Понятие и правовые основы конкуренции

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке, а также деловое соперничество, которое способствует достижению более высоких результатов.

Конкуренция является неотъемлемым условием нормально функционирующей рыночной экономики, а также эффективного и динамичного торгового рынка.

Государство поддерживает конкуренцию двумя основными видами мер:

а) стимулирующими, предполагающими принятие законодательства, которое бы развивало и поощряло конкуренцию. Речь идет в первую очередь о соответствующих законах в области ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров;

б) ограничительными (запретительными), предполагающими принятие антимонопольного законодательства и законодательства против недобросовестной конкуренции.

Особое внимание законодатель обращает на монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов.

Монополистическая деятельность – это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Применительно к хозяйствующим субъектам к таким действиям относятся:

- злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке;

- соглашения (согласования действия) хозяйствующих субъектов, ограни­чивающие конкуренцию.

Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 50 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 50 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.

Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке может выразиться в таких действиях (бездействии) как:

- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого являет­ся создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, и согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.);

- создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят одного или не­сколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с дру­гим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразо­вания;

- установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;

- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеют­ся спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупате­лями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соот­ветствующего товара.

 

Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, огра­ничивающие конкуренцию, включают:

- установление (поддерживание) цен, тарифов, скидок, надбавок (доплат), наценок,

- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

- раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж либо закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков),

- ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйст­вующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупа­телей (заказчиков);

- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

В исключительных случаях соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны антимонопольным органом пра­вомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эф­фект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для товарного рынка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: