double arrow

Социокультурное и гуманитарное понимание жизни: А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

 

Понятие жизни в философии и естествознании. Оно широко по объему, т.к. вклю­чает в себя все ее возможные виды. Содержание понятия раскрывается в дихотомии «живое — не­живое». Жизнь - специфическая форма организации мате­рии, характеризующаяся единством трех моментов: 1) наследственной программой, записанной в в ДНК; 2) обменом веществ; 3) самовоспроизведением в соответствии с этой программой. Все живые существа используют одну и ту же универсальную схему для кодиро­вания, переноса (и перевода) информации и биосинтеза. Строение генома обеспечивает сохранение консервативной стороны наследственности, а его подвижная часть — изменчивость.

Б. Рассел: особенность жизни - направленность, особенности: 1) прекраще­ние действия с достижением цели; 2) продолжение действия, если цель не достигнута; 3) возможность варьирования методов и способ­ностью их комбинирования, если цель не удается достигнуть; 4) огра­ничение направленного поведения внешними условиями.

Происхождение жизни во многом загадка, ни одна из гипотез не получила экспериментального подтверждения и потому могут быть приняты только на веру. Жизнь — уникальное явление природы, ее сохранение - нрав­ственная задача и ответственность всего человечества и каждого человека.

Жизнь человека в биологическом смысле имеет все признаки жизни вообще. Но жизнь человека, общества и культуры - несравненно более богатое явление. В социально-гуманитарном познании категория «жизнь» за­нимает центральное место, т. к. все проявления общества и существо­вание человека возможны только там, где есть жизнь. Понятие жизни сопоставимо с понятием бытия вообще, человече­ского - в особенности. Бытие - предельно широкое понятие, важнейшее определение которого - глагол «быть», суще­ствовать здесь и теперь. Недостаточность дан­ного определения при сопоставлении понятия «жить» и «существовать». Для человека быть - значит жить. Но бывает жизнь, тождественная существованию человека как живого существа, но это - не жизнь. Быть — отдавать, существовать — брать. Быть - значит существовать в соответствии со своим предназначени­ем и человеческой сущностью.

Полно­та жизни сопоставима с многоликостью индиви­дуального человеческого бытия. Но есть сущностные характеристики жизни человека и общества. Главные составляющие жизни — ценность самой жизни, судьба, смысл и цель жизни, жизнь человека как проявление культу­ры. Жизнь - содержание переживания созерцающего мир человека, жизненная судьба вообще.

Жизнь как бытие и история человека, общества рассматривается в философии жизни - направлении в философии, сосредоточившем свое внимание на про­блеме человека, выявлении его основных, фундаментальных свойств. Неклассическая философия, начиная с Шопенгауэра, рас­смотривает категории жизни преимущественно с точки зрения бытия человека, стремится определить основные ценности жизни. Шопенгауэр видит в жизни абсолютное и бес­конечное начало мира, обладающее активностью, волей, составляю­щей сущность жизни. Мировая воля неразумна, бес­сознательна и слепа. Поэтому и основа мира иррациональна, лишена разума и духа. Она вневременна и дисгармонична. Мировая воля име­ет потребность в выживании и поэтому является могучим творческим принципом. Однако она вечно не удовлетворена и поэто­му в ней заложена негативность. Она способна породить любое зло. Но и сама она терпит страдания, поскольку в своих устрем­лениях ощущает себя мучительно несчастной. Человек — носитель этой космической силы, и ее основные черты - ненасытная жажда, равнодушие к протекающим в мире процессам - делают человеческую жизнь трагичной. Воля - это основное, а желание человека составляет осно­ву его существа. Между желаниями и их удовлетворением протекает человеческая жизнь. Желание - это страдание, а удовлетворение скоро насыщает. Нормальное состояние человека - неудовлетворенные желания, а это и есть страдание. Жизнь большинства людей протекает подобно жизни животных в жестокой и неумолимой борьбе за жизнь.

Для Ницше жизнь - это вечное движение, становление, рост, подъ­ем, увеличение мощи и борьба, основной двигатель которой - воля к власти, в ней основа всей мировой эволюции. Из двух важнейших средств познания жизни — науки и искусства - приори­тет у искусства, назначение которого — создание иллю­зий, питающих жизнь. Упорядоченность, рационалистичность европейской культуры унифицируют жизнь, приводя к созданию безликой серой жизненной массы. Воля к власти стоит над добром и злом и пренебрегает различием между истиной и ложью ради торжества самой жизни. Несправедливость - необходима и неотделима от жиз­ни. Идея сверхчеловека - призыв к самоусовершенствованию. Жизнь - это борьба слабых и сильных воль. Идея «веч­ного возвращения»: все возвращается и именно в том виде, в каком это явление когда-то существовало.

В психоанализе Фрейда сущностные характеристики жизни и ее про­явлений выводятся в бессознательное. В недрах бессознательного разворачиваются истинные проявления жизни, мало изученной, но чрезвычайно значимой. Это первичные влечения - влечение к жизни; и влечение к смерти как к первичному и естественному состоянию, возвращению в неживое.

С социокультурной точки зрения жизнь - ду­ховное явление, т. е. жизнь человека является человеческой, если она духовна. Предметное воплощение духовности - культура, увековечивающая жизнь человека как создателя и носителя духовных ценностей.

А. Бергсон рассматривает жизнь в контексте его кон­цепции эволюции как «потока жизни», первичный импульс кото­рого - «жизненный порыв». 3 основных направ­ления движения жизненного порыва: чувствительность, интеллект и инстинкт, из которого возникает интуиция. Интел­лект познает лишь физический мир, где он может до­биться абсолютного полного знания. Но познание жизни ему недоступно. Жизнь постигается непосредственно, поскольку только интуиция позволяет проникнуть в ее сущность. Лишь философия и искусство, опирающиеся на интуицию, в состоянии постичь жизнь. Поэтому развитие интуиции является главным условием развития человека и мира.

В. Дильтей был первым, кто ввел в философию по­нятие жизни как самостоятельной категории. Жизнь -взаимодействие между личностями в определен­ных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени. Как особый вид взаимосвязи жизнь определена про­странственно и во времени, но как жизнь индивида - это отношение элементов к целому. Характеризует жизнь в категориях психологии. Поэтому важнейшая категория, характе­ризующая жизнь - переживание. Первый принцип переживания — его современность, т.к. только в настоящем. Второй признак - иррацио­нальность, т. е. реальность, которая не может быть определена с помощью освоения. В потоке переживаний человек выделяет то, что значимо и что ставится в центр внимания, поскольку данное пережива­ние является осознанным и обнаруживает зависимость от прошлого духовного опыта и запаса накопленных впечатлений.

Жизнь постигается с помощью категорий, которые укоренены в сущности самой жизни (значение, ценность, цель, развитие, идеал). Число этих катего­рий не очерчено, а их отношения не могут обрести логическую фор­му. Центральное место отводит понятию «значение», т.к. взаимосвязь процессов жизни постижима лишь с помощью определения значения отдельных компонентов жизни для понимания целого. Но отдельный момент обретает значение лишь благодаря взаимосвязи с целым. Однако вы­явление этого отношения никогда не может быть полностью осущест­влено, т.к. целое (вся жизнь) обозревается лишь при смерти. А при­менительно к обществу надо ждать конца истории. Но что создает эту взаимосвязь, благодаря чему мы можем связать отдельные части в целое? Переживание - оно единство, моменты которого связаны об­щим значением. Категория «значение» имеет прямую связь с пониманием, и эта особенность отличает науки о духе, обществе и человеке от «объясняющего» естествознания. Ведь лю­бое проявление жизни обладает значением. Тем самым всеобщие понятия служат выражением понимания жизни. Сравнивает понимание смысла жизни с пониманием смысла предложения: каждое из отдельных слов обладает значением, а из их объединения возникает смысл целого предложения.

Только в единении жизни индивида и жизни других людей постигается смысл собственной жиз­ни. Драма жизни каждого индивида - в ограниченности ее пределов. Это духовные пределы, и поэтому во всем существует свобода выбора, и возникает чувство, что можно двигаться вперед и реализовывать новые возможности в собственном бытии. Эта внутренне определенная взаимосвязь в процессе жизни, определяющая непрерывный прогресс изменений - разви­тие.

Философская антропология - философское учение о человеке, его сущности и природе. Еще в античности был принцип «познай самого себя». Но только в XIX веке Фейербах провозгласил необходимость превращения философии в антропологию, начинается углубленное изучение человека, завершившееся антро­пологическим поворотом в философии XX века. Человек: «разумное животное», «животное симво­лизирующее» (Кассирер); «человек играющий» (Хейзинга), «человек рисующий» (X. Йонас); «человек-путник» (Марсель) и другие.

Философская антропология раскрывает основные свойства челове­ка, детерминирующие его жизнь: это существо разумное, осознающее себя и свою жизнь, преобразующее мир, в котором он живет. Опыт мира - внутреннее достояние человеческого Я, опосредующее его отношения с Другим. Две основные парадигмы: парадигма жизни и парадигма экзистенции. Первая парадигма опирается на представление о человеке как жи­вом существе (Ницше, Бергсон). Вторая парадигма представлена экзистенциалистами и их последователями. Она берет свое начало от Кьеркегора, который выделяет важнейшую антиномию человеческого существования: он есть уникальное существо, реализую­щее свое «Я», и в то же время он испытывает давление внешнего мира, общепринятых норм, предпи­саний, обычаев, установившихся стандартов и общественных инсти­тутов. Камю, Сартр полагают, что человек свободен и он есть то, что он сам из себя делает, человек сам ответственен за свой выбор и у него нет алиби. Эк­зистенциализм утверждает, что человеческое бытие есть «совместное бытие», и поэтому жизнь предстает как диалог «Я» и «Другого».

Жизнь в контексте истории. Человечество единый организм. Дильтей: история - объек­тивация жизни во времени, организация жизни в соответствии с отношениями времени и действия. Жизнь по своему материалу со­ставляет одно с историей. История - это то целое, в котором жизнь индивидов получает продолжение. Только в истории человек обретает бессмертие, т.к. исто­рия создает механизмы, сохраняющие целостность сообщества людей и возможность продолжения опыта предшествующих поколений с помощью социальной памяти и забвения. Память объединяет поколения. История - жизнь, рассматривае­мая с точки зрения целостного человечества.

Сходство искусства и жизни. Мыслители говорили о сходстве искусства и жизни, что служило основанием отождествления искусства и науки как рав­ноправных форм познания. Кант: искусство способно возвыситься над эмпирическими обобщениями и мыслить больше, чем может быть выражено в понятии. Понимание жизни обусловлено непосредственным соприкосновением с реальностью. Понимание искусства возможно лишь в форме «вторично пережитого», и где нет предшествующего опыта переживания мира, там нет и понимания. Ху­дожественные обобщения образуют особый слой между самой жизнью и ее изображением в искусстве и всемирной истории.

Как отражение жизни произведение искусства соотносится с нею в процессе восприятия, проверяющего его на соответствие действи­тельности. Термин «отражение» применительно к искусству означает образ действительности, своеобразный сплав мысли и чувства. Искусство — важ­нейшая форма сохранения, трансляции и воспроизводства человече­ского опыта.

Вос­приятие искусства - целостный акт чувствования и мысли. Особая сила эмоционального потрясения при восприятии искусства - «катарсис». Природа катарсиса в том, что мы имеем дело с предметными чувствами, которые хотя и принадлежат чужим персона­жам, воплощенным в произведении, являются нашими собственными переживаниями, как если бы мы были этими персонажами. Познание жизни в искусстве выступает как самопознание, а худо­жественное творчество - как самовыражение художника. В современной эстетике говорят, что восприятие искусства как переживание и сопереживание жизни имеет источник в игре, призванной служить общению между людьми.

Язык искусства - специфическое явление, которому присущи все особенности языка как знаковой системы. Язык искусства име­ет своим первоисточником коммуникативные средства культуры. Предмет культуры имеет двойственную при­роду: он вещь, имеющая духовное содержание. Благодаря этому явления культуры выступают в качестве символов, знаков, являющихся носителями смыслов, ценностей. Средства куль­турной коммуникации включают в себя не только словесный язык, но и языки пропаганды, науки, политики, управления, религии, невербальные средства культурной коммуникации — об­ряды, жесты, мимика, этикет, украшения, рубцевание и татуировка и т. д. Язык искусства формируется на основе языков культуры, что создает предпосылки включения ее явлений в сферу социальной ком­муникации.

Язык искусства несет как бы двойной пласт значений: первоначальный, собственно культурный, и метафорический, существенно отличающийся от бук­вального. «Игра смыслами» позволяет увидеть реальность с неожиданной стороны.

В речевой коммуникации у знака 3 функции: это символ; это симптом в силу своей зависимости от отпра­вителя, это сигнал в силу своей апелляции к слушателю. В художествен­ной коммуникации знак в качестве симво­ласообщает нечто о реальности, а в качестве симптома произведение искусства выражает отношение художника к реальности и тем самым раскрывает его ценностные ориентации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: