Основной труд по методологии науки — «Структура научных революций». Критика позитивизма и критического рационализма Поппера. Наука не строится как простой прирост знания, обретаемого в «чистом» опыте (не зависящем от теоретических предпосылок и гипотез). Рациональность науки не сводится к сумме логических правил обоснования и преобразования научных суждений, как это полагают неопозитивисты. Кун подвергает критике сциентизм, оценка науки несводима к логическим и верификационным критериям, к анализу языка научных теорий.
Только в науке существуют рациональные процедуры проверки опытных суждений. Критика осуществляется в соответствии с критериями, которые не подлежат сомнению и являются бесспорными. Когда сами критерии подвергаются критике, наука отвергает принятые образцы и ищет новую опору для оценки своей деятельности и своих результатов. Но пока такой опоры нет, рациональная критика невозможна. Однако в реальной истории науки нет категориального вакуума, напротив, пространство выбора критериев оценки даже слишком заполнено, и поэтому выбор может совершаться не только под влиянием «когнитивных» факторов, но зависит и от авторитетов, убеждений, социально-психологической атмосферы и традиций научных сообществ, и вообще от множества социокультурных воздействий. Различает два вида критики — рациональную и нерациональную. Рациональная критика - критика, опирающаяся на принятые критерии рациональности. Нерациональная критика возникает в периоды кризисов, когда сами эти критерии проблематизируются. Научный прогресс осуществляется не в чистом мире идей и проблем, а в условиях конкурентной борьбы, всей обстановки в обществе, где научные коллективы составляют относительно небольшую часть. Понятие рациональности наполняется прагматическим смыслом: человек вынужден постоянно доказывать свою рациональность успехами своей деятельности.
|
|
Основная идея труда «Структура научных революций» - развитие науки проходит три стадии: нормальная наука, стадия аномалий и кризиса, революция в науке. Поведение массы ученых на различных стадиях развития науки обусловлено психологическими и социокультурными факторами.
Нормальная наука - исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных положений — достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа его дальнейшей практической деятельности. Научное сообщество не может заниматься своей деятельностью без некоторой системы общепринятых представлений о фундаментальных сущностях, из которых состоит универсум; как они взаимодействуют друг с другом и с органами чувств; какие вопросы ученый имеет право ставить в отношении таких сущностей и какие методы могут быть использованы для их решения. Ученый опирается на философские, мировоззренческие основания научного познания.
|
|
Ведущая роль в направлении и методах научного исследования нормальной науки у парадигмы, тех научных трудах, которые отвечают двум особенностям: Их создание было в достаточной мере беспрецедентным, чтобы привлечь на длительное время группу сторонников из конкурирующих направлений научных исследований, и они были достаточно открытыми, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида. Формирование парадигмы и появление на ее основе более эзотерического типа исследования - признак зрелости любой научной дисциплины. Парадигма- принятая модель или образец. Нормальное, основанное на парадигме исследование - решение трех классов проблем: установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, дальнейшая разработка теории. Ученые концентрируют внимание на поиске тех фактов, которые подтверждают парадигму. Разработка парадигмы это и уточнение некоторых из ее положений, расширение сферы ее применимости, устранение некоторых неясностей и т. п. Нормальна наука - решение головоломок. Парадигма предписывает использование определенных методов и средств для решения задач, и гарантирует, что при условии соблюдения этих требований задачи могут успешно решаться. Должны существовать и правила, которые ограничивают как природу приемлемых решений, так и те шаги, посредством которых достигаются эти решения. Назначение головоломок - проверить талант или мастерство исследователя, его способность добиться успеха, его надежду найти закономерность, вдохновение от открытия новой области либо стремление к критической проверке установленного знания. Нормальная наука обеспечивает кумулятивное расширение объема научных знаний. Наука не только использует парадигму, но и является стимулом для изменения той же парадигмы. Новые фундаментальные факты и теории создаются непреднамеренно по одному набору правил, но их восприятие требует разработки другого набора правил.
Открытия в науке не изолированные события, а длительные эпизоды с регулярно повторяющейся структурой. Открытие начинается с осознания аномалии, т. е. с установления, что природа каким-то образом нарушила навеянные парадигмой ожидания, направляющие развитие нормальной науки. Это приводит расширенному исследованию области аномалии.
Этот процесс завершается, когда парадигмальная теория приспосабливается к новым обстоятельствам, аномалии сами становятся ожидаемыми. Пока ученый не научится видеть природу в ином свете, новый факт не может считаться вообще фактом вполне научным. Аномалии расширяют эту область: меняются процедуры исследования, меняются ожидания и сама область исследований. В течение кризисов, которые приводят к крупномасштабному изменению парадигмы, ученые обычно разрабатывают много спекулятивных теорий, которые могут указать путь к открытию. Но часто такое открытие не открытие, которое полностью предвосхищено спекулятивными пробными гипотезами. Только когда эксперимент и пробная теория оказываются соответствующими друг другу, возникает открытие, и теория становится парадигмой.
Предварительное осознание аномалии, ее признание как понятийное, так и опытное, и последующее изменение парадигмальных категорий и процедур — это классический путь формирования повой парадигмы.
Утверждение новой парадигмы - отбрасывание старой, или ее реконструкция. Возникновению новых теорий предшествует период резко выраженной профессиональной неуверенности, которая порождается неуверенностью решать головоломки нормальной науки в той мере, в какой она должна это делать. Новая теория - реакция на кризис. Разрешение проблемы предвосхищено в недрах нормальной пауки, т.к. на одном наборе данных всегда можно возвести более чем один теоретический конструкт.
|
|
Аномалии и кризисы в науке - ни одна парадигма никогда не может решить все проблемы. Ученые стремятся сохранить старую парадигму. Нормальная наука может и должна стремиться к приведению теории и фактов в полное соответствие, а такая деятельность легко может рассматриваться как проверка или поиск подтверждения или опровержения. Целью нормальной науки должна быть обоснованность парадигмы. Если это невозможно, то это дискредитирует только ученого, но не теорию. Любой кризис начинается с сомнения в парадигме и последующего расшатывания правил нормального исследования. Исходы кризисов: а) нормальная наука доказывает свою способность разрешить проблему, порождающую кризис; б) даже радикальные подходы не справляются и проблема откладывается для будущих поколений; в) кризис завершается появлением нового претендента на роль парадигмы.
Такой переход не кумулятивный. Это реконструкция области науки на новых основаниях, которая изменяет некоторые наиболее элементарные теоретические обобщения в данной области, а также многие методы и приложения парадигмы. Возникновение новой теории порывает с одной традицией и научной практикой и вводит новую, осуществляемую посредством других правил и в другой области рассуждения.
Научные революции - некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой, несовместимой со старой. Предпосылка революции — кризис в науке. Должны быть внутренние мотивы, чтобы восприятие нового требовало отрицания старой теории. Если такие основании есть, то они проистекают не из внутренней структуры научного знания. Ведь новое явление может быть обнаружено и без разрушения какого-либо элемента старой прошлой научной практики. И новая теория не должна противоречить ни одной из предшествующих ей.
|
|
Часто важность сделанного открытия будет пропорциональна степени и силе аномалии, которая предвещал ее открытие. Традиция нормальной науки, которая возникает после научной революции, не только несовместима, несоизмерима с традицией, существовавшей до нее. Происходит изменение гештальта, т. е. некоторого целостного образа мира. Изменяется язык науки, мировоззренческие установки ученых. Поэтому представлять историю науки как чисто кумулятивный процесс невозможно. Неразличимость революций - недооценка одних открытий и переоценка других, т. е. непонимание роли именно того открытия, которое совершило революцию в науке.
Томас Кун – Субъекты научной деятельности – научные сообщества, у каждого своя парадигма – цели, задачи, методы, установки, положения. Развитие науки это процес: допарадигмалтьный период, формирование парадигмы (нормальная наука – установление господства какой-то парадигмы), кризисная ситуация (значительное открытие) и полная смена парадигмы.