ФейербахЛюдвиг (1804—1872) — немецкийфилософ-материалистиатеист, острыйибескомпромиссныйкритикрелигиииидеализма. ХарактернаячертаматериализмаФейербаха — антропологизм, т.е. пониманиечеловекакакчистоприродного, биологическогосущества, как «единственного, универсальногоивысшегопредметановойфилософии».
Фейербахприходитквыводу, чтовопрособотношениибытиякмышлениюестьвопрососущностичеловека, ибомыслитлишьчеловек. Следовательно, философия, посколькуонарешаетвопрособотношениимышлениякбытию, должнабытьантропологией, т.е. учениемочеловеке. Человекнеотделимотприроды; мышлениеестьнеобходимоевыражениеприсущейемубиологической, физиологическойдеятельности. Существеннымсодержаниеминазначениемантропологическогопринципаявляется, поФейербаху, научноеистолкованиеобщественногосознания, вкоторомонвидитотражениесущностичеловека. Этасущность, поФейербаху -преждевсегочувственнаяжизньумаисердца, многообразиепереживанийиндивида
ОсновойантропологииФейербахаявляетсяматериалистическоеучениеоприроде. Природаявляетсяединственнойреальностью, ачеловекеевысшимпродуктом. Природавечна. Возникновениеиуничтожениеотносятсятолькокотдельнымявлениям. Природабесконечнавпространстве. ПоФейербаху, немышление, идаженеприрода, аименночеловек — центрвсейметодологии. Поэтому, сеготочкизрения, нетолькоискусствоирелигия, нотакжеифилософия, логика, методология, наукаит.п. — всеэтопроявлениеираскрытиеподлиннойчеловеческойсущности. ВтеориипознанияФейербахпродолжаллиниюматериалистическогосенсуализма, полагая, чтоединственнымисточникомнашегопознанияявляютсяощущения.
|
|
СточкизрениядиалектическогосодержаниявисторииматериализмаЛ. Фейербахуявнонеповезло. Деловтом, чтоегоматериализмоднозначнооцениваетсякаксугубоиисключительнометафизический.
ЗаслугойФейербахаявляетсяподчеркиваниесвязиидеализмасрелигией. РезкойкритикеонподвергидеалистическийхарактергегелевскойдиалектикиОсновноесодержаниеисмыслфилософииФейербаха - отстаиваниематериализма. Втеориипознанияонотстаивалточкузренияэмпиризмаисенсуализма, решительновыступаяпротивагностицизма. РелигиярассматриваетсяФейербахомкакотчуждениечеловеческихсвойств: человеккакбыудваиваетсяивлицебогасозерцаетсвоюсобственнуюсущность. Такимобразом, религиявыступаеткак «бессознательноесамосознание» человека. ПричинытакогоудвоенияФейербахвидитввчувствезависимостичеловекаотстихийныхсилприродыиобщества. ПринципыморалиФейербахвыводитизсвойственногоотприродычеловекустремленияксчастью, достижениекотороговозможноприусловии, есликаждыйчеловекбудетразумноограничиватьсвоипотребностиислюбовьюотноситьсякдругимлюдям.
|
|
Философия марксизма.
1. МарксистскаяфилософиябыласозданасовместнодвумянемецкимиученымиКарломМарксом (1818 — 1883) иФридрихомЭнгельсом (1820 - 1895) вовторойполовине XIX в.more и является составной частью более широкого учения — марксизма, которыйнарядусфилософиейвключаетвсебяэкономику (политэкономию) исоциально-политическуюпроблематику (научныйкоммунизм).
Философиямарксизмадалаответынамногиежгучиевопросысвоеговремени. Онаполучилаширокоераспространение (вышлазарамкиГермании, сталаинтернациональной) вмиреизавоевалабольшуюпопулярностьвконце XIX - первойполовинеХХвв.
Врядестран (СССР, социалистическиестраныВосточнойЕвропы, АзиииАфрики) марксистскаяфилософиябылавозведенаврангофициальнойгосударственнойидеологииибылапревращенавдогму.
Актуальнойзадачейдлясегодняшнегомарксизмаявляетсяосвобождениеотдогмиприспособлениексовременнойэпохе, учетрезультатовнаучно-техническойреволюциииреальностипостиндустриальногообщества.
2. Возникновениюмарксизмаимарксистскойфилософии способствовали:
• предшествующаяматериалистическаяфилософия (Демокрита, Эпикура, английскихматериалистов XVII в. — Бэкона, ГоббсаиЛокка, французскихпросветителей XVIII в., иособенноатеистическоматериалистическаяфилософияЛюдвигаФейербахасерединыXIX в.);
• бурныйростоткрытийвнаукеитехнике (открытиезаконовсохраненияматериииэнергии, эволюционнаятеорияЧ. Дарвина, открытиеклеточногостроенияживыхорганизмов, изобретениепроволочноготелеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленныеоткрытиявсферепроизводства, механизациятруда);
• крушениеидеаловВеликойфранцузскойреволюции (свобода, равенство, братство, идеифранцузскогоПросвещения), ихневозможностьвоплощениявреальнойжизни;
• нарастаниесоциально-классовыхпротиворечийиконфликтов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижскаякоммуна 1871 г.);
• кризистрадиционныхбуржуазныхценностей (превращениебуржуазииизреволюционнойвконсервативнуюсилу, кризисбуржуазногобракаинравственности).
3. Главнымипроизведениямиоснователеймарксизмаявляются:
• "ТезисыоФейербахе" К. Маркса;
• "Капитал" К. Маркса;
• "Экономическо-философскиерукописи 1844 г." К. Маркса;
• "МанифестКоммунистическойпартии" К. МарксаиФ. Энгельса;
• "Святоесемейство" и "Немецкаяидеология" К. МарксаиФ. Энгельса;
• "Диалектикаприроды" Ф. Энгельса;
• "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;
• "Рольтрудавпроцессепревращенияобезьянывчеловека" Ф. Энгельса;
• "Происхождениесемьи, частнойсобственностиигосударства" Ф. Энгельса. 20. Русская философия XIX-XX в. основные проблемы и направления.
Основыпредметарусскойфилософиисоставляли:
• проблемачеловека; • космизм (восприятиекосмосакакединогоцелостногоорганизма); • проблемыморалиинравственности; • проблемывыбораисторическогопутиразвитияРоссии -междуВостокомиЗападом (сугубоспецифическаяпроблемарусскойфилософии); • проблемавласти; • проблемагосударства; • проблемасоциальнойсправедливости (даннойпроблемой "пропитан" значительныйпластрусскойфилософии); • проблемаидеальногообщества; • проблемабудущего.
Направления:
Противостоящиедругдругу славянофильство и западничество.
Славянофилы (Л. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин) ратовализасамобытныйпутьразвитияРоссии, безоглядкинаЗапад,которыйзаражениндивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. ОниидеализировалидопетровскуюРусь, критиковалиПетраПервогозаполитикуевропеизацииРоссии. Принципомобщественногоразвитияонисчиталиправославие, народность, самодержавие. Вовторойполовине XIX в. славянофилыпревратилисьвнационалистовсамогокрайнеготолка (Н. Данилевскийидр.).
|
|
Западники (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин) связывалиразвитиеРоссиисусвоениемисторическихдостиженийЗападнойЕвропы. Западныйпутьразвития – этопутьобщечеловеческойцивилизации. Духовныйидеал – католическаявера, способнаяоживитьправославиеирусскуюисторию (Чаадаев). ВсезападникинедооценивалиисторическоеинациональноесвоеобразиеРоссии, амногиезатемпересмотрелисвоивзглядыиотказалисьотних (Чаадаев, Герцен).
Материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писаревидр.) и марксизм (Г. Плеханов, АБогданов, В. Ленинидр.). ВРоссииконца XIX – начала XX векасуществовалодверазновидностиматериализма: антропологическийиутилитарный. Чернышевский, исповедовавшийантропологическийматериализм, считал, чтовсяприродаразвиваетсяотнизшегоквысшему, чточеловек – частьприроды, биологическоесущество. СточкизренияЧернышевского, познаниеистиныосуществляетсявчувственныхилогическихформах, которыеотличаютсядруготдругалишьколичественно. Практикау негоопределяласькакдеятельностьлюдейпопреобразованиюприроды.
ЯдромэтическойдоктриныЧернышевскогобылатеория «разумногоэгоизма», отдающаяпредпочтениеразумупередволей, просвещениюпереднравственнымсовершенствованием. Вэтойтеорииэгоизмрассматривалсякакприродноесвойство, адобросводилоськтакомуповедению, котороеполезномаксимальномучислулюдей. СоциальныевзглядыЧернышевскогобылирадикальны, ноутопичны: онидеализировалкрестьянскуюобщину, авкрестьянскойреволюциивиделпанацеюотвсехсоциальныхбед.
Писареввозвелвкультестественныенауки, нигилистическиотносяськгуманитарнымнаукамирелигиииз-заихбесполезности, сеготочкизрения, длячеловека.
Марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Российскиймарксизмпредставляетсобоймногоплановоеявление, вобравшееиотразившеевсюсложностьпроцессаразвитияРоссиинарубежедвухвеков. ОднойизособенностеймарксизмавРоссиибылаегопрактическаянаправленность, связаннаясзадачейизмененияобщественно-политическогостроя. Первымроссийскиммарксистом, которыйвзялсязатеоретическоеобоснованиеэтойзадачи, былГ. В. Плеханов. Г. ПлехановстановитсяпервымпропагандистомитеоретикоммарксизмавРоссии. Всвоихработахонмноговниманияуделяетвопросамматериалистическогопониманияистории, проблемамисторическойнеобходимости, свободы, диалектикевзаимоотношенийобщественногобытияиобщественногосознания, теорииклассовойборьбыидр. ВпониманииисторииПлехановразделяетвзглядыК. Маркса, считаявсеобщейпричинойобщественногодвижения, развитиепроизводительныхсил, изменениекоторыхобусловливаетизменениявобщественныхотношенияхлюдей. ТворецисториидляПлеханова – народныемассы.
|
|
Религиозная философия (В. Соловьев, Н. Федоров, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренскийидр.). Ведущимиидеямирусскойрелигиознойфилософииэтогопериодабылисоборность, всеединствоиабсолютнаяценностьчеловека. Подсоборностьюпонималосьединстволюдейнаосновелюбвикбогуидругдругу. Соборностьпроявляетсявкоммунитарности, общностилюдейинезнаетнадсобойникакоговнешнегоавторитета.