Представлениеобобществекакупорядоченномцелостномсформировалосьещевантичности. В XIX-XX вв. проблемасистемностиобществасталапредметомспециальныхисследований. Сточкизрениянаработанныхвфилософииинаукеподходовобществоможноохарактеризоватькаксложноорганизованнуюсаморазвивающуюся, открытуюсистему, включающуювсебяотдельныхиндивидовисоциальныеобщности, объединенныхоперативными, согласованнымисвязямиипроцессамисаморегуляции, самоструктурированияисамовоспроизведения. Вкачествеспецифическихчертобществакаксложноорганизованной, саморазвивающейсясистемыможноуказатьследующиехарактеристики. 1. Вобществеприсутствуетбольшоеразнообразиеразличныхсоциальныхструктур, систем, подсистем. Обществонеявляетсямеханическойсуммойиндивидов, апредставляетсобойсложнуюсистему, вкоторойформируютсяифункционируютразличныеобщностиигруппы, большиеималые (род, племя, классы, нации, семьи) 2. Обществообладаетинтегративнымкачеством, присущимемувцеломинесвойственнымотдельнымобразующимегокомпонентам. 3Самодостаточностьобщества - способностьобществасвоейактивнойсовместнойдеятельностьювоспроизводитьнеобходимыеусловиясвоегособственногосуществования. Обществокаксамодостаточнаясоциальнаясистемаявляетсяпродуктомсовместнойдеятельностилюдей. 4. Обществоотличаетсяисключительнойдинамичностьюнезавершенностьюиальтернативностьюразвития. Здесьследуетотметить, чтоесливыборвариантовразвитиявдругихобластяхосуществляетсяестественнымобразомвпроцессесамоорганизацииприродыибезналичиячеловека, товобществеглавнымдействующимлицомявляетсячеловек. 5. Нелинейностьобщественногоразвития. Наличиебольшогоколичестваподсистем, постоянноестолкновениеинтересовицелейсоздаетпредпосылкудляреализацииразличныхвариантовимоделейбудущегоразвития.
Самуюважнуюрольвовсейжизнедеятельностиобществаиграюттакиеегоподсистемыкаксоциальная, политическаяиэкономическая. Социальнаяподсистемаобществапредставляетсобойсовокупностьконкретно-историческихсоциальныхобщностейигрупп, взятыхвихвзаимодействиииспециальныхинститутовиучреждений, регулирующихэтивзаимодействияилиотношения. Существованиесоциальнойподсистемысвязаноссоциальнымрасслоениеминеравенствомлюдей, возникшимисразделениемтрудаиспециализациейвобщественномпроизводственаопределенномисторическомэтаперазвитиячеловеческогообщества. Процессразделениятрудаивозникновениеинститутасобственностиспособствовалиформированиюотносительнообособленныхсоциальныхобщностейигрупп, выполняющихтолькоимсвойственныефункцииизанимающихопределенноеположениевобществе. Онивсвоейоснове, привлияниифакторов, связанныхстерриторией, языком, верованиямиит.д., сформировываютсоциальнуюструктуруобщества, вкотороймогутбытьвыделены: этническая, демографическая, поселенческая, классоваяпрофессиональнообразовательнаяподструктуры. 32. Философские подходы к анализу общества.
ОсновныеподходыкпониманиюобществаСуществуетмножествоточекзрениянаобществоипричиныеговозникновенияМожнопредположить, чторазличныхинтерпретацийобществастолькоже, сколькосуществуетфилософскихнаапрямиввисториифилософскоймыслиВсеихрассмотретьдовольносложно, однако, приопределенномупрощении, ихможнообъединитьвнесколькотеоретическихконцепций (моделейей).
Однойизпервыхконцепцийпониманияобществаиисточниковегоразвитияявляетсярелигиозномифологическаямодель, возникшаявэпохурабовладенияОбщество, какиотдельныйчеловек, сквозьпризмуданноймоделирозгглядалисявсистемеобщегомирового (Божия) порядка - космоса (Бога), чтоявляетсяисточникомипервоосновойвсегосущегоСтихийнаяреализацияисторическойнеобходимостипорождалаиподдерживалавлиудейуверенностьвсуществованиисудьбы, вБожьейобусловленностисуществующихотношений, порядков, атакжевсехизменений, происходящихПоэтомуБог (космическое) первоисточниксуществованияобществаидействующихвнемзаконевиморальныхнорм - основнаятемадревнихмифовИсторикиифилософыантичноститакжерассматривалиобществонекакособоеобразование, развиваетсяпосвоимзаконам, акаккомпоненткосмическогобуттяОтсюдаследуетрелигиозно-мифологическийхарактерихвзгляделядів.
Еслирелигиозно-мифологическаяконцепциявозникланапочвеантичнойфилософии, тотеологическаяконцепциязародиласьвнедрахсхоластическойфилософии, философииСредневековьяАнтичнаяфилософия, несмотряразноречивоостивовзглядахеепредставителейнаобщество, имелакосмологическийхарактер, посколькутемцелым, вкотороевключалосьвсесущее, втомчислеиобщество, былаприрода (космос) Средневековоежемышлениебылотеоцентрична: реальностью, определяющейвсесущее, втомчислеивобщественнойжизни, длянегобыланеприрода, аПотомуог.
ВнаиболееполномвидеэтаконцепцияполучиларазвитиевученииАврелияАвгустина, апозжеФомыАквинскогоАвгустинсчитал, чтовсяисторияопределяетсяБожьейволей, авсенедостаткипояснююттьсяпервороднымгрехомАдамаиЕвыРазвиваяэтиидеи, ФомаАквинскийутверждал, чтонеравенстволюдейвечнопринципуобщественнойжизни, аразделениенасословияустановленБогоом.
ВНовоевремяраспространиласьнатуралистическаяконцепцияобщественнойжизни, представителямикоторойбылиИсаакНьютон, РенеДекарт, ШарльЛуиМонтескье, ДжонЛоккидр., хотяпервыенатуралистическиеидеиможнонайтитывсочиненияхдревнегреческихфилософовТак, например,Демокритвысказывалмнениеотом, чтовсяобщественнаяжизньимеетприродноепроисхождение, Аристотельжевыдвинулидеюоестественномпроисхождениисоциальногорасслоениялюдей.