Философ, которыйпроизводитпереходкфилософииновоговремени. ИменноБэконупринадлежатслова: «Знание- сила» - тольконаоснованиидостоверногознанияможнопостроитьнетольконауку, ноиобщество. ВсвоейработеподназваниемНоваяАтлантидаБэконописываетобществобудущего, котороебудетпостроенонадостижениинаукиитехники. Многиетехновинкионздесьпересказывает. Особоевниманиеонуделяетанализупознания, считаетчтофилософиядолжнапомочьнаукенайтиправильныйистинныйметодпознания. ВрезультатесвоихразмышленийБеконприходитктому, чтоистинныйметодпознания - индукция(переходотчастногокобщему). ДляБеконаиндукцияозначаетпереходотчастныхфактовполученныхврезультатеопытакобобщению. Такаяпозицияназывается - Эмпиризм(направлениефилософиикотороесчитаетопытноепознаниеистинным). Именноразвитиеопытногознанияпоможетчеловекувборьбесидоламипознаниями - заблуждениями. ВсеэтиидолыБэконразделяетна 4 вида: Идолырода, идолыпещеры, идолырынка, идолытеатра.
Идолырода - заблуждения, которыесвязанысприродойсамогочеловека.
Идолыпещеры - каждыйчеловекнаходитсявсобственнойпещере(заблуждениях). Идолырынка - заблуждения, которыесвязаныснеправильнымупотреблениемтехилииныхтерминоввязыке, аименнонаучном.
Идолытеатра - верывавторитеты.
Такимобразом, Бэконсчитает, чтооснованнаянаопытенаука, способнадаватьлюдямистинныезнания, этизнанияпомогутлюдямустроитьсвоюжизнь. ИменноонуделяетвниманиеНАУКЕ, считаячтоонаспасетчеловечество. 13. Рационализм Р.Декарта.
Онпредлагаетвкачествеосновногометоданаучногопознания метод дедукции.(от общего к частному)
ДеКартговорит, чтодедуктивноезнаниеболееправильное. Математика - наукавсехнаук.
Математическоезнаниесовершенно. Онзакладываеттакоеявлениевфилософиикак рационализм. (первичностьразумовпознания) Рационализмможетнампомочьвтом, чтобыразработатьфилософскуюсистему, какнаучнуюсистему. Длятогочтобыэтосделатьнужновоспользоватьсяметодомдедукции. Мыдолжнынайтимаксимальнообевысказыванияиизнихсделатькакие-точастныевыводы. Поэтомуосновнаяпроблемасостоитвтом, какнайтиэтивысказывания. СпособДеКарта- братьразныевысказыванияиподвергатьсомнениям. Путемэтойработыунасдолжныостатьсясамыенесомненныеутверждения. Результатесвоихрассужденийонприходитквыводу, чтотолькоодноутвержденияпроходитпроверкусомнениями: «мысльследовательносуществу.» ИзэтойаксиомыДЕКартвыводитсвоюфилософскуюсистему. Этоутверждениесвязывает 2 различныесубстанции. Мысль - идеальное, существо - материальное. Вмиресуществует 2 равноправныесубстанции - материальнаяиидеальная. Поэтомунавопросотом, чтоявляетсяосновойачтоследствием, ответможетбытьтакой-онипараллельны. Такаяпозициявпониманиисубстанцииназывается дуализм. ДеКартявляетсяавтором «Теорииврожденныхидей». Навопросотом, какимобразомчеловекможетпознаватьистину, говорит: мыможемпознаватьистину, потомучтовсознаниичеловекаужезаложеныврожденныеидеи. Мынеможемвывестиобщиеидеиизчастных, человекникогданепридеткидеешара, еслиунеговсознанииизначальнонебудетэтойидеиформы. Эмпиризмирационализмдальшеполучилисвоепроявление. Такимобразом, всефилософытакилииначеприсоединялиськтойилиинойлинии. 14. Учение Т.Гоббса и Дж.Локка о человеке и государстве.
Томас Гоббс (продолжаетлиниюэмпиризма)
Всвоихсочиненияхразвиваеттемуролиязыкавразвитиидеятельностичеловека. СамаяглавнаяглавнаязаслугаГоббс - теорияпроисхождениягос-ва. Именноонвизвестномсвоемсочинении «Левиофан» сравниваетгос-восбиблейскимчудовищем, котороеассоциируетсясотрицательным.
Гоббсговорит, чтокакбиблейскоечудовище, котороевсебоятсямывидимгос-во. Объяснениегос-ваисходяизестественныхпричинТеократическоепроисхождениегос-ва - божественна. Развитиичеловеческогообществавыделяются 2 этапа:
1. Догосударственный. Наэтомэтапелюдисуществуютстемиестественнымизаконами, которыесвойственнычеловеческойприроде. Людиничемнеограниченны. «Человекчеловекуволк». Каждыйчеловекхочетполучитьбольше, поэтомуэтозаконджунглей. Людейостанавливаетто, чемонинаделены - разум. Людипонимают, чтовэтойвойневсехпротиввсехнебудетпобедителя. Именнотогдалюдидоговариваются, чточастьсвоихправониделегируютнекоторомутретьемулицу - такобществопереходитнагосударственнуюстадию.
2. Государственный.
Империческуюлиниюпродолжает ДжонЛокк
Вводиточеньважнуютеориюопервичныхивторичныхкачествах. Посколькуимперическоепознаниебылосвязаносощущениямичеловека, свосприятиями, проблемаобъективностисубъективностибылаоченьважна. Локкбуквальноговоритотом, чтоупредметовестьнекиепервичныекачества:вес, протяженность, ивторичные, которыесвязаныссубъективнымвосприятием:вкус, запах. Поэтомувпознавательнойдеятельностичрезвычайноважноопиратьсяпреждевсегонапервичныекачества. ВтороедостиженияЛоккасостоитвтом, чтоонпредлагаетсвоютеориювоспитанияиобразования, закладываяосновыпедагогики, которыеиспользуютсядосихпор. ВспоресДеКартойпоповодуврожденныхидей, Локкзанимаетследующуюпозицию: человекприрождениинеимеетникакихзаранееданныхемуидей, егосознаниеподобно чистойдоске.
ОтсюдаЛоккделаетвывод, чтовселюдипоприродесвоейравны. Всечтопредставляетизсебячеловекзакладываетсявнеговоспитаниемиобразованием. Гуманистическаяпедагогикакакразиговоритотом, чтовоспитаниеобразование - формированиечеловеческойличности. 15. Английская философия XVIII в. (Дж.Беркли, Д.Юм).
Дальшеимперическаялинияразвиваетсяиуженаграни 17-18 ввонапредставленаименами Джордж Беркли и Давида Юма. Дж. БерклиотталкиваясьотпервичныхивторичныхкачествЛоккаутверждает, чтонасамомделеникакихпервичныхкачествуобъектанет, всекачестваскоторымимысталкиваемсявпроцессепознавательнойдеятельностиносятвторичныйхарактер, потомучтовсечтонамизвестноомиремыполучаемчерезощущения. Мыникогданесможемвырватьсяизэтихсубъективныхощущений. Мывсегдабудемвынужденыделатьвыводыоснованныенаних. Самосуществованиевещейнедоказуеморациональновтомслучае, еслимыихнеощущаем. Беркли: «Мирестькомплексмоихощущений», следовательно «Существоватьзначитбытьощущаемым». Такаяточказренияназывается солипсизм. УДавидаЮмамынаходимдругойподходкпроблемамвзаимоотношениямираисубъекта, этотподходназывается скептицизм. Юмговоритотом, чтокакие-товещисуществуютвмиремынеможемсудитьсабсолютнойдостоверностью, единственноечтомыможемделать - производитьнекоторыеутверждения, которыебудутноситьвероятностныйхарактер. Всякийразкогдачеловекчто-тоутверждает, ондолженпонимать, чтоэтотольковопросегопривычки, человекпривычнонаблюдаеттеилииныеявленияивсякийразвидитчтовследдасобытиемапроисходитсобытиеб. Скептицизмисостоитвтом, чтовсенашиутверждениянеявляютсяабсолютнодостоверными. 16. Теория познания и этика И.Канта.
Многиеспециалистыделятисториюфилософиинадо - ипосле-кантовскую. ГлавнаязаслугаКанта - вновомподходекприродепознания, еговозможностямиграницам. Онвпервыепредложилпониматьзнаниенекакотражениедействительности, акакеёконструированиесквозьпризмуприсущихразумуирассудкуаприорныхсхемипринципов. Кантбылубежден, чтооднихсредствнаукинедостаточнодлясозданияполнойиадекватнойкартинымира. Указавнаукееёпределы, Кантпровозглашаетсамостоятельностьэстетическогоинравственногомышления. Идеяавтономииморали, выдвинутаяКантом, имеетпринципиальноезначениедляэтикиифилософииправа. БезКантабылибыневозможныболеепоздниетечениязападнойирусскойфилософии, особеннотакие, какэкзистенциализм, феноменология, неокантианство. Кантпризнавал, чтоосновныеидеиегофилософииинициированыскептицизмомЮма. Еслицельпознания - всеобщееинеобходимоезнание, то, очевидно, чтоопытнеможетдатьнамтакоезнание. Кантутверждал, чтонашумможетпознаватьпредметыокружающегомиралишьпотому, чтовсепознаваемоевэтихпредметах, создаетсяэтимжесамымумомпоприсущимемуаприорнымпринципамисхемам. Мыпознаемневещисамипосебе, аихявлениясознанию. Кантделитокружающуюдействительностьнату, чтодоступнапознанию, иту, чтонеможетбытьпознаначеловеком. Познаваемаяреальностьназываетсясферойявлений, "вещей-для-нас", "феноменов". Непознаваемыеобъектыназываются "вещами - в - себе", "ноуменами". Мирделитсянепоонтологическому, апогносеологическомупринципу. Такаяпозицияполучиланазвание "теоретико - познавательногодуализма". РазумкакспособностьКантподразделяетначистый (спекулятивный) разумипрактическийразум. Чистыйразумограничиваетсяпределамимираявлений, практическийразумнацеленна "вещи-в-себе". ПределычистогоилиспекулятивногоразумаКантдемонстрируетнапримередоказательствакосмологическойидеи. Впопыткеосуществитьтакоедоказательство, разумзапутываетсявовнутреннихпротиворечиях, которыеназваныКантомантиномиямичистогорассудка". Всеготакихантиномийчетыре: Перваяантиномия. Тезис: Миримеетначалововремениипространстве. Антитезис: Мирнеимеетначалавовремениибесконеченвпространстве.
Втораяантиномия. Тезис: Вмиревсесостоитизпростогоинеделимого. Антитезис: Вмиренетничегопростого, аестьтолькосложныетела. Третьяантиномия. Тезис: Вмиреестьсвобода. Антитезис: Вмиренетсвободы, авсенеобходимоипричиннообусловлено.
Четвертаяантиномия. Тезис: Богесть. Антитезис: Боганет.
Итезис, иантитезисмогутбытьодинаковоистинными, следовательно, объектыихнемогутслужитьпредметомнаучногопознания. НоонимогутбытьпредметомпрактическогоразумаПрактическийразумуКантарегулируетсферучеловеческойсвободы. Онозначаетправонасвободувыбора. Частопрактическийразумотождествляетсяснравственностью. Говоряоботношенияхчистогоипрактическогоразума, Кантотдаетпредпочтениепоследнему. Этоозначает, чтовзатруднительныхситуацияхчеловеквпервуюочередьдолженприслушиватьсякголосусердца, совести, дажееслиэтоидетвразрезстребованиямилогики.
ОсновныеработыКанта:
* "Всеобщаяестественнаяисторияитеориянеба" (1770);
* "Критикачистогоразума" (1781);
* "Основыметафизикинравов"(1775);
* "Критикапрактическогоразума" (1787); * "Критикаспособностисуждения" (1790);
* "Религиявпределахтолькоразума" (1793).