ВсистемеГегеляполучилаобъективно-идеалистическоерешениепроблематождествасубъектаиобъекта, мышленияибытия. ОсновныепонятияфилософииГегеля
Абсолютная идея. Центральноепонятиегегелевскойсистемыабсолютногоидеализма, характеризующаяуниверсумвовсейегополноте. Этобезусловнаяиконкретнаявсеобщность, вкоторойсубъектиобъектсовпадают. Абсолютнаяидеяозначаетисходныйпунктиконечнуюцельпознания.
Субъективный дух. Первыйэтапотчужденияабсолютнойидеи. Субъективныйдух - этоиндивидуальнаядуша, раскрывающаясянатрехуровнях: * антропологии; * феноменологии; * психологии. Здесьпроисходитосознаниедухомсамогосебя, своихспособностей. Здесьжедухсознаетсебякаксвободный.
Объективный дух. Втораяступеньразвитияабсолютнойидеи, отчуждениееёвобъективноммире. Осознавсебякаксвободнуюволю, духдолженуяснить, чтовсё, противостоящееемувмире, естьдух. Наэтойступени, погружаясьвмир, идеяпроходитследующиеступениобъективации: * Право; * Мораль; *Нравственность. Нравственность, всвоюочередь, раскрываетсячерезсемью, гражданскоеобществоигосударство.
|
|
Абсолютный дух. Третья, последняяступеньотчужденияабсолютнойидеи, накоторойпроисходитеёвозвращениексебе, полноееёсамосознание. Формыабсолютногодуха: * Религия; * Искусство; *
Философия.
Изуказанныхформабсолютногознаниямаксимальнополнодухвоплощаетсявфилософии. Отчуждение. Этоспособвоплощенияабсолютногодухавприродеиистории. Духотчуждаетотсебячастьсвоейсамости, сущности. СпомощьюкатегорииотчужденияГегельтакжехарактеризуетотношениямеждучеловекомисозданнойимдействительностью. Снятие. Характеризуетпреемственностьвпроцессеразвития, указывает, чтовновойформеудерживаетсякакое-тоположительноесодержаниестаройформы. Носамастараяформаибольшаячастьеёсодержанияуничтожаются. Снятие - ключевоймоментпроцессаотрицанияотрицания.
Триада. Универсальнаясхемавсякогопроцессаразвития, включающаятриступени: тезис - антитезис - синтез. Тезис - этоисходныймомент; антитезис - отрицаниепервоначальногосодержания; синтез - завершениецикларазвития, объединениепротивоположногосодержанияпервыхдвухступеней.
Основные принципы гегелевской философии
Восхождение от абстрактного к конкретному
ОдинизглавныхпринциповдиалектическогометодапознанияГегеля. Познаниеначинаетсяссамогообщегоибессодержательного, тоестьсабстрактного. Первыйвзгляднапредметдаетповерхностноепредставлениеонем. Затемпознаниеидетпопутиуглублениязнанийпосредствомконкретизации.
Конкретноезнание - этосамоеглубокоезнание, внемсоединеныобщееиособенное.
|
|
Принцип историзма. Гегельсчитал, чтолюбойобъектпознаниянепредставляетсобойразинавсегдаставшегосостояния, аестьилирезультат, илипроцессразвития. Тоесть, действительностьобладаетисторическимизмерениеми, следовательно, познаниедолжноэтоучитывать. Целостностьивсесторонностьпроцессапознанияпредполагаетсовпадениеисторическогоилогическогоаспектов.
Чтобывоспроизвестиобъектвмысли, нужнологическиреконструироватьегоисторию. Системность. Рассмотрениедействительностикаквзаимосвязанногоцелого, всеэлементыкоторогонаходятсямеждусобойвнеобходимойсвязи. Источникразвитиясистемызаключенвнейсамой. Развиваетсясистемавцелом, аневходящиевнеёэлементы. Степеньразвитостиэтихпоследнихоцениваетсявзависимостиоттого, каконисоответствуютцелому. Вместопонятия "система" Гегельиспользуеттакжепонятие "целостности".
Противоречие. Противоречиерассматриваетсянекакпризнаклогическойошибки, акакисточникипричинавсякогоразвития. Противоречиевозникаетзасчетобостренияотношениймеждупротивоположнымимоментамиврамкахединогоцелого. Развитиепротиворечияприводитктому, чтопрежняясистемаразрушаетсяивозникаетновая. Вместесновойсистемойвозникаетиновоепротиворечие.
Основныеидеи "Феноменологиидуха" Гегеля
ОсновныеидеисвоейбудущейсистемыабсолютногодухаГегельвпервыепредставилвработе "Феноменологиядуха", опубликованнойв 1807 году. Главнойзадачей "Феноменологии..." Гегельсчитализображениепути, которыйдолжнопройтиобыденноесознание, чтобыстатьфилософскимсознанием. Ключеваяидеяработызаключаетсявубеждении, чтоокружающаячеловекадействительностьнеестьнечтовнешнееичуждоеему, аявляетсярезультатомегособственнойдеятельности. Парадоксальностьжеситуациивтом, чтоэтадействительностьпротивостоитчеловекукакнекаявраждебнаясила. ТакоеположениеГегельназываетотчуждением. Гегельубежден, чтосуществуетнеобходимаясвязьмеждуисторическимразвитиемчеловека, логическойпоследовательностьюкатегорийиихдиалектическойсвязью. Всесозданноелюдьмидолжнопостигатьсявсвоемгенезисе, висторическомстановлении. Путьстановлениядолженпроходитьсямысльютрираза: здесьГегельприменяетсхемутриады.
Первое движение мысли -подходкдействительностиспозицииестественного, обыденногосознанияиндивида. Когдачеловеквпервыесталкиваетсясжизнью, онапредставляетсяемукаквнешняя, чуждаяреальность. Ноуженаэтомуровнеобыденногосознаниячеловекначинаетпонимать, чтовнешниймирестьрезультатчеловеческойдеятельности.
Второй круг мысльпроходитужеболееосознанно, имеяввиду, чтодействительностьестьрезультатдеятельности. Этопозволяетпонятьисториюкакцелостность, устроеннуюзакономерно. Третий круг сознания: онопроходиттотжепуть, ноужевперспективеимеющихсятеоретическихпопытокосмыслитьисториюдуха.
Указанныетрикругадвижениямыслисоответствуют, поГегелю, ступенямсознания, самосознанияиразумасоответственно.