1. Предмет экономической социологии, в т.ч. в изучении отдельных экономических функций, организаций, контроля и т.п.
2. Социальный механизм развития экономики, его элементы и их связь.
3. Генетические и структурно-функциональные связи экономической социологии и практики СО.
4. Специфика социологического объяснения, основные элементы объяснения в социальных науках.
5. Социологический подход в изучении хозяйственной жизни.
6. Назначение экономической социологии как теории среднего уровня
7. Объект и предмет социологии, виды и уровни социологического знания.
8. Социологические парадигмы в экономической социологии, их представители.
9. «Экономический» человек, «социальный» человек и «социологический» человек
10. Хоторнские эксперименты, их значение для развития социологии, практики управления и практики СО.
11. Экономически системы и их базовые институты, историческое сосуществование экономических систем.
12. Критерии эффективности производства и механизмы обратной связи в экономических системах.
13. Стратификация экономических систем и организаций, виды стратификационных систем, методы изучения.
14. Домашнее хозяйство как экономическая система, особенности и функции
15. Социальное действие в экономической сфере, его признаки, элементы, виды
16. Мотивы суждения, их функции
17. Мотивация, виды мотивов, связь потребностей, мотивов и целей, ранговый принцип мотивации.
18. Мотивация и вид социального действия в экономической сфере.
19. Организация, ее признаки и социальные свойства.
20. Виды контроля в организации, их общее основание и особенности.
21. Основное противоречие организационного контроля.
22. Управленческое воздействие, его виды.
23. Труд: трудовое поведение и трудовая деятельность.
24. Характер труда и содержание труда.
25. Социальные условия труда
26. Удовлетворенность трудом: понятие и факторы
27. Рынок труда, рабочая сила как товар: условия формирования и проявления основных характеристик
28. Рынок: понятие и подходы к трактовке
29. Трансакционные издержки, понятие, место и особенности СО.
30. Деньги, их экономические и социальные функции
31. Потребление: понятие и виды.
32. Производственное и непроизводственное потребление, из взаимосвязь и особенности.
33. Понятия уровня жизни, образа жизни, качества жизни.
34. Бедность, понятие и виды, депривационный подход в исследовании бедности.
35. Предпринимательство: структурно-функциональный, интеракционистский и критический подходы к изучении.
Организация работы:
§ Тестовые вопросы включают варианты, подвопросы, раскрытие вопросов основного перечня.
§ Каждый вариант теста включает 15 вопросов из всех тем.
§ Время работы – 45 минут
§ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ использование всех видов «вспомогательных материалов», печатных, электронных, рукописных
§ Шкала оценки: 15-13 = «5»; 12-10 = «4»; 9-7,5 = «3».
Итоговая оценка по результатам работы:
Итоговая оценка по результатам работы в семестре складывается из всех форм промежуточных аттестаций: участие в работе семинара, тематические тесты, письменные работы.
Экзамен в сессию:
§ Билет устного экзамена включает два вопроса: тест и теоретический вопрос.
§ Студентам, получившим отличные, хорошие или удовлетворительные оценки по тесту на итоговом занятии, тест засчитывается.
§ Студенты, не писавшие тест или получившие неудовлетворительные оценки, пишут его в установленное время перед началом устного экзамена.
§ Список теоретических вопросов выдан в начале семестра и включает краткую аннотацию = min для удовлетворительной оценки.
Контрольные вопросы по курсу "Экономическая социология"
1. Экономическая социология как отраслевая социология и теория среднего уровня.
2. Предметная область современной экономической социологии. Социальный механизм развития экономики как предмет экономической социологии.
3. Экономическая социология и предметная область практики СО. Функциональная, генетическая и структурная связь.
4. Многопарадигмальность экономической социологии.
5. "Социологический способ" объяснения в экономической социологии. Экономический анализ человеческого поведения и его критика.
6. Модели «экономического человека» и «социологического человека», развитие и критика.
7. Экспериментальные методы в истории развития экономической социологии.
8. Значение Хоторнских экспериментов в развитии социологии и современном определении предмета PR.
9. Понятие, структура и виды социальных действий в экономике.
10. Понятие экономического института, виды и значение экономических институтов.
11. Понятие экономической системы, основные институты рыночной экономической системы.
12. Понятие экономической системы, основные институты нерыночной экономической системы
13. Предпринимательство: опыт структурно-функционального анализа.
14. Предпринимательство: опыт анализа "понимающей социологии".
15. Социальная дифференциация. Основные и дополнительные дифференцирующие признаки. Социальные различия как объект регулирования.
16. Социальная стратификация, социальное пространство и социальное неравенство. Современные тенденции стратификации и неравенства.
17. Бедность: понятие, тенденции, факторы и методы исследования.
18. Мотивация и целеполагание экономических действий. Ранговый принцип мотивации.
19. Мотивация экономических действий: мотивы-побуждения и мотивы суждения, их виды и факторы мотивации.
20. Управленческое воздействие на трудовое поведение: виды, тенденции.
21. Стимулирование как вид управленческого воздействия.
22. Труд и производство. Виды, элементы и характеристики способа производства.
23. Трудовое поведение и трудовое поведение: структура и особенности изучения.
24. Характер и содержание труда. Значение и пирнципы изучения удовлетворенности трудом.
25. Понятие и виды рынков. PR и трансакционные издержки.
26. Социальная сущность и значение денег.
27. Занятость, ее виды. Особенности спроса и предложения на рынке труда.
28. Потребление: виды, факторы и тенденции. Общественно-историческая природа потребления.
29. Особенности и факторы современного потребительского поведения.
Аннотация вопросов устного экзамена по «Экономической социологии»
№ | Вопрос | Основное содержание |
1. | Экономическая социология как отраслевая социология и теория среднего уровня. | • Структура социологического знания, назначение теорий среднего уровня •Теоретический и эмпирический уровни социологического знания в экономической социологии. •Функции экономической социологии, их реализация и решение социальных и социологических проблем. |
2. | Предметная область современной экономической социологии. Социальный механизм развития экономики как предмет экономической социологии. | •Понятие об объекте и предмете науки. Границы экономики как объекта науки •Подходы к определению предмета экономической социологии •Структура и действие социального механизма развития экономики |
3. | Экономическая социология и предметная область практики СО. Функциональная, генетическая и структурная связь | •Понятие предмета науки •формирование предмета науки и предмета области практики •Функции социологии для СО •Субъекты и организации соц. исследований и СО •Пример социального портретирования как пример использования соц. данных и знаний в СО |
4. | Многопарадигмальность экономической социологии. | •Понятие парадигмы, основные парадигмы социологии •Описание предмета эк.социологии в рамках парадигм структурализма, понимающей и критической социологии •Примеры исследований |
5. | "Социологический способ" объяснения в экономической социологии. Экономический анализ человеческого поведения и его критика. | •Действия, ситуации действия и результаты действий как элементы объяснения в соц. науках. •Связь с «культурой» - ценности, цели, нормы и «структурой» - ресурсов социологическом объяснении – примеры рыночного и потребительского поведения •Беккер и Хейлброннер как оппоненты в анализе человеческого поведения. |
6. | Модели «экономического человека» и «социологического человека», развитие и критика | •Развитие моделей в связи с развитием общества, экономики и социальной науки • Параметры сравнения моделей •Модели и поиски возможностей управления поведением |
7. | Экспериментальные методы в истории развития экономической социологии | • Эксперимент как метод исследования: основные принципы, возможности и ограничения • Этапы проведения экспериментов • Фундаментальное и прикладное знание в экономической социологии – различие, взаимосвязь роль экспериментальных методов |
8. | Значение Хоторнских экспериментов в развитии социологии и современном определении предмета PR. | • Проблемная ситуация проведения Х.Э. • Этапы проведения Х.Э, основные гипотезы и методы исследования • Основное открытие Х.Э: отношение к предприятию как переменная отношения к труду |
9. | Понятие, структура и виды социальных действий в экономике | • Понятие социального действия, его признаки и структура • Субъекты и цели экономических действий • Виды целеполагания в экономических действия • Значение социологического подхода в объяснении экономического поведения |
10. | Понятие экономического института, виды и значение экономических институтов. | • Понятие социального института, институциализация основных видов деятельности • Признаки социальных институтов • Функции институтов – на примере институтов собственности, рынка, денег, менеджмента |
11. | Понятие экономической системы, основные институты рыночной экономической системы | • Основные компоненты экономических систем • Проблема многообразия экономических систем. Роль трудов Ойкена и Поланьи • Рыночная экономика и ее институты |
12. | Понятие экономической системы, основные институты нерыночной экономической системы | • Основные компоненты экономических систем • Проблема многообразия экономических систем. Роль трудов Ойкена и Поланьи • Редистрибутивная экономика и ее институты |
13. | Предпринимательство: опыт структурно-функционального анализа. | • Функция и структура как социологические категории • Функциональное понятие предпринимательства • Предпринимательство как совокупность социальных агентов • Предпринимательство в социальных и экономических системах |
14. | Предпринимательство: опыт анализа "понимающей социологии" | • Предмет и специфика «понимающей социологии» • Предпринимательская мотивация • Предпринимательство в социальных и экономических системах |
15. | Социальная дифференциация. Основные и дополнительные дифференцирующие признаки. Социальные различия как объект регулирования | • Понятие социальной дифференциации • Источники дифференцирования в современных обществах • Признаки и показатели дифференциации • Регулирование, возможности и значение в дифференцированных системах, мотивирующее и демотивирующее значение дифференциации |
16. | Социальная стратификация, социальное пространство и социальное неравенство. Современные тенденции стратификации и неравенства | • Понятие социальной стратификации и социального неравенства • Стратификационные системы как показатель развития общества • Социальное пространство как совокупность статусов • Российские и глобальные тенденции стратификации |
17. | Бедность: понятие, тенденции, факторы и методы исследования. | • Бедность, относительная и абсолютная бедность, • Бедность как социально-психологический и культурологический феномен • Причины бедности в трактовках социологов и политиков. • • Факторы бедности в современном обществе • Возможности и ограничения статистических методов исследования бедности |
18. | Мотивация и целеполагание экономических действий. Ранговый принцип мотивации | • Понятие мотива, цели, мотивации, потребности. • Мотивы-побуждения и факторы мотивации •Виды мотивов и ранговый принцип мотивации и его использование |
19. | Мотивация экономических действий: мотивы-суждения, их виды, функции и факторы | Мотивация как внутреннее побуждение к действию, связь потребностей и мотивов, мотивации и целеполагания; виды мотивов и виды действий Мотивация как вербальное поведение в экономической сфере • Понятие, виды и функции мотивов-суждений • Факторы мотивации • Значение исследований мотивации для управления |
20. | Управленческое воздействие на трудовое поведение: виды, тенденции | • Понятие управления, трудового поведения, их компоненты • Приказ, задание, мотивация и стимулирование – источники управленческих возможностей • Включение социальных и личностных потребностей в систему мотивации |
21. | Стимулирование как вид управленческого воздействия. | • Стимулирование в системе управленческого воздействия • Источники стимулирующего эффекта: требования социального контроля • Виды стимулирования • Включение социальных потребностей в систему стимулирования |
22. | Труд и производство. Виды, элементы и характеристики производства | • Понятие труда и производства. Виды производства • Производительные силы и производственные отношения: структурные элементы и способы связи • Возобновляемость, ритмичность, специализация и эффективность производства |
23. | Трудовое поведение и трудовая деятельность: структура и особенности изучения. | • Понятие и элементы трудовой деятельности • Понятие и элементы трудового поведения • Поведение и деятельность как объекты изучения: особенности и сложности (хотторнский эффект, маскировки, ситуативность) |
24. | Характер и содержание труда. Значение и принципы изучения удовлетворенности трудом | • Понятие характера и содержания труда. Условия, характер и содержание труда как характеристики трудовой активности • Факторы удовлетворенности • Значение удовлетворенности рудом • Изучение и особенности |
25. | Понятие и виды рынков. PR и трансакционные издержки. | • Понятие рынка, экономический и социологический подходы к определению рынка. Виды рынков. • Рынок как социальное явление • Понятие трансформационных и трансакционных издержек • Необходимость трансакц. издержек, место и значение СО |
26. | Социальная сущность и значение денег | • Деньги, понятие. Экономические функции денег • Социальные функции денег • Деньги как социально-культурное явление - примеры |
27. | Занятость, ее виды. Особенности спроса и предложения на рынке труда | • Понятие и виды занятости. • Домашнее хозяйство и рынок труда • Специфика рынка труда • Спрос и предложение, стратегии работников и работодателей |
28. | Потребление: виды, факторы и тенденции. Общественно-историческая природа потребления. | • Потребление, потребности – их общественно-историческая сущность • Факторы потребления (стратификация, ОЖ, культура потребления, глобализация, СМИ…) |
29. | Особенности и факторы современного потребительского поведения. | • Потребление, потребности - – их общественно-историческая сущность • Социальные группы и семьи как субъекты потребительского поведения, • Вестернизация потребления – опыт средних и низших классов |
Основная литература по курсу «Экономическая социология»
1. Радаев В.В. Экономическая социология М., 2008..
2. Дорин А.В. Экономическая социология: Уч. пособие. - Мн., 1997. - 254 с.
Справочная литература и электронные источники
1. Аберкомби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. М., 1999 г. - 428 с.
2. Бабосов Е.М. Экономическая социология. Вопросы и ответы. - Мн, 2004. -224 с
3. Современная западная социология. Словарь. - М., 1990. - 431 с.
4. Щербина В.В. Социальные теории организаций. Словарь. - М., 2000. - 264 с.
В работе по курсу рекомендуется использовать материалы электронного журнала "Экономическая социология": www.ecsoc.msses.ru
Материалы сервера Госкомстата России: www.gks.ru
Дополнительная литература по курсу
1. Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология. М., 2005. - 457 с.
2. Гидденс Э. Труд и экономическая жизнь // Гидденс Э.Социология. М., 2005. С. 332-371.
3. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. - Р/нД, 1996. - 512 с.
4. Молевич Е.Ф. Общая социология. – М.,2003. Раздел III «Социальная структура общества», параграф 3.6. Социально-трудовая структура общества., Раздел IV «Основные формы жизнедеятельности и образ жизни личности, группы и общества», параграфы 5.1. Труд как определяющая форма жизнедеятельности личности и общества, 5.2. Бытовая форма жизнедеятельности личности и общества, 5.3. «Досуговая форма жизнедеятельности личности и общества».
5. Рабочая книга социолога. 3-е изд., - М., 2003. (Гл.3 «Отрасли социологического знания», параграфы «Социология труда», «Социология быта», «Социологическое исследование бюджетов времени»).
6. Рязанцев И.П., Халиков М.С. Экономическая социология: региональный аспект. – М., 2005. - 384 с.
7. Силласте Г. Экономическая социология. - М., 2005. - 382 с.
8. Соколова Г.Н. Экономическая социология: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Минск, 2000. - 376с.
Дополнительная литература по Разделу I
«Экономическая социология в системе социологического знания»
1. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. - Н.,1991.448 с.
2. Ивашиненко Н.Н. Экономическая социология: инструментальный аспект. Н-Н, 2002.
3. Ситников А., Гундарин М. Победа без победителей. Очерки теории прагматических коммуникаций. - М., 2003. С. 49-124.
4. Экономическая социология: Автопртреты. Составитель В.В.Радаев. – М., ГУ ВШЭ, 2006.
5. Экономическая социология: хрестоматия современной классики. – М., 2004. – 674 с.
6. Экономическая социология: новые подходы к экономическому и сетевому анализу. – М., 2002. – 388 с.
Дополнительная литература по Разделу II
«Социология экономических систем»
1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. - М., 2004. - 188 с.
2. Бек У. Что такое глобализация? / Пер. с нам. - М., 2001. - 304 с.
3. Бродель Ф. Динамика капитализма. - Смоленск, 1993. - 124 с.
4. Вопросы социально-экономического развития региона. - Н.Новгород, 2004. - 68 с.
5. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учебное пособие. - М., 2000. - 304 с.
6. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. - М., 2000. - 213 с.
7. Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм.- М., 1998.С. 157-178.
8. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. - СПб, 1995. - 280 с.
9. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М., 1997. - 180 с.
10. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М., 1995.
11. Полякова Н. Л. XX век в социологических теориях общества. – М., 2004. Гл.2 «Теории организованного капитализма и государственно-монополистического капитализма», гл.3 «От теорий менеджериального общества к теориям корпоративного общества», гл.6 «Теории развитого индустриального общества середины ХХ века», гл. 7 «Социологические теории постинформационного общества», гл 8 «Социологические теории информационного общества».
12. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учеб. пособие. - М., 1996. - 318 с.
13. Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. - М., 1998. - 431с.
14. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, "отношенческая" контракция/ Пер. с англ. - М., 1996. - 702 с.
Дополнительная литература по Разделу III
«Социология экономических функций»
1. Анализ рынков в современной экономической социологии. Под ред. В.В.Радаева, М.С.Добрякова. М.: Изд дом ГУ ВШЭ 2008. - 423 c.
2. Гидденс Э. Труд и экономическая жизнь // Гидденс Э. Социология. М., 2005. С. 332-371.
3. Жувенель Б. Этика перераспределения. - М., 1995. - 144 с.
4. Зелизер В. Социальное значение денег. М., Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 284 с.
5. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. - М., 1996. - 360 с.
6. Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Введение в социологию труда и занятости. – М., 2005. – 200 с.
7. Потребление как коммуникация. Российский и американский контексты. Под ред В.И.Ильина. СПб, 2007. 190 с.
8. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. – ГУ ВШЭ, 2003. – 328 с.
9. Ромашов М.Н. Социология труда и экономическая социология. – М., 2007. – 447 с.
10. Социология потребления. - СПб., 2001. - 240 с.
11. Социология труда: Учебник/Под ред. Н.И. Дряхлова и др.- М., 1993. - 368 с.
12. Халиков М.С. Экономическая социология. Распределительные отношения. – М.: Академический проект, 2008. – 256 с.
13. Хоман К., Бломе-Дрез Ф. Экономическая и предпринимательская этика/ Пер с нем. // Политическая и экономическая этика - М., 2001. С.177 - 350.
14. Экономика и социология доверия. Под ред. Ю.В.Веселова. – СПб, 2004. – 192 с.
15. Экономическая активность. Формирование новых типов экономического поведения. - Н.Новгород, 2001. - 91 с.