка?

4.2. В чем состоит отличие рынка от других исторических форм интеграции хозяйства?

4.3. В состоит отличие институционального и сетевого подходов к анализу рынка?

4.4. Из каких элементов складывается понятие рыночной культуры? В чем состоит значение рыночной культуры?

4.5. В чем состоит отличие политико-экономического и социокультурного подходов в анализу рынков?

4.6. В чем особенность фиктивных товаров по К.Поланьи - по источнику К.Поланьи. Саморугулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги// http://www.ecsocman.edu.ru

4.7. Охарактеризуйте этнографический подход к анализу рынков, по источнику: Аболфия М. Рынки как культуры: этнографический подход//

http://www.ecsoc.msses.ru

4.8. Охарактеризуйте сетевой подход к исследованию хозяйственной жизни, по источнику: Пауэлл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь//

http://www.ecsoc.msses.ru

4.9. Охарактеризуйте институциональный подход к исследованию рынков, по источнику: Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс//

http://www.ecsoc.msses.ru

4.10. Охарактеризуйте рынок как объект социологического исследования, по источнику: Радаев В.В. Рынок как объект социологического исследования// Социологические исследования, 1999, № 3. С.28-37.//

http://www.ecsocman.edu.ru

 

Литература

1. Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. - М., 1997. Гл. 12-.

2. Радаев В.В.Рынок как объект социологического исследования// Социологические исследования, 1999. № 3. С.28-37.

3. Барсукова С.Ю. Сущность и функции домашней экономики, способы измерения домашнего труда// Социологические исследования, 2003 № 12, С.21-31.

4. Барсукова С.Ю. Сетевые обмены российских домохозяйств// Социологические исследования, 2005. № 8.

5. Дорин А.В. Экономическая социология. - Мн, 1997. - Гл. 4.

6. Зарубин Н.Е.Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности// Социологические исследования, 2005. № 7.





Дата добавления: 2018-01-21; просмотров: 184; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 8989 - | 6796 - или читать все...

 

54.243.17.113 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.