Проблема сущности человека в истории философской мысли

Антропологическийпереворотвфилософии, когдафилософияповернуласьлицомкчеловеку, произошелблагодарядеятельностиСофистовиСократа. «Человекестьмеравсехвещей» и «Познайсамогосебя» - этодвафилософскихтезиса, обусловившиеинтересфилософиикчеловеку. Платонхарактеризовалчеловекаспозицийдуализма: человек – противоречивоесочетаниедушиитела. Тело – материально, изменчиво, являетсяисточникомчувственногопознания, заслоняющегоразумуистину. Душаидеальна, бессмертна, онапротивостоиттелу, являющемусятемницейдуши. Онастремитсяосвободитьсяотоковтелесности. ДляАристотелячеловек – политическоеживотное. Общественнымиживотнымиявляютсяимуравьи, ипчелы: онисообщадобываютпищу, защищаютсяотврагов. Ноонинеявляютсялюдьми, тогдакакдляАристотелятермин «политический» несетвсебеэтическийсмысл. Толькочеловекспособенквосприятиютакихпонятий, какдоброизло, справедливостьинесправедливость. Потребностьвудовлетворениипервичныхнуждприводитксотрудничествусживотными. Нотолькоулюдейпоявляетсягосударство. Государство – символразумностичеловека, егоспособностикмышлениюиречи. Тольковрамкахгосударствачеловекможетудовлетворитьсвоипотребностиирассчитыватьнадостижениевысшейцели, заключающейсявправеднойбогоугоднойжизни. ВСредниевеканачеловеканаделиризыгреховности, онсталлишьчастьюмировогопорядка, установленногоБогом. Человекимеетбожественнуюприроду, ноегосущностьдвойственна: эторезультатгрехопадения, ставшегоследствиемналичияучеловекаразумаисвободнойволи. Августинвсвоейконцепциичеловекаисходитизтого, чтодуховному

преобразованиюподлежиткакдух, такидушаитело. Исделатьэтоможеттолькосамчеловек, актомсвободнойлюбвикБогу. Этомумешаетземная, телеснаяприродачеловека. Человекнеможетсамвсебеподавитьсвоюжеприроду, здесьемуможетпомочьЦерковь. ВэпохуВозрождениячеловекапытаютсяреабилитировать, смытьснегопечатьпервородногогреха. Так, Макиавелли, какнипессимистичносмотритоннаприродучеловека (человексосредоточениеидобраизла), заявляет, чтоонапроявляетсявзависимостиотобстоятельств, вкоторыепопадаетчеловек. Такиекачествакакдружелюбие, душевность, моральность, доброта, великодушие, неспособствуютвыживаниючеловека, особенновполитике. ФилософыНовоговременисвязывалиучениеочеловекеистремительноразвивающеесявтовремяестествознание. Вприродечеловекаонивиделивпервуюочередьфизическиесвойствачеловеческоготела: способностьдвигаться, заниматьместовпространстве, обладатьфигурой(формой).Другимисущностнымисвойствамичеловеческойприродыонисчиталичувственныереакцииидействия. Ноглубинноесвойствочеловека – разум, благодаряемучеловекактивен, автономен, способенпознаватьприродуисамогосебя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: