- Выписывать, анализировать и корректировать рецепты на лекарственные препараты в соответствии с заданиями по фармакотерапии;
- решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.
Практическое занятие №27
Тема: Заключительное занятие по разделу “Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему”
Цели занятия:
Профессиональные
1. Проконтролировать уровень знаний студентов по вопросам классификаций лекарственных средств, влияющих на функции сердечно-сосудистой системы, механизмов действия и фармакологических эффектов препаратов, показаний и противопоказаний для их применения, нежелательных побочных эффектов.
2. Активное углубление знаний по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названиях препаратов.
3. Закрепление практического навыка рецептуры выписыванием и коррекцией рецептов на лекарственные средства для конкретного пациента.
|
|
Воспитательные
Рассмотреть особенности применения лекарственных препаратов, влияющих на сердечно-сосудистую систему у гериатрических пациентов.
Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения анатомо-физиологических особенностей сердечно-сосудистой, человека, физиологии механизмов свертывания крови.
Студент должен уметь:
- Выписывать, анализировать и корректировать рецепты на лекарственные средства в соответствии с заданиями по фармакотерапии
Учебная карта занятия:
1. Контроль исходного уровня знаний. Выполнение заданий тестового контроля по теме занятия.
2. Выполнения индивидуальных заданий репродуктивного типа (задания по фармакотерапии).
3. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)
Задания по фармакотерапии:
I. Выписать в рецептах, указав основные показания для назначения:
- Лидокаин -Каптоприл
-Дигоксин -Аминофиллин
-Строфантин -Амиодарон
- Прокаинамид -Нитроглицерин
-Верапамил -Клонидин
-Допамин - Пропранолол
- Метопролол - Винпоцетин
-Гидрохлоротиазид -Ницерголин
-Амлодипин -Циннаризин
-Суматриптан - Лозартан
- Троксерутин -Диосмин
- Релиф - Мексидол
Вопросы для подготовки к занятию
Привести классификации, механизмы действия и основные фармакологические эффекты, показания для назначения, проявления отрицательного действия, противопоказания для следующих групп препаратов:
1. Кардиотонические средства
2. Противоаритмические средства
3. Средства, применяемые при недостаточности коронарного кровообращения (антиангинальные средства)
|
|
4. Антигипертензивные средства
5. Средства, применяемые при нарушении мозгового кровотока
6. Средства, применяемые при мигрени
7. Венотропные средства
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:
- практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий
- выполнять задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.
- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.
Практическое занятие №28
Тема: Средства, влияющие на функции органов дыхания
Цели занятия:
Профессиональные
1. Добиться изучения фармакокинетики и фармакодинамики средств, влияющих на функции органов дыхания; усвоения показаний к применению препаратов указанных групп; знания симптомов передозировки и мер помощи; запоминания латинских названий, доз, форм выпуска препаратов
2. Обучить элементам сравнительного анализа эффективности лекарственных средств путем решения фармакотерапевтических задач.
3. Активное углубление знаний по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названиях препаратов.
4. Развитие под руководством преподавателя навыков работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.
5. Закрепление практического навыка рецептуры выписыванием и коррекцией рецептов на лекарственные средства.
Воспитательные
Рассмотреть этические нормы применения метилморфина, формирование аддиктивных состояний, опасность бесконтрольного применения препарата.
Базисные знания:
Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения анатомического строения и физиологии дыхательной системы, а также знаний по фармакологии М-холиноблокаторов, ганглиоблокаторов, β-адреномиметиков, миотропных спазмолитиков и их влияние на бронхи; Н- холиномиметиков – стимуляторов дыхания рефлекторного действия.
Студент должен уметь:
- Выписывать, анализировать и корректировать рецепты на лекарственные средства в соответствии с заданиями по фармакотерапии.
- решать ситуационные задачи и выполнять задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности
Учебная карта занятия:
1. Контроль исходного уровня знаний. Для выполнения письменной работы необходимо знать основные формы выпуска и дозировки препаратов (задания по фармакотерапии).
2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)
3. Стимулирование познавательной активности интерактивными методами
Инструкции для самостоятельной работы студентов:
учебные ситуации – кейсы (case-study) с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
При решении заданий необходимо использовать приложенные к кейсу инструкции на лекарственные препараты с сайта http://grls.rosminzdrav.ru/, справочники Видаль 2003-2010, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20
декабря 2012 г. N 1175н г. Москва "Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения",
Приказ Министерства здравоохранения и coциального развития Российской Федерации
|
|
(Минздравсоцразвития России) от 14 декабря 2005 г. №785 МЗ РФ «О порядке отпуска
лекарственных средств», Регистр лекарственных средств России РЛС 2005 – 2015.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями),
Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
- Решения принимаются в группах.
- При обсуждении в группах нельзя «давить», навязывать свою точку зрения, голосовать, можно только договариваться, приводя разумные аргументы.
- После обсуждения идет презентация решения одним из представителей группы
4. Коррекция рецептов осуществляется при использовании стандартной таблицы и справочных материалов
Задание по фармакотерапии:
Выписать в рецептах:
- Отхаркивающее средство рефлекторного типа действия
- Миотропный бронхолитик внутрь для поддержания ремиссии при бронхиальной астме
- Противокашлевое средство периферического действия
- Амброксол для лечения бронхоэктатической болезни для внутривенного введения
- Отхаркивающий препарат прямого действия, стимулирующий бронхиальную секрецию
- Этимизол с целью стимуляции дыхания для внутривенного введения
- Лекарственное средство – стимулятор дыхания
- Бронхолитик для ингаляций при приступе бронхиальной астмы
- Противокашлевое средство центрального действия с наркотической активностью в порошках
- Ацетилцистеин при острой пневмонии больному вводить внутримышечно.
Вопросы для подготовки к занятию:
- Механизмы стимулирующего влияния лекарственных средств на функцию внешнего дыхания. Сравнительная характеристика стимуляторов дыхания из групп аналептиков и Н-холиномиметиков. Фармакодинамика этимизола.
- Противокашлевые средства центрального (наркотического и ненаркотического) и периферического действия. Механизмы реализации противокашлевой активности. Применение. Побочные эффекты. Возможность развития лекарственной зависимости и привыкания.
- Фармакодинамика отхаркивающих средств. Препараты рефлекторного и прямого действия. Муколитические средства. Особенности применения. Побочные эффекты.
- Бронхолитические средства. Механизмы действия препаратов адреномиметиков, м-холиноблокаторов, миотропных спазмолитиков. Применение бронхолитиков, рациональные способы введения, побочные эффекты.
- Характеристика противоаллергических и противовоспалительных средств, применяющихся для терапии бронхиальной астмы. Фармакодинамика и особенности применения кромолина-натрия, кетотифена, препаратов глюкокортикоидов, антилейкотриеновых средств.
- Принципы патогенетической фармакотерапии легочной недостаточности. Характеристика средств, применяющихся при отеке легких (гипотензивных препаратов, наркотических анальгетиков, диуретиков, пеногасителей).
|
|
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:
- практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий выписыванию и коррекции врачебных рецептов
- решать ситуационные задачи и выполнять задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.
- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.