Теория познания.
Включает 2 части: гносеологию (учение о знании) и эпистемологию (учение об истине). Главные вопросы, решаемые теорией познания:
· как человек получает знания, откуда?
· как знания относятся к реальности? Совпадают, нет, похожи, нет.
· в каких формах существует знание?
· можно ли полностью все познать в мире?
Концепции сенсуализма и рационализма.
Это подходы к тому, как человек познает мир.
Рационалисты утверждает, что человек познает мир с помощью разума и мыслей. Сначала нужно знать, чтобы что-нибудь почувствовать. Знание – врожденная структура. Утверждают, что разум намного важнее чувств. У чувств нет прошлого, у чувств нет будущего, они существуют только сейчас. А знания – вечны. Без знания мы ничего и не видим. Более важные формы рационально познания – суждение (связь между понятиями), понятие (существенные признаки вещи), умозаключение (вывод из нескольких суждений).
Сенсуалисты (эмпирики) утверждают, что знания вытекаю из чувств. Разум – источник наших ошибок. Разрабатывают формы чувственного познания – ощущение, восприятие, представление.
|
|
Враги долгое время. Сенсуалисты: нет опыта – нет знаний. И если утверждают, что человек рождается сразу со знаниями, то зачем его учить и откуда эти знания вообще берутся?
Рационалисты: кое-что опыт подтверждает, но он никогда не бывает всеобщим. Есть вещи, которые являются абсолютными знаниями – аксиомы.
К 18 веку философы поняли, что знаний много, но откуда они берутся – неизвестно.
Это привело к появлению следующей концепции.
Трансцендентализм.
Пытается разрешить проблему соотношения чувственного и рационального в познании. Самый известный представитель – Кант. «Критика чистого разума». Три главы:
1. Как возможна математика? Ответ на вопрос - это учение о чувственности.
2. Аналитика или учение о рассудке. Ответ на вопрос - как возможно естествознание?
3. Трансцендентальная диалектика или учение о разуме. Ответ на вопрос - как возможна философия?
Согласно Канту математика возникает, так как у человека существует 2 врожденных чувственных способности – пространство и время. Это – априорная форма чувственности (до опыта, не нужно ничего переживать). Пространство – координация получаемых ощущений друг с другом (большой-маленький-средний). Время – способность улавливать ритм, повторяемость, цикличностью, последовательность. Благодаря этому мы понимает геометрию вообще, последовательность чего-то. Способность наложить пространственно-временной каркас на любое время.
12.12.11
У людей, помимо способностей пространства и времени есть еще одна способность – таинственная и самая важная – трансцендентальное единство апперцепции. Главное – воображение. С одной стороны – чистое, с другой – продуктивное. Чистое – способны вообразить предмет без конкретных качеств, данных в опыте. Продуктивное – можем вообразить 2 несоединимых вещи. Это априорная способность. Естествознание - набор, коллекция чистых предметов. Чистое воображение – сверхъестественная способность. Многие этой способностью никогда не пользуются. Однако эту способность в себе можно развить. Естествознание – воображаемая наука о воображаемых предметах. В мире есть хаос событий, порядок вносим мы с помощью продуктивного воображения.
|
|
Способность к воображению у людей более-менее одинакова.
В третьей главе – разум. В отличие от других предметных наук, разум имеет дело с идеями. Идеи – та сфера, где воображение бессильно. Все идеи не поддаются человеческой логике.
С точки зрения познания разум абсолютно бесполезен. Зачем же существует разум? Зато разум обеспечивает человеку свободу, дает возможность заглянуть за предел имеющихся знаний.
Разум позволяет открыть новые вещи, разум лежит в основе творческих способностей. Разум лежит в основе человеческого счастья. Благо общества тоже зависит от того, на сколько развита эта сторона развития людей.
Агностицизм.
Теория познания, которая принципиально признает, что познание не возможно.
Начало агностической теории лежит в античности в работах скептиков, которые разработали ряд доказательств (троп) непознаваемости мира.
Все тропы группируются в 2 слоя:
1) относительно недостоверности чувств. Берется неопровержимое знание, но если человек в разных состояниях, то он по-разному воспринимает это знание.
2) Ограниченность способности разума. Логический круг познания – чтобы что-то познать мы должны это объяснить. Те вещи, с помощью которых мы объясняем, мы тоже должны объяснить.
//сипульки. Станислав Лем.
В 18 веке Юм Давид написал трактат о человеческой природе, где довел эти скептические идеи до абсолюта. Вопрос о том, что вызывает наши ощущения - открытый вопрос. Чтобы узнать, что вызывает ощущения, нужно лишиться всех ощущений и посмотреть, что представляет собой предмет. Источник наших ощущений нам совершенно неизвестен.
Еще одно – о законах. Между причиной и следствием бывает связь не всегда причинно-следственная. После – значит по причине этого. Налетели тучи – будет дождь. НЕ, НЕ ФАКТ!
Мы не можем судить о вещах, все наши законы – всего лишь договоренность. И о достоверности ощущений мы тоже не можем говорить.
Иррационализм.
Пытается преодолеть запрет Канта на познание внешнего мира, запрет Юма на познание внешнего мира. Шопенгауэр и Анри Бергсон. Человек имеет возможность воспринимать мир непосредственно, поверх культуры, науки. Это интуитивное восприятие. Смотрит на мир с точки зрения пользы. Человек видит не вещи, а выгоды от вещей. Мир делиться на полезное и бесполезное. Любая наука – сито, пропускает полезное, задерживает бесполезное. Однако таким образом достоверных знаний мы не получим. Чтобы получить достоверное знание нужно стать зеркалом это мира, как бы влиться в предмет. Процесс влияние – приобщение к бытию вещи, умное видение, вчувствование. Наше знание – поток ощущение, который через нас проходит. Как только они превращаются в научные законы – они перестают быть правильными.
Истинное – только интуитивное.
Аналитическая теория
Чтобы знания были достоверными они должны быть выполнены в канонах науки. Вся наука строиться в ответе на вопрос как это делается? Все, что не является наукой, использует другие вопросы. Любые наши знания должны быть оформлены в научную теорию, проведены научные исследования, поставлены научные эксперименты. Знания – выше, чем здравый смысл, выше повседневного мышления.
|
|
Ряд специальных методов получения знаний:
1) Эмпирические. Наблюдение и эксперимент. Только научное наблюдение – по определенным правилам, в рамках научной теории. Эксперимент – воспроизведение искусственно каких-то условий.
2) Теоритические методы – индукция, дедукция. Анализ и моделирование.
Феноменологическая теория познания
Популярна сегодня. Хайдеггер, Эдман Гуссер.
Критикует подход Кант а. Критикует все представления о чистых предметах и чистом знании. Главный тезис – ведь предмет существует в мире только среди других объектов. Она существует в реальном мире, ее не бывает чистой. Человек как субъект тоже находиться в мире. Человек зависит от мира и мир зависит от человека. Бытие-в-мире – дозайм. Все что знает человек следствие жизненного опыта. Предлагается возвращение к вещам, существующим до знания. Нужно провести процедуру феноменологическая редукция. Очистить наши представления от мифов, культурных стереотипов, научных стереотипов. Тогда весь мир превратится в феномен. Мы думаем о чем-то всегда неправильно. Когда человек постигает явление мира я-в-мире, то он обретает настоящие знания.
Кант сделал главную ошибку - он не видел 2 феноменов тела – феномен тела и феномен вещи. Вещи не существуют сами по себе, а только в соотношении с нашим телом, с горизонтами нашего восприятия. Если мы считаем вещи большими, то оно большое по сравнению с нашим телом. Человек и вещь очень тесно связаны. Человек принимает участие в том, что такое знание. Тело человека и вещи существуют как комплекс. Когда мы видим вещь, мы видим ее не только глазами, а еще и чувствами + так, как мы с вещью сцеплены, поэтому любое знание – сложный комплекс. Обычно люди не замечают этой сцепленности с миром, они наоборот стараются отказаться от теории обще взаимосвязи. Чтобы получилось объективное знание, нужна редукция – избавление от объективного мышления.
Генезис мышления (происхождение мысли)
|
|
Откуда берется мысль?
Мысли приходят к человеку достаточно редко – несколько раз в жизни. А что обычно приходит в голову – это ненастоящие мысли, это образы, обрывки идей, которые мыслью не являются. Для философов мысль – процесс совершения открытия.
Мышление – переведенная во внутренний план речь. Империоризация.
Философы заметили несоответствие феноменов мышления и языка:
Мышление сугубо индивидуально. Язык – общий
Мышление развивается очень быстро. Язык развивается очень медленно.
Мышление индивидуально. Язык – творение культуры.
Одно дело подумать, другое дело сказать, о чем ты думал.
Поэтому есть сомнения, что мышление это внутренняя речь. Язык и мышление это намного больше, чем перевод одного в другую формы.
Сказать, это не тоже самое, что говорить.
Язык – дом бытия. Это не только средство передавать информацию, это способ, который дает миру возможность высказаться в человеческой речи, язык – способ прижать предметам человеческое звучание. Предметы начинают существовать, когда мы их называем.
Язык служит средством, что б мир мог был быть высказан через человека. С помощью языка мир с нами пытается разговаривать.
Истина.
Несколько подходов, что такое истина:
1) По принципу соответствия. Истина - соответствие знаний нашему опыту.
2) Истина это логическая непротиворечивость.
3) Истина – то, что доказывается в практической деятельности.
4) Истина это полезность, польза.
Некоторые отрицают эти подходы. Кто-то считает что истина – это то, что мы сами конструирует. Истина – переживание феномена (феноменологии)
19.12.11
Алитея (греч) – не скрытость.
Критерии истины:
1. Первый критерий истины – то, что дается очевидно и просто.
2. Второй критерий истины – это с точки зрения утилитаризма. Критерием истины является степень полезности того или иного знания. Если получаем пользу – это верные знания, если нет – то неверные.
3. Третий критерий – представление о том, что не противоречит логике, законам математики, геометрии и т.д. Если знания доказываются математически – то истина, если нет – то ложь.
4. Четвертое представление – практика – критерий истины. Практика – материальная, целенаправленная деятельность людей. Истина – то знание, которое можно проверить на практике.
5. Пятое – представления субъективных теорий – феноменологические, экзистенциалистов. Истинность – непосредственное переживание, интуиция.
Некоторые считают, что все истины относительны, важны только в ситуации.