Тема 5. Социология распределительных отношений

 

Основные понятия: Обмен, рынок, деньги, редистибуция, реципрокация,, занятость, виды занятости, сегментация рынка труда, безработица, виды и факторы безработицы, дискриминация на рынке труда, конкуренция, карьера, "человеческий капитал", концепция "социальных связей".

 

1. Исторические типы экономической интеграции и распределительных отношений.

2. Товарно-денежные отношения и рынок в социальной и экономической истории.

3. Рынок труда: занятость, спрос и предложение труда.

4. Рынок труда: безработица, факторы и социальные последствия.

Задания для самостоятельной работы по теме

 

I Блок практических заданий (индивидуально)

Рабочая сила как специфический товар, рынок труда и его особенности

 

2.1. Рынок труда в сфере RR. Спрос и предложение труда. Охарактеризуйте особенности «товара» рабочая сила в сфере PR, сделайте выводы об особенностях формирования потребительской стоимости этого товара.

Подготовьте задание, используя материалы журнала "Советник" об итогах исследований на рынке труда и публикациях об историях успеха профессионалов.

 

2.2. Используя знания о факторах социальной мобильности и на материале биографий выдающихся организаторов производства и менеджеров проанализируйте факторы карьеры как «самовозратания» стоимости товара «рабочая сила» в советском, западном и постсоветском обществе. (Например, по книге Якокка Л. Карьера менеджера.)

 

II Блок аналитических заданий (индивидуально или в гр. по 2 чел.)

3.1. Используя сведения о социальных функциях денег и на основе материалов современных СМИ или художественных текстов, охарактеризуйте значение таких явлений как взятка, чаевые, денежный подарок.

 

3.2. Проанализируйте текст эстрадного номера 1920-х гг.

«О н: Оставлять ценник на подарке — дурной тон, не правда ли?

Она: Да, ты прав. Я знала женщину, которая была настолько рассеянной, что, когда она дарила пятидесятидолларовую купю­ру на Рождество, она пыталась стереть с нее цифры... Она соби­ралась подарить пятьдесят долларов своей замужней дочери и не хотела, чтобы та знала, сколько она стоила.

О н: И что же ее замужняя дочь сделала с банкнотой, когда по­лучила ее?

Она: Она взяла деньги и расплатилась по долгам в бакалейной лавке.

О н: А как восприняла это мать?

Она: Закричала, что, хотя она и любит делать рождественские подарки, ей не слишком приятно оплачивать бакалейные долги своего зятя.» (Зализер, с.130).

  1. О каких функциях денег идет речь?
  2. Как проявляется относительность действия «всеобщего эквивалента»?
  3. Как представлены предметные и символические компоненты денег?

 

3.3. Проанализируйте элементы деловой стратегии (по Радаеву) как элементы социального действия в экономике: охарактеризуйте социальные и личностные факторы выбора стратегии; выскажите предположение о роли средств СО в выработке и реализации деловой стратегии.

 

 

3.4. «Тясячники» Источник: Н.Коржавин. В соблазнах кровавой эпохи. Часть вторая. //Новый мир, 1996.№ 2. С.123-162.

В связи с тем, что немцы подходили к Волге, под ударом оказывался саратовский завод АТЭ (Автотракторного электрооборудования), по-видимому, единственный, производящий магнето для всех двигателей, во всяком случае для всех авиамоторов. В связи с этим нашему заводу было дано срочное задание дублировать это производство. Завод залихорадило… Пресс-форму для корпуса этого магнето делал Сергей Боровиков. И мало кто на заводе, кроме него…был способе выполнить эту сложную работу в такой срок. Правда, вид он имел скорее интеллигентный, чем просто рабочий, - тогда это еще очень отличалось. На нем теперь замыкалось все: судьба министра и начальника главка, карьера директора, репутация завода и …бесперебойный выпуск самолетов в самое горячее время войны.

Я встречался с ним и до своего появления в цеху – но как газетчик с передовиком производства. Каждый соответственно играл свою роль. Собственно, он ничего не играл, только не перечил. Дело в том, что официально в масштабах завода он был одним из зачинателей всенародного движения тысячников – тех, кто обязался выполнять и выполнял дневную норму на целых тысячу процентов. Конечно, проценты эти были обычной советской туфтой, о чем бы я мог и догадаться. Тем более, что как раз тогда я прочел статью М.И.Калинина, который до того, как стать «всесоюзным старостой»… был квалифицированным токарем и на основании этого своего опыта утверждал, что процентомания – чушь, что норма, если она грамотна, и на один-два процента перевыполнить трудно, а свыше – только если ввести техническое новшество. Поразительно, как эта статья, шедшая вразрез с пропагандой, вообще была напечатана. Статья мне понравилась, но о том, как становятся тысячниками, я как-то вообще не задумывался. А на то, что существенная часть заводских тысячников приходится на инструментальный цех, внимания не обращал.

Только потом, в цеху, я понял: ларчик открывался просто. Каждая работа оплачивалась в зависимости о требуемой квалификации (разряда) и времени, необходимого на ее исполнение. Но степень квалификации нормами учитывалась грубо, они разрабатывались для массовых операций и к «штучной» работе инструментальщиков не полностью подходили. Поэтому при выписке наряда выходили за счет увеличения времени. За сложную работу выписывали больше времени. За работу, которая у Боровикова отняла бы час напряженного труда, а другой не выполнил бы ее вообще, ему в наряде нормировщик выписывал десять часов. В смысле денег она столько и стоила, этим и руководствовались, о процентах же не думали. Но формально получался высокий процент перевыполнения плана. Как же этим было не воспользоваться пропаганде, всегда нуждавшейся в новых рекордах? Хотя какой рабочий на каком рабочем месте мог не знать, что тысяча процентов – это туфта? Сам жн Сергей Боровиков к этому спектаклю без зрителей не имел никакого отношения. А по существу, он просто был замечательным мастером, работал и получал за работу свое. Остальное делала система оплаты и пропаганда. Впрочем, в нашем цеху слово «тысячник» никого не раздражало. Так или иначе, этим отмечалось мастерство, которое все признавали.

 

Вопросы для анализа:

1. Признаки каких экономических систем присутствуют в ситуации?

2. Какие факторы мотивации действуют в ситуации, как они взаимосвязаны?

3. Каков механизм функционирования распределительных соглашений?

 

III Блок теоретических вопросов (индивидуально)

Рынок как форма хозяйства. На основе материалов учебного пособия Радаева, а при необходимости – дополнительной литературы, подготовьте ответы на вопросы:

4.1. Из каких основных элементов складывается понятие рынка в экономической теории и экономической социологии. В чем отличие подходов социологов и экономистов к изучению рынка?

4.2. В чем состоит отличие рынка от других исторических форм интеграции хозяйства?

4.3. В состоит отличие институционального и сетевого подходов к анализу рынка?

4.4. Из каких элементов складывается понятие рыночной культуры? В чем состоит значение рыночной культуры?

4.5. В чем состоит отличие политико-экономического и социокультурного подходов в анализу рынков?

4.6. В чем особенность фиктивных товаров по К.Поланьи - по источнику К.Поланьи. Саморугулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги// http://www.ecsocman.edu.ru

4.7. Охарактеризуйте этнографический подход к анализу рынков, по источнику: Аболфия М. Рынки как культуры: этнографический подход//

http://www.ecsoc.msses.ru

4.8. Охарактеризуйте сетевой подход к исследованию хозяйственной жизни, по источнику: Пауэлл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь//

http://www.ecsoc.msses.ru

4.9. Охарактеризуйте институциональный подход к исследованию рынков, по источнику: Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс//

http://www.ecsoc.msses.ru

4.10. Охарактеризуйте рынок как объект социологического исследования, по источнику: Радаев В.В. Рынок как объект социологического исследования// Социологические исследования, 1999, № 3. С.28-37.//

http://www.ecsocman.edu.ru

 

Литература

1. Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. - М., 1997. Гл. 12-.

2. Радаев В.В.Рынок как объект социологического исследования// Социологические исследования, 1999. № 3. С.28-37.

3. Барсукова С.Ю. Сущность и функции домашней экономики, способы измерения домашнего труда// Социологические исследования, 2003 № 12, С.21-31.

4. Барсукова С.Ю. Сетевые обмены российских домохозяйств// Социологические исследования, 2005. № 8.

5. Дорин А.В. Экономическая социология. - Мн, 1997. - Гл. 4.

6. Зарубин Н.Е.Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности// Социологические исследования, 2005. № 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: