double arrow

Основы философской герменевтики (по работе Г.-Г. Гадамера «Истина и метод»).

Ф илософская герменевтика рассматривает культуру как языковую реальность и делает акцент на необходимости ее понимания. По Гадамеру герменевтика - универсальная философия нашего времени. Она призвана дать ответ на основополагающий вопрос: как возможно понимание окружающего мира в целом, и культуры в частности, как в этом понимании воплощается истина бытия? Герменевтика должна выступать как самосознание человека в современную эпоху науки. Идеал познания культуры - понимание самого явления культуры в его однократности и исторической конкретности. Цель в понимании того, каков конкретный человек, народ, государство, каково было становление, т.е. как могло получиться, что они стали такими.

Язык - особая реальность, внутри которой происходит понимание человека человеком, понимание другой эпохи и культуры, а диалог между различными культурами, имеет форму поиска общего языка. Герменевтический метод иррационален, т.к. основан на интуиции, «вчувствовании». Новизна определения культуры у Гадамера в том, что каждая культура никогда не «омертвевает », т.к. подлинное понимание – это не реставрация изначальных обстоятельств, а всегда продуктивно, т.е. требует учета исторической дистанции между интерпретатором и явлением культуры, зафиксированном в языке, а именно - всех исторических обстоятельств («горизонтов»), непосредственно или опосредованно связывающих их. Поэтому понимание как интерпретация не только не затрудняет, а, напротив, способствует процессу понимания истории и культуры, «оживляет» их.

О пределением игровой сущности языка. Встреча прошлого с настоящим, различных культур и различных текстов - разговор, в основе которого онтологически лежит игра. Игра сама себе субъект. Человек втянут в игру, полностью от нее зависит. Игра – это нечто объективное по отношению к играющим. Она не имеет внешней цели, она непрерывное повторение и имеет цель сама в себе. В разговоре происходит встреча Я и Ты, двух горизонтов. Но их отношение в разговоре не непосредственное, а рефлективное, через живую подвижность игры. Я и Ты не есть субъекты разговора: игра через них как бы играет сама с собой, не Я и Ты отражаются в разговоре, а наоборот – разговор отражается в Я и Ты, он связывает их между собой. От разговаривающих зависит направление игры-разговора, а, следовательно, и возможность самого понимания.

Философия понимания - это способ освоения мира человеком, в котором наряду с теоретическим знанием существенную роль играет непосредственное переживание («опыт жизни»), состоящий из различных форм практики (опыт истории), формы эстетического переживания, («опыт искусства»). Хранилище опыта - язык, искусство. Источниками опыта - образование, предания, культурные традиции, осмысливаемые индивидом в обществе. Герменевтический опыт носит незавершенный характер, что является эпистемологической проблемой общества. Существенна роль самопонимания субъекта и его совпадение с интерпретацией, истолкованием своей экзистенции. Главный смысл понимания чужого текста в «перемещении в чужую субъективность».

Основа герменевтики - понимающая психология как способ непосредственного постижения целостности душевно-духовной жизни. Слишком тесная связь бытия со своим прошлым является помехой для исторического понимания подлинной сущности и ценности. Основу исторического познания всегда составляет предварительное понимание, заданное традицией, в рамках которой происходят жизнь и мышление. Предпонимание доступно исправлению, корректировке, но освободиться от него полностью невозможно. Безпредпосылочное мышление - фикция, не учитывающая историчность человеческого опыта.

Сознание – «нетематический горизонт» – дает некоторое предварительное знание о предмете, составляющее содержание «жизненного мира», лежащего в основе возможного взаимопонимания индивидов. При исследовании далекой от нас культуры необходимо реконструировать «жизненный мир» культуры, мы сможем понять смысл отдельных ее памятников.

Герменевтический опыт, т.е. перемещение в чужую жизнь, основан на стремлении понять «другого». В основе геменевтического опыта лежит предание, отраженное в фольклоре; опыт жизни, включающий прожитые события в поколениях, хранящиеся в народной памяти, в легендах, искусстве, культуре, в словоупотреблении. Искусство способно дать философии жизни новый импульс. Культурные традиции способствуют самоосмыслению и интеграции личности в обществе, постулируя ее генетическую укорененность. Так совершается герменевтический круг, устанавливая связь поколений и их преемственность; отмечается эпистемологическая незавершенность герменевтического опыта (перемещения в чужую субъективность).

Главное, что обретается в опыте, – готовность к обновлению, изменению, к встрече с «иным», которое становится «своим». Опыт приводит к осознанию своих границ и одновременно к открытости конечного человеческого существа в свете всеобщего, универсального. Открытость опыта, знание того, что можно ошибиться, приводят к поискам истины через личностное постижение на основе собственного опыта. Но опыт – не только нравственное испытание, он испытывает «на прочность» наши умения. Опыт практичен. На пути познания можно прийти к истинному знанию и заставить природу служить себе.

Герменевтик вторгается в субъективность человека. Понимание не есть перенесение в чуждую субъективность. Оно выступает в качестве расширения своего горизонта и обозрения иного «нечто» в правильных пропорциях.

Гадамер утверждает, что именно истина, на которую претендует текст, остается предпосылкой герменевтических усилий, поскольку истолко­вание текста, выражающего истину, создает перспективу обогащения нашего знания. Гадамер считает, что даже и в том случае, если в итоге познание должно будет перейти к критике, а понятое суждение ока­жется ложным, усилия читателя будут вознаграждены. В силу многосмысленности текста интерпретация может быть отнесена к процеду­рам, включающим допущение универсальных гипотез в историческом исследовании.

Герменевтика как истолкование предполагает, по Гадамеру, ре­конструкцию прошлого смысла, с одной стороны, и более глубокое понимание современности — с другой.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: