Мотивация достижения целей

 

Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее.

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей.

Самым первым приемом мотивации к труду был метод кнута и пряника или метод вознаграждения и наказания, который применяется и сейчас.

Систему мотивации считаем целесообразным формулировать после изучения потребностей, матрица которых приведена в табл. 3.6.

Таблица 3.6

Матрица потребностей

Признак потребности Характеристика признака
   
1. Место в иерархии потребностей 1.1. Первичные (низшие) 1.1.1. Физиологические (голод, жажда, отсутствие жилища, сексуальные потребности) 1.1.2. Безопасность, защищенность 1.2. Высшие 1.2.1. Социальные потребности (принадлежность к социальной группе, потребность в уважении, при­знании) 1.2.2. Духовные потребности 1.2.3. Потребность в самовыражении, самоактуализа­ции, реализации творческих способностей
2. Что влияет на потребность 2.1. Национальность 2.2. История 2,3. География 2.4. Природа 2.5. Пол 2.6. Возраст 2.7. Социальное положение
3. Историческое место потребности 3.1. Прошлые 3.2. Настоящие 3.3. Будущие
4. Уровень удовлетворения потребности 4.1 Полностью удовлетворенные 4.2. Частично удовлетворенные 4.3 Неудовлетворенные
5. Степень сопряженности потребности 5.1 Слабо сопряженная с другими потребностями 5.2. Сопряженная 5.3. Сильно сопряженная (автолюбитель и бензин, лыжи и снег, электронные часы и батарейки и т.п.)
6. Масштаб распространения 6.1. Географический: всеобщий, региональный 6.2. Социальный: всеобщий, внутри национальной общности, внутри социальной группы по образова­нию, внутри группы по доходу
7. Частота удовлетворения 7.1. Единично удовлетворяемые 7.2. Периодически удовлетворяемые 7.3. Непрерывно удовлетворяемые
8. Природа возникновения 8.1. Основные 8.2. Вторичные 8.3. Косвенные
9. Применяемость потребности 9.1. В одной области 9.2. В нескольких областях 9.3. Во всех областях
10. Комплексность удовлетворения 10.1. Удовлетворяется одним товаром 10.2. Удовлетворяется несколькими товарами 10.3. Удовлетворяется взаимозаменяемыми товарами
11. Отношение общества 11.1. Отрицательное 11.2. Нейтральное 11.3. Положительное
12. Степень эластичности от дохода и возраста 12.1. Слабоэластичные (для удовлетворения физио­логических потребностей) 12.2. Эластичные (для удовлетворения высших по­требностей) 12.3. Высокоэластичные (предметы роскоши)
13. Способ удовлетворения 13.1. Индивидуальный 13.2. Групповой 13.3. Общественный

 

 

Упрощенная модель мотивации поведения через потребности показана на рис. 3.4.

Рис. 3.4. Упрощенная модель мотивации поведения людей через потребности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow