Обзор основных концепции познания

Теория познания.

Включает 2 части: гносеологию (учение о знании) и эпистемологию (учение об истине). Главные вопросы, решаемые теорией познания:

· как человек получает знания, откуда?

· как знания относятся к реальности? Совпадают, нет, похожи, нет.

· в каких формах существует знание?

· можно ли полностью все познать в мире?

Концепции сенсуализма и рационализма.

Это подходы к тому, как человек познает мир.

Рационалисты утверждает, что человек познает мир с помощью разума и мыслей. Сначала нужно знать, чтобы что-нибудь почувствовать. Знание – врожденная структура. Утверждают, что разум намного важнее чувств. У чувств нет прошлого, у чувств нет будущего, они существуют только сейчас. А знания – вечны. Без знания мы ничего и не видим. Более важные формы рационально познания – суждение (связь между понятиями), понятие (существенные признаки вещи), умозаключение (вывод из нескольких суждений).

Сенсуалисты (эмпирики) утверждают, что знания вытекаю из чувств. Разум – источник наших ошибок. Разрабатывают формы чувственного познания – ощущение, восприятие, представление.

Враги долгое время. Сенсуалисты: нет опыта – нет знаний. И если утверждают, что человек рождается сразу со знаниями, то зачем его учить и откуда эти знания вообще берутся?

Рационалисты: кое-что опыт подтверждает, но он никогда не бывает всеобщим. Есть вещи, которые являются абсолютными знаниями – аксиомы.

К 18 веку философы поняли, что знаний много, но откуда они берутся – неизвестно.

Это привело к появлению следующей концепции.

Трансцендентализм.

Пытается разрешить проблему соотношения чувственного и рационального в познании. Самый известный представитель – Кант. «Критика чистого разума». Три главы:

1. Как возможна математика? Ответ на вопрос - это учение о чувственности.

2. Аналитика или учение о рассудке. Ответ на вопрос - как возможно естествознание?

3. Трансцендентальная диалектика или учение о разуме. Ответ на вопрос - как возможна философия?

Согласно Канту математика возникает, так как у человека существует 2 врожденных чувственных способности – пространство и время. Это – априорная форма чувственности (до опыта, не нужно ничего переживать). Пространство – координация получаемых ощущений друг с другом (большой-маленький-средний). Время – способность улавливать ритм, повторяемость, цикличностью, последовательность. Благодаря этому мы понимает геометрию вообще, последовательность чего-то. Способность наложить пространственно-временной каркас на любое время.

12.12.11

У людей, помимо способностей пространства и времени есть еще одна способность – таинственная и самая важная – трансцендентальное единство апперцепции. Главное – воображение. С одной стороны – чистое, с другой – продуктивное. Чистое – способны вообразить предмет без конкретных качеств, данных в опыте. Продуктивное – можем вообразить 2 несоединимых вещи. Это априорная способность. Естествознание - набор, коллекция чистых предметов. Чистое воображение – сверхъестественная способность. Многие этой способностью никогда не пользуются. Однако эту способность в себе можно развить. Естествознание – воображаемая наука о воображаемых предметах. В мире есть хаос событий, порядок вносим мы с помощью продуктивного воображения.

Способность к воображению у людей более-менее одинакова.

В третьей главе – разум. В отличие от других предметных наук, разум имеет дело с идеями. Идеи – та сфера, где воображение бессильно. Все идеи не поддаются человеческой логике.

С точки зрения познания разум абсолютно бесполезен. Зачем же существует разум? Зато разум обеспечивает человеку свободу, дает возможность заглянуть за предел имеющихся знаний.

Разум позволяет открыть новые вещи, разум лежит в основе творческих способностей. Разум лежит в основе человеческого счастья. Благо общества тоже зависит от того, на сколько развита эта сторона развития людей.

Агностицизм.

Теория познания, которая принципиально признает, что познание не возможно.

Начало агностической теории лежит в античности в работах скептиков, которые разработали ряд доказательств (троп) непознаваемости мира.

Все тропы группируются в 2 слоя:

1) относительно недостоверности чувств. Берется неопровержимое знание, но если человек в разных состояниях, то он по-разному воспринимает это знание.

2) Ограниченность способности разума. Логический круг познания – чтобы что-то познать мы должны это объяснить. Те вещи, с помощью которых мы объясняем, мы тоже должны объяснить.

//сипульки. Станислав Лем.

В 18 веке Юм Давид написал трактат о человеческой природе, где довел эти скептические идеи до абсолюта. Вопрос о том, что вызывает наши ощущения - открытый вопрос. Чтобы узнать, что вызывает ощущения, нужно лишиться всех ощущений и посмотреть, что представляет собой предмет. Источник наших ощущений нам совершенно неизвестен.

Еще одно – о законах. Между причиной и следствием бывает связь не всегда причинно-следственная. После – значит по причине этого. Налетели тучи – будет дождь. НЕ, НЕ ФАКТ!

Мы не можем судить о вещах, все наши законы – всего лишь договоренность. И о достоверности ощущений мы тоже не можем говорить.

Иррационализм.

Пытается преодолеть запрет Канта на познание внешнего мира, запрет Юма на познание внешнего мира. Шопенгауэр и Анри Бергсон. Человек имеет возможность воспринимать мир непосредственно, поверх культуры, науки. Это интуитивное восприятие. Смотрит на мир с точки зрения пользы. Человек видит не вещи, а выгоды от вещей. Мир делиться на полезное и бесполезное. Любая наука – сито, пропускает полезное, задерживает бесполезное. Однако таким образом достоверных знаний мы не получим. Чтобы получить достоверное знание нужно стать зеркалом это мира, как бы влиться в предмет. Процесс влияние – приобщение к бытию вещи, умное видение, вчувствование. Наше знание – поток ощущение, который через нас проходит. Как только они превращаются в научные законы – они перестают быть правильными.

Истинное – только интуитивное.

Аналитическая теория

Чтобы знания были достоверными они должны быть выполнены в канонах науки. Вся наука строиться в ответе на вопрос как это делается? Все, что не является наукой, использует другие вопросы. Любые наши знания должны быть оформлены в научную теорию, проведены научные исследования, поставлены научные эксперименты. Знания – выше, чем здравый смысл, выше повседневного мышления.

Ряд специальных методов получения знаний:

1) Эмпирические. Наблюдение и эксперимент. Только научное наблюдение – по определенным правилам, в рамках научной теории. Эксперимент – воспроизведение искусственно каких-то условий.

2) Теоритические методы – индукция, дедукция. Анализ и моделирование.

Феноменологическая теория познания

Популярна сегодня. Хайдеггер, Эдман Гуссер.

Критикует подход Кант а. Критикует все представления о чистых предметах и чистом знании. Главный тезис – ведь предмет существует в мире только среди других объектов. Она существует в реальном мире, ее не бывает чистой. Человек как субъект тоже находиться в мире. Человек зависит от мира и мир зависит от человека. Бытие-в-мире – дозайм. Все что знает человек следствие жизненного опыта. Предлагается возвращение к вещам, существующим до знания. Нужно провести процедуру феноменологическая редукция. Очистить наши представления от мифов, культурных стереотипов, научных стереотипов. Тогда весь мир превратится в феномен. Мы думаем о чем-то всегда неправильно. Когда человек постигает явление мира я-в-мире, то он обретает настоящие знания.

Кант сделал главную ошибку - он не видел 2 феноменов тела – феномен тела и феномен вещи. Вещи не существуют сами по себе, а только в соотношении с нашим телом, с горизонтами нашего восприятия. Если мы считаем вещи большими, то оно большое по сравнению с нашим телом. Человек и вещь очень тесно связаны. Человек принимает участие в том, что такое знание. Тело человека и вещи существуют как комплекс. Когда мы видим вещь, мы видим ее не только глазами, а еще и чувствами + так, как мы с вещью сцеплены, поэтому любое знание – сложный комплекс. Обычно люди не замечают этой сцепленности с миром, они наоборот стараются отказаться от теории обще взаимосвязи. Чтобы получилось объективное знание, нужна редукция – избавление от объективного мышления.

Генезис мышления (происхождение мысли)

Откуда берется мысль?

Мысли приходят к человеку достаточно редко – несколько раз в жизни. А что обычно приходит в голову – это ненастоящие мысли, это образы, обрывки идей, которые мыслью не являются. Для философов мысль – процесс совершения открытия.

Мышление – переведенная во внутренний план речь. Империоризация.

Философы заметили несоответствие феноменов мышления и языка:

Мышление сугубо индивидуально. Язык – общий

Мышление развивается очень быстро. Язык развивается очень медленно.

Мышление индивидуально. Язык – творение культуры.

Одно дело подумать, другое дело сказать, о чем ты думал.

Поэтому есть сомнения, что мышление это внутренняя речь. Язык и мышление это намного больше, чем перевод одного в другую формы.

Сказать, это не тоже самое, что говорить.

Язык – дом бытия. Это не только средство передавать информацию, это способ, который дает миру возможность высказаться в человеческой речи, язык – способ прижать предметам человеческое звучание. Предметы начинают существовать, когда мы их называем.

Язык служит средством, что б мир мог был быть высказан через человека. С помощью языка мир с нами пытается разговаривать.

Истина.

Несколько подходов, что такое истина:

1) По принципу соответствия. Истина - соответствие знаний нашему опыту.

2) Истина это логическая непротиворечивость.

3) Истина – то, что доказывается в практической деятельности.

4) Истина это полезность, польза.

Некоторые отрицают эти подходы. Кто-то считает что истина – это то, что мы сами конструирует. Истина – переживание феномена (феноменологии)

19.12.11

Алитея (греч) – не скрытость.

Критерии истины:

1. Первый критерий истины – то, что дается очевидно и просто.

2. Второй критерий истины – это с точки зрения утилитаризма. Критерием истины является степень полезности того или иного знания. Если получаем пользу – это верные знания, если нет – то неверные.

3. Третий критерий – представление о том, что не противоречит логике, законам математики, геометрии и т.д. Если знания доказываются математически – то истина, если нет – то ложь.

4. Четвертое представление – практика – критерий истины. Практика – материальная, целенаправленная деятельность людей. Истина – то знание, которое можно проверить на практике.

5. Пятое – представления субъективных теорий – феноменологические, экзистенциалистов. Истинность – непосредственное переживание, интуиция.

Некоторые считают, что все истины относительны, важны только в ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: