Принцип информированного согласия

Под информированным согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения или терапевтической процедуры после предоставления врачом адекватной информации. Можно условно выделить два основных элемента этого процесса: 1) предоставление информации и 2) получение согласия. Первый элемент включает в себя понятия добровольности и компетентности.

Врачу вменяется в обязанность информировать пациента:

1) о характере и целях предлагаемого ему лечения;

2) о связанном с ним существенном риске;

3) о возможных альтернативах данному виду лечения.

Добровольное согласие - принципиально важный момент в процессе принятия медицинского решения. Добровольность информированного согласия подразумевает неприменение со стороны врача принуждения, обмана, угроз и т.п. при принятии решения пациентом. В связи с этим можно говорить о расширении сферы применения морали, моральных оценок и требований по отношению к медицинской практике. Правда, пусть жестокая, сегодня получает приоритет в медицине. Врачу вменяется в обязанность быть более честным со своими пациентами.

В целом поворот к доктрине информированного согласия стал возможен благодаря пересмотру концепции целей медицины. Традиционно считалось, что первая цель медицины - защита здоровья и жизни пациента. Однако нередко достижение этой цели сопровождалось отказом от свободы больного, а значит, и ущемлением свободы его личности. Пациент превращался в пассивного получателя блага.

Главная цель современной медицины - благополучие пациента, и восстановление здоровья подчинено этой цели как один из составляющих элементов.

Уважение автономии индивида является одной из основополагающих ценностей цивилизованного образа жизни. Любой человек заинтересован в том, чтобы принимать решения, влияющие на его жизнь, самостоятельно.

Таким образом, сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, и медицинское обслуживание не должно являться исключением

Биоэтика и практическая медицина.

1. Эвтаназия.

Термин «Эвтаназия» происходит от греческих слов eu- «хорошо», и thanatos – «смерть», означая буквально «добрая», «хорошая» смерть. В современном понимании, данный термин означает сознательное действие или отказ от действий, приводящие к скорой и безболезненной (не всегда) смерти безнадежно больного человека, с целью прекращения некупируемой боли и страданий.

В настоящее время в обществе имеется две противоположных подхода к проблеме эвтаназии: либеральный и консервативный. Сторонники каждого подхода приводят свои аргументы в пользу эвтаназии.

Сторонники эвтаназии, хотя бы в форме прекращения лечения, считают ее допустимой по нескольким соображениям:

- медицинским - смерть, как последнее средство прекратить страдания больного;

- заботы больного о близких - «не хочу их обременять собой»;

- эгоистическим мотивам больного - «хочу умереть достойно»;

- биологическим – необходимость уничтожение неполноценных людей из-за угрозы вырождения человека, как биологического вида, вследствие накопление патологических генов в популяции;

- принцип целесообразности – прекращение длительных и безрезультатных мероприятий по поддержанию жизни безнадежных больных, чтобы использовать аппаратуру для реанимации вновь поступивших с меньшим объемом поражений;

- экономические – лечение и поддержание жизни ряда неизлечимых больных требует применения дорогостоящих приборов и лекарств;

Последние три принципа уже широко использовались в фашистской Германии: государственная политика уничтожения «неполноценных», умерщвление тяжелораненых вследствие дефицита медикаментов и госпитальных ресурсов в конце войны.

Противники эвтаназии в любой форме приводят другие аргументы:

- прежде всего, религиозные моральные установки - «не убий» и «любовь к ближнему ради Бога» (самоочищение и путь к Спасению через заботу о тяжело больных людях);

- медицине известны редкие случаи самопроизвольного излечения рака, само развитие медицины суть борьба со смертью и страданием (изыскание новых средств и методов лечения);

- при активной социальной позиции общества возможна практически полная реабилитация инвалидов с любой степенью ограничения возможностей, позволяющая вернуть человека к жизни как личность;

В целом, наиболее активными и последовательными противниками эвтаназии являются представители духовенства. Так, они рассматривают любой вид эвтаназии как убийство пациента врачом (в случае активной эвтаназии), или как попустительство самоубийству пациента (пассивная эвтаназия), что и в том, и в другом случае есть преступление законов, положенных Богом.

Ряд врачей готовы оказать содействие в ускорении наступления смерти и некоторых категорий больных готовы принять предложение врача об эвтаназии. Это должно заставить общество серьезно задуматься о реальной угрозе того, что в скором будущем оно рискует обратиться к моральной модели, описываемой Ф. Ницше: «…Больной – паразит общества. В известном состоянии неприлично продолжать жить…».

 

Билет №4. 1. Философия и мировоззрение Мировоззрение (Мр) – [система знаний о мире, месте человека в нем и смысле жизни]. Оно многоообразно, т.к. непосредственно применяется в динамике личной и общественной жизни людей.

Виды:

► Жизненно–практическоеМр – […], создающаяся в процессе индивидуального существования человека.

Его виды:

1) ПессимистическоеМр – […] с точки зрения последующего ухудшения, деструкции и роста негативизма. Различают два варианта пессимистического Мр:

а) все к худшему в этом худшем из миров.

б) все к худшему в этом лучшем из миров.

2) ОптимистическоеМр – […] с точки зрения улучшения, прогресса, позитивности:

а) все к лучшему в этом лучшем из миров.

б) все к лучшему в этом худшем из миров.

3) РеалистическоеМр – […] с учетом позитивных и негативных сторон индивидуального существования.

4) ЭгоистическоеМр – […] с точки зрения личной выгоды без учетов интересов других

5) АльтруистическоеМр – […] с точки зрения пользы для других (даже в ущерб собственным интересам).

6) ПрагматическоеМр – […] с точки зрения личной пользы с учетом интересов других.

Философия изучает эти виды мировоззрения, но относится ко второму типу мировоззрения, т.к. ее знание отличается общезначимостью и непосредственной связью с интересами государства:

► Общественно-историческоеМр – […], созданное специалистами, пропагандируемое среди населения и отличающееся общезначимостью.

Общественно-историческоеМр используется для управления населением методом убеждения и для формирования культуры личности.

Виды:

1) МифическоеМр – […], основанная на особом почитании возможных состояний бытия, которым нужно поклоняться, чтобы была успешной деятельность индивида и коллектива.

Миф – форма объединения людей на предметном уровне культуры, когда авторитет руководства не оспаривается.

Мифы существуют у каждого из народов. Они становятся недостаточны по мере развития познания и практики.

В XX веке мифы составляют часть художественной культуры человечества.

Миф преодолевается религиознымМр.

2) Религиозное Мр – […], основанная на вере в реальное существование сверхестественных сил (силы) и организованном поклонении им в форме конфессий (официально установленный вариант вероисповедания).

Религиозное Мр основано на эмоциях страха и веры, оно позитивно для людей в целом, но недостаточно практически, т.к. жизнь людей и могущество государства зависят от науки, техники, производства и политики.

3) НаучноеМр – […], основанное на практически проверенных и логически доказанных знаниях.

Его недостатки:

- Не учитывает ценностные потребности людей,

- Ограничивается возможностями человека к усвоению больших объемов информации.

4) Социальное Мр – […], основанное на обобщении интересов и потребностей социальных групп, этносов и государства.

В рамках социальногоМр возникает Идеология – теоретическое выражение особенностей интересов социальных групп в обществе. СоциальноеМр ограничено субъективизмом социальных групп.

Все перечисленные четыре вида Мр имеют ограничения и мыслители пытаются создать универсальное Мр:

5) Философское Мр – […], основанное на обобщении всех достижений культурного опыта человечества в целостное универсальное миропонимание.

Особенности философскогоМр:

1. Максимальная степень рационализации знания: в философии знание представлено не эмоциями (вера и т.п.), а точными, логически определенными понятиями, их смыслами, последовательностями рассуждений, в которых четко выделенысредства, цели и результаты.

2. Логически доказанная по правилам и законам формальной логики – науки об организованном мышлении.

3. Практическая направленность:

- в систему управления населением,

- в систему образования для формирования требуемых обществу качеств мышления населения,

- на формирование творческого мышления специалистов.

4. Деление на два альтернативных типа, которые взаимонесовместимы по исходным основаниям:

а) Материалистическое философское Мр (МФМ) – […], в котором доказывается первичность вещественно-энергетического бытия над идеальным.

б) Идеалистическое философское Мр (ИФМ) – […], которое доказывает первичность идеального бытия над вещественно-энергетическим.

У каждого из этих типов свои понятия и своя роль в культуре.

Основные понятия МФМ: материя, вещество, природа, причина, закон, сущность и т.д.

Теоретики МФМ: Демокрит, Гальбах, Гельвецкий, Лометри, Богданов, Чернышев, Энгельс, Маркс и др.

Роль МФМ в культуре:

1) Материальное – это основа техногенной цивилизации, т.е. общества, в котором приоритетны наука, техника, производство, политика, свобода личности, демократия.

2) МФМ – теоретическая основа естествознания (в том числе и медицины), частично – общественных наук, в первую очередь – экономических и политических.

3) МФМ – теоретическая основа принципа реализма в мировой культуре и реалистического Мр в целом.

Основные понятия ИФМ: дух, душа, высшее мировое сознание – в качестве универсальных, а остальные понятия интерпретируются с точки зрения основы идеализма. (Понятия "дух", "душа", "бог" также интерпретируются и в МФМ, но "со своей колокольни".)

Теоретики ИФМ: Пифагор, Платон, средневековые философы (напр., Фома Аквинский), Гегель и др.

Роль ИФМ:

1. ИФМ – теоретическая основа ценностных форм культуры – религия, мораль, искусство. Впервые идеалы (высшие цели жизни: добро, красота, истина, гармония, гуманность, совершенство, бог как высшее совершенство) были определены в ИФМ.

2. ИФМ в восточной философии – это основа традиционных обществ, т.е. государств, в которых приоритетны подавление личности, отсутствие демократии, господство религии над наукой, отсталость техники и производства. В Западной Европе с 17 века начало развиваться техногенное общество, в котором ИФМ обеспечивал потребности разума (рациональной организации общественных процессов), однако практика культуры западной цивилизации материалистична.

3. ИФМ благодаря двусмысленности используемых понятий способствует развитию творческих способностей человека к познанию неизведанного, скрытого смысла бытия.

2. медицинская теория и практика пифагорейцев Ранние ФФы искали рациональное объяснение происхождения и сущности мира. Постепенно они переходят от знаний, обретенных чувственными образами, к знанию интеллектуальному, к-рое оперирует понятиями. Впервые такой переход был осуществлен Пифагором. Он считал, что началом всего сущего является число, к. образует все вещи, его не видно, не слышно, но оно в сознании. Все в мире состоит из определенного количества, это количество абстрагировали и возвели в абсолют, согласно этой ФФии количественные отношения – сущность всех вещей. Пифагор и его ученики полагали, что начало не одно, началом является взаимодействие противоположных начал: предел и беспредел. Необходимо подчеркнуть, что ФФские взгляды Пифагора и его школы оказали огромное влияние на развитие медицинских знаний. Они определяли сущность здоровья как гармонию всех элементов орга низма. Врач-пифагореец Алкмеон в своем труде "О природе" впервые дал натурФФскую концепцию члкческого тела как микрокосмоса и сбалансированной системы противоположностей. Он высказал мысль о необходимости как эмпирических, так и теоретических положений для понимания сущности организма.

3. неофрейдизм. НЕОФРЕЙДИЗМ. КОНЦЕПЦИЯ ЧЛККА У ФРОМА.

Современные сторонники Фрейда - неофрейдисты – Адлер, Фромм, Юнг, попытались критически переработать наследие Фрейда, прежде всего, за счет ослабления роли либидо и усиления социо­логических/Фромм/ и теистических /Юнг/ сюжетов. Фромм занимался проблемами не "невротической личности" как Фрейд, а "невротического об-ва", рассматривая механизмы бессознательной мотивации поведения в сферах политической, экономической и культурной жизни. Фромм пришел к выводу, что индивидуальное бессознательное можно сделать осознанным, не затрагивая при этом социального бессозна­тельного. В отличие от Фрейда Фромму присуща меньшая биологизация сущности члкка. Он отмечал, что она включает в себя как биологические, так и социальные факторы. Природа члкка, по его мнению, характеризуется пятью основными потребностями: в общении, "укорененности", "идентичности", самообновлении и системе ориентации. При чемчлкк может вырабатывать как "здоровый", так и "патологический" способ удовлетворения каждой из своих потребностей. Фромм пытался создать гуманистическую теорию об-ва. Члкк, считал он, драматическое вещество, для к-рого собственное существование является проблемой. В ходе ис-трии личность освобождаемся от власти стада и стадных инстинктов, но вместе с чувством свободы растет ее страх, усиливается чувство конечности бытия и одиночества. Результатом обострения невыносимого бремени ответственности являются периодически повторяющиеся движения "бегства от свободы", попытки воссоздания утраченного первобытного родства и близости к природе. Фромм утверждал, что именно коллективный невроз, имеющий корни в драматических событиях ис-трии и обостряющийся в моменты кризисов и распада старой об-венной системы, способен породить тоталитарную идеологию. Научно-технический прогресс Фромм считал, в значительной мере враждебным личности, поскольку он способствует превращению члкка в робота

 

Билет №7 1) СОКРАТ КАК ОСНОВАТЕЛЬ АНТИЧНОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

Мысли Сократа изложены его учеником Платоном. В центре внимания С. – члкк, но члкк рассматривается С. как нравственное существо. Самое главное в члкке его душа, поэтому можно сказать, что Ф-фия С. – этическая антропология. Под душой понимается разум, как мыслительная нравственно ориентированная активность. Она позволяет члкку жить по законам морали. Коль скоро самое главное в члкке – душа, надо заботиться о душе, самая главная задача воспитания – формирование члкка. Чтобы познать члкка необходимо познать его душу, «познай самого себя».

2) Образ человека в социальной философии ОБРАЗ ЧЛККА В СОЦИАЛЬНОЙ ФФИИ.

Проследим как изменяется образ члкка в ФФии: у Сократа чел – нравственное существо, главное у чел – это душа, она понимается как разум, как мыслящая активность, именно она позволяет члкку жить по законам морали, надо заботиться о душе, познай самого себя; у Аристотеля – чел об-венное животное, главное его свойство общение, положение члкка определяется его собственностью, по природе или раб, или господин, в средневековье господствующей формой об-венного сознания была религия, совершенствование члкка предусматривает его обращение к богу, вера превосходит разум, высшая моральная ценность – любовь к Богу, высшее благо – познание Бога (Августин, Фома Аквинский);в центре внимания ФФии Возрождения оказывается члкк, главным предметом ФФского исследования является члкческое бытие, антропоцентристское мышление, формировании идеала члкка, включает в себя:самостоятельность члкка, всестороннюю образованность, целеустремленность, чувство гордости и чести, самосознание, способствующее становлению новой об-венной позиции, возросла ценность отдельного своеобразие и уникальность члкка сформировала такое понятие личности, к-рое включало в себя не только способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим разграничением, но и нести ответственность за свои поступки; иррационализм Ницше – в центре его фии - воля к власти – это тяга к самоутверждению в формах искусства, морали, религии и науки. Сверхчлкк – это сильная личность, свободная от морали, смирения, покорности, открыто тянущейся к злу как единственной созидательной силе; современная ФФия Фрейдом, Помимо сознания члкческая психика содержит и бессознательное, что бессознательное не порождается бытием, оно само есть бытие. Главным среди влечений является сексуальное влечение ЛИБИДО. Бессознательное у Фрейда имеет сложный состав и складывается из унаследованных психических образований, аналогичных инстинкту животных, из всего того, что было вытеснено из сознания в течение жизни. В бессознательное входят: "Я"- это область сознательного; " сверх - Я " - это совокупность,перенесенных вовнутрь психики индивида социально-значимых идеальных принципов, регуляторов; "оно " - это невидимый для внешнего наблюдения "микромир" бессознательного. Культура есть результат способности сексуальной энергии к сублимации,т.е. переводу энергии сексуального импульса на несексуальные объекты. Фрейд сформулировал структурную концепцию личности. Согласно этой концепции, сознательное "я"/эго/ выступает как поде борьбы,с одной стороны, сферы бессознательно-биологических влечений и желаний /"оно" - ид/, а с другой, -требований об-ва и условий культуры /"сверх - я" - супер - эго/; у экзистенцианалистовгл проблема – отчуждение чел от об-ва, смысл фии заключается в том, чтобы помочь чел, охваченному трагическими умонастроениями, искать и находить собственное я. Хайдигер смысл бытия понимал, как чел существование, Камю – абсурдность члкка, она находит выражение в бунте, в к. чел пытается найти выход из сложившегося положения., Сартр – члкк делает сам себя, обретает свою сущность, уже существуя.

3) Шелер " Положение человека в космосе. В основе уничерсума — человеческий разум. Величайший химик приготавливает сам орг вещество. Чел — концентрированное единство бытия. Ощущение — функция увеличенного внимания. 2ая сущностная форма души — инстинкт. 3 — условный инстинктов и разумное поведение. Чел может быть выше или ниже животного, но животным — никогда.

 

Билет №9

аристотель о происхождении человека АРИСТОТЕЛЬ О ЧЛКЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ.

А. определяет несколько направлений изучения члкка, им разработана теорет. наука психология, («О душе»), этика («Никоманова этика»), политика, как практическая наука(«Политика»). Одушевленное существо отличается от неодушевленного наличием души. Постигая природу члкка, самым главным является душа. Она имеет трехуровневую структуру: вегетативная(растительная) наиболее элементарное начало жизни, чувственная (животная) репродукция, воспроизведение, удовольствие, неудовольствие, желание, отвращение, рациональная разум и мышление, то что связано с интеллектом приходит извне и имеет божественное начало, в то время как низшие потребности даются изначально. Члкк - политическое животное, положение члкка определяется его собственностью, отрицал общность имущества, т.к. возникаю недовольства и ссоры, снижается интерес в труде, члкк лишается естественного наслаждения владением. Может быть 2 вида отношений: господство и рабство.

 

2. дать определения понятиям: долг, совесть, ответственность.и в общем связать их с профессией врача. О. категория этики и права, отражающая основные соц. и морально-правовые отношения личности к об-ву(члкчеству в целом), к-рое хар-ся выполнением своего нравств. долга и правовых норм. Д. выступающее в качестве внутр. переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исх-щими из этич.ценностей, и строить своё бытие в соответствии с этими ценностями. С. —способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, гак и в форме эмоциональных переживаний (например, “угрызений С.”).

 

3. типы обществ ИС-ТРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБ-ВА (ПРИНЦИП ТИПОЛОГИИ).

Значительный вклад в методологию членения ис-трического процесса внес Маркс. Его метод основан на анализе об-ва как целостного организма, развитие к-рого также закономерно, как и развитие природы. Ис-трический процесс у Маркса изображен как смена качественно определенных типов об-ва. Он выделил единый об-венный тип и назвал его - об-венно-экономическая формация. Ис-трия по Марксу - это смена об-венно-экономических формаций. Исследование ис-трии с точки зрения об-венно-экономической формации получило название формационный подход. Наряду с формационным подходом, к-рый определяет ис-трические типы об-ва первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический/ существует ряд других подходов. Цивилизационным подход основан на интерпретации соотношения понятий "цивилизация" и "культура". Цивилизация- это конкретно - ис-трические ступени культурного развития, связанные с теми или иными крупными факторами жизни об-ва. Цивилизация складывается помимо воли, сознания людей как форма деятельности члкка. Цивилизационный подход считается одним из современных методов изучения ис-трического процесса. Приверженцами цивилизационного подхода являются Шпенглер, Тойнби, Сорокин. Стадийный подход основан на изучении об-ва с точки зрения развития стадий. Большой вклад в развитие стадийного подхода внесли Ростоу, Парсонс.

 

 

Билет №11

1. СТОИЦИЗМ, КАК ФФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Основателем стоицизма был Зенон из Китиона. Он считал, что ФФия - не просто наука, это прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Ведущая роль в системе ФФских воззрений стоиков принадлежала этике. Именно ФФия в состоянии научить члкка сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, были убеждены, что счастье заключается в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии, уверены, что в жизни все предопределяется судьбой. "Того, кто этого хочет, судьба ведет за собой; сопротивля­ющегося она влечет насильно".. Они искали добродетель не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Поэтому апатия, безразличие, бесстрастие- это этический идеал стоиков. Сенека ввел понятие совесть – духовная сила и моральный фундамент члкка, противник рабства, истинная духовность не наследуется, она приобретается, завоевывается. Эпиктет: Ф-ия упование и надежда жалкого, отчаявшегося члкка.

2. ЛИЧНОСТЬ - чел. индивид в аспекте его соц. качеств, формирующихся в процессе ис-трически конкретных видов деятельности и об-в. отношений. Возникновение Л. как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь Л. Л. характеризуется активностью, т. е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., степенью осознанности своих отношений к действительности. Субъективно для индивида Л. выступает, как его “Я” (образ - “Я”, “Я” — концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его Л. и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д.

3. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ (ШПЕНГЛЕР И ТОЙНБИ).

Родоначальник Ш. В основу подхода положил 2 понятия: культура и цивилизация. Работа «закат Европы», отвергнута идея социального прогресса. Культура – сложившийся в веках ис-трический индивид, выступает как самостоятельный организм, к. имеет определенную ценность. Цивилизация – последний этап развития культуры. Культура имеет определенные стадии развития, пройдя жизненно важные циклы, омертвевает и превращается в цивилизацию. Цивилизация – нисходящая линия развития, культура – взлет. Новая культура развивается, умирает, возникает цивилизация, говорить об идее прогресса невозможно. Существовало 8 культур, они достигли пика развития: античность, зап. Европа, арабская, Египет, Вавилон, Индия, Китай, Маи, это завершенные культуры, полностью осуществили свои возможности. эти культуры существовали в разные времена, единого ист процесса нет. Культура проходит свои жизненные циклы: докультурное этнографическое состояние возникают зачатки новых культур, собственно культурный – формирование и развитие духовных ценностей, цивилизация – состояние культуры дряхлеет, творческий потенциал угасает, превращается в цивилизацию. Причины возникновения великих цивилизаций: космические тела и Бог. 1Впервые в мир запФии попытался изобразить ис-трический процесс, как теорию культурных циклов. 2Выступает против единого ис-трического процесса, культуры разобщены во времени и ис-трии. 3Отрицает поступательность ис-трического процесса. Стремился показать параллельность одновременно становящийся характер ис-трического процесса. Дальнейшее развитие в Фии ТОЙНБИ «Постижение ис-трии». Его не устраивала схематичность научного процесса. Ис-трический процесс – это цикличность развития отдельных цивилизаций. Основополагающее понятие – локальная цивилизация. Цивилизация – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями и географическими рамками. Они подразделяются на первичные, зародились из примитивных об-в, вторичные порождены перв, третичные – первичными. Из перв минойской цивилизации рождается втор эллинская, из нее посредствам хр религии возникает современная западно-христианская и восточно-христианская цивилизации. Основные ступени развития: возникновение, рост, надлом – начало упадка, перв разложение, к. заканчивается гибелью. Надлом в цивилизации начинается не в материальной, а в духовной сфере, психологическая неспособность творческого меньшинства найти сил для преодоления противоречий, возникших в об-ве. Отрицает объективные закономерности ис-трического процесса, основополагающая движущая сила – порыв, к. наполнен божественным предначертанием. Цель чел стремиться к святости. Члкчество не может рассматриваться разрозненно, представляется как единое древо жизни. Всемирное ис-трическое развитие – движение от локальной цивилизации к конечной всеобщности.

 

Билет №14

Особенности средневековой философии и медицины (запевроп. вроде). №18. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ Ф-ИИ И МЕДИЦИНЫ.

Европейская христианская средневековая ФФия занимает большой период времени с 1 по ХV вв. Главной отличительной чертой - сопряженность с проблемами религии. Теология выступала основной формой средневековой ФФии, поэтому основные проблемы ФФии носили теологический характер. ТеоцентризмФФии Средневековья заключается в том, что основой всего сущего является БОГ. ФФская мысль Средних веков монотеична /единобожие/. Основными принципами христианского монотеизма являются: идея творения: идея откровения. Характерно радикальное переосмысление сущности члкка. Центральным в христианской антропологии является представление о члкке как образе и подобии божьем.Христианство позволило окончательно преодолеть космологически - натуралистические установкив изучении члкка. 2 направления: патристика и схоластика(? 17). патристика представители утверждали, что религиозная вера несовместима с античной ФФией. Основные представители- Василий Великий. Аврелийавгустин. Тертулиан,Ориген. Основные этапы патристики: первый этап - для него характерно формирование единой и сильной церкви и закладка основ христианских догматов. Роль Никейского 325г.; второй этап-разработка догматики и ФФии, особенно в творчестве Аврелия Августина/ Главные проблемы патристики; проблема сущности Бога и его тройственности; отношения веры и разума; отношение свободы члкка через возможность спасения или гибели его души; проблема происхождения зла в мире, и почему его терпит Бог; понимание ис-трии как движения к определенной конечной цели и оп­ределение этой цели как "град Божий". СредневековаяФФия оказала существенное влияние на развитие медицинских знаний. В данном случае необходимо отметить вклад Августина Аврелия в развитие психологии. Его по праву называ­ют "виртуозом наблюдения и самоанализа". В работе "Исповедь" им были разработаны психологические методики, ставшие основой его ре­лигиозных теорий. Представляется целесообразным рассмотреть влияние ФФских взглядов Ибн-Рушд и Ибн-Сина на развитие медицинских знаний. Их ФФские и естественнонаучные концепции оказали существенное воздействие на становление средневековой медицины. Следует отметить роль схоластического метода -.в развитии медицины, а также влияние церкви /развитие химии,фармакологии, создание больниц и аптек при монастырях/. Схоластический метод выразился в догматическом характере медицинского образования, пренебрежении к практическому опыту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: