Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Особенности художественного хронотопа (М.М. Бахтин)

 

У понятие пространства два значения: способ существования объективного мира, неразрывно свя­занный со временем и форма созерцания, восприятия, представления вещей. Представ­ления о пространстве и времени менялись и не являются окончательными. Первоначально - это реальность, не зависящая от природы и человека, вместилище, везде одинаковые и остающиеся неизменными. Абсолютные пространство - пустота, в которой рас­полагаются предметы природы. Время - абсолютная, не зависящая ни от каких явлений длительность, везде одинаковая и протекающая равномерно. С античности пространство - место, в котором физи­ческие события и вещи имеются, происходят, случаются. У Ньютона пространство - независимое от тел и существую­щее независимо от них и прежде них, оно непрерывно, трехмерно, равномерно и бесконечно во всех направлениях. Лейбниц: пространство не существует само по себе, отдельно от тел, оно только отношение и порядок сосуществования действительных и воз­можных явлений и вещей. Современные представления пространства определяются теорией относительности Эйнштейна, где пространство четырехмерно, поскольку включает в себя время как мнимую пространственную координату. Его характеристики зависят от массы, определяющей кривизну пространства.

Время - форма протекания всех механических, органических, пси­хических и социальных процессов, условие возможности движения, изменения, развития. Это форма возникновения, становления, тече­ния, разрушения в мире, мира самого. С античности описывается в категориях вечности и длительности. В Новое время вечность - атрибут Б-га, его длительность - атрибут суб­станции и совпадает с ее существованием. Декарт: время - это число движения: чтобы иметь меру для определе­ния длительности вещи, мы пользуемся длительностью равномерных движений, т. е. движений небесных тел. В современной науке время характеризуется в категориях длительности, вечности, мгновения. Длительность - постоянный переход от одного мгновения к другому, она имеет начало и конец. Парадокс времени - его длительность состоит из мгновений, не имею­щих длительности. Вечность - посто­янное пребывание в настоящем. Время одномерно, однонаправлено, необратимо. Синергетика объясняет необратимость времени - любое событие протекает под влиянием внутренних и внешних, т. е. случайных факторов. Модусы времени: настоящее, прошедшее, будущее. Их соотношение выражается в понятиях «одновременно», «раньше», «позже».

Есть объективное время, измеряемое отрезками пути не­бесных тел, и субъективное, основанное на осознании времени и его переживании (наличие или отсутствие времени). Субъективное время - возможность жизнедеятельности человека (прак­тической или духовной) и предполагает осознание и переживание жизни как процесса и ресурса, который он использует по своему усмотрению. Мо­дусы (виды) времени: завтра, когда-нибудь, теперь, еще рано, уже поздно и т. д. Субъективное время име­ет разную длительность (ожидание длится дольше, возраст), В переживаниях время не имеет модуса прошлого и буду­щего: они переживаются настоящее. Субъективно обусловлен и вы­бор модуса времени: в молодости человек ориентирован на будущее, в старости живет прошлым, есть живущие на­стоящим и т.д. Выбор модуса времени может быть и социально обусловлен (в СССР все во имя светлого будущего человечества).

Каждый имеет свой ресурс времени, но отношение к нему разное: у одних плотный график, другие «убивают время», откладывают «на потом». Ресурс времени зависит от возраста: мужчины и женщины наиболее активны в разном возрасте. Время человеческой жизни протекает циклически, подчиняясь биологическим ритмам. Социальное время уплотняется, происходит его ускорение, оно не совпадает с биологическим. Время отражается на телесной организации. Экзистен­циализм выделяет качественное различие физического, исто­рического и экзистенциального времени. Физическое время беско­нечно, количественно и равнодушно к протекающим в нем процессам. Историческое время - ситуация, куда «заброшен» человек помимо воли и которую воспринимает как судьбу. Экзистенциальное время конечно и качественно, это время бытия человека, оно неповторимо и переживается.

Бергсон: время или длительность - сущность жизни, атрибуты которой неделимость и непрерывность, творческое развитие и становление нового. Жизнь непостижима как непостижимо и время. Реальное время противоположно условному, которое конструируется обыденным сознанием и наукой в практических целях. Дильтей: время или временность первое опре­деление жизни. Жизнь и время имеют общие при­знаки: одновременность, последовательность, временные интервалы, длительность, изменения. Различает абстрактное время естествен­ных наук (количественное, но не качественное) и историческое время гуманитарных наук. Августин: будущего и настоящего времени нет, есть только настоящее как переживание человека, а вечность времени принадлежит Б-гу. Время стремится исчезнуть, а вечность неизменна. Прошедшее — это па­мять, т. е. настоящее прошедшего; будущее - ожидание, т. е. настоящее будущего. Хайдеггер отдает приоритет будущему, временность бытия может быть понята только через будущее, и бытие есть время, т. е. он трактует время реалисти­чески; но время конечно.

Открытие исторического времени принадлежит христианству, ко­торое рассматривает историю от сотворения мира до воссоединения человека с Б-гом. В современной философии размежевание понятий индивидуально-личностного времени и социального и культурно-исторического времени. У последнего осо­бенности: а) возможность соотнесения всех событий с основопола­гающим, определяющем ось времени; б) возможность пройти временные интервалы в направлениях пред­шествования и последования относительно нулевой даты, в) создание системы единиц, служащих обозначению повторяющихся промежутков времени (день, месяц, год и т. д.).

Между историческим и субъективным временем есть различия: историческое занимает промежуточное положение между субъективным и объективным временем. Субъективное исторически обусловлено, но историческое вре­мя стремится установить временные интервалы, сопоставимые с физическим временем. Историческое время зависит от шкал времени (эпохи, столетия, годы, часы, минуты). Понятие опыта истории - установление связи между прошлым, буду­щим и настоящим. Человечество разделено по гео­графии и культурам, что делает невозможной всемирную историю, только частные.

Социальное время циклично, что обусловлено ци­клами хозяйственной деятельности, смены власти, праздниками и ритуалами, сменой времен года и т. д. Ритм социального времени различен в различные периоды истории: традиционные цивилизации циклически воспроизводили жизнедеятельность тысячелетиями. Индиви­дуальна и последовательность временных из­менений, т.к. единого времени для всех цивилизаций и народов нет. Но в целом ритм социального времени неравномерен, и можно говорить об ускорении. Социальное время отмечено периодами, т. е. относительно законченными промежутками исторического време­ни, в связи с социально значимыми событиями и особенностями (войны).

Историческое время характеризуется длительностью и непре­рывностью. Длительность опирается на убеждение, что все имеет начало и конец. Длительность и непре­рывность обусловливают «временность» времени, так как три времен­ных момента смещаются к настоящему. Единая хронология истории разделена на даты, указываемые по кален­дарному времени. Но длительность и интен­сивна, как скорость или ускорение изменений в истории или в жизни человека. Величины интенсивности - ритм, кумулятивность, повторение, рецидив. Масштаб историче­ского рассмотрения зависит от задачи исследователя: при макроисторическом периоды наибольшие, а при микроисторическом - наименьшие. Но соизмеримость мас­штабов в историческом исследовании отсутствует.

Проблемы социального пространства – Сорокин. Несравнимость понятий «геометрическое пространство» и «социальное пространство». Социальное пространство и пространство физической реально­сти, определяется структурой материального объекта, т.е. социальная структура общества и социальные взаимосвязи определяют характеристики социального пространства. Носители социальности - человек и общество. Жизненное пространство человека зависит от телесной орга­низацией, ценностно нагружено и институциализировано. Социальное про­странство имеет и географическую составляющую: территорией государства. Внутри государ­ства - регионы.

Пространственную составляющую имеют контакты: про­странственные контакты могут отличаться дис­танцией между субъектами (личное пространство). Активное поведение участни­ков определяет дистанцию. Многое связа­но с местом, которое человек занимает в социальном пространстве. Номинальные и ранговые параметры характеризуют структуру общества. Номинальные: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политические ориентации, язык. Ранговые: образование, интелли­гентность, доход, богатство, престиж, власть, происхождение, возраст. Социальное пространство многомерно, т.е. в одних общностях индивид может зани­мать более высокий социальный статус, чем в других. Каждый в обществе живет в нескольких социальных пространствах, связанных между собой, изменение одного меняет другие. Это может быть отнесено и к социальной группе. Различие двух групп параметров выражается в гетероген­ности и неравенстве. Гетерогенность описывается системой номинальных параметров, они не позволяют оценить положение индивида в социальном про­странстве по ранговому принципу. Номинальные параметры - элементы общечеловеческой культуры в определенные исторические периоды (положение женщин). Гетероген­ность определяет горизонтальную дифференциацию. Неравенство определяется ранговыми показателями, в обществе есть нормативная основа, закрепляющая поведение индивидов в соответствии с рангом. Ранг по одному показателю может быть ниже или выше по другому ранговому показателю, т.е. каждый занимает в обществе несколько статусов. Социальное пространство закрепляют право и мораль, обычай и традиция, авторитет власти, моральный авторитет, СМИ, учебные заведения.

Положение индивида в социальном про­странстве часто меняется – социальная мобильность. Общество со­циально стратифицировано - иерархически организованно социальное неравенство в определенный истори­ческий отрезок времени. Сорокин: стратификация может быть политическая, экономическая и профессиональная. Социальной мобильности: вертикальная, горизонтальная. Социальные отношения представлены в пространственных струк­турах: движении вперед, неудача - движение назад, движение социальной, карьерной лестнице. Положение человека исторически (темпорально) предопределено, и возможности его изменения детерминированы социальным пространством. Социальное пространство структурируется властью, правовом, культурой, традициями, информацией, идеологией и т. д.

Хронотоп - эстетическая категория, отражающая амбивалентную (противоречивую, неоднозначную) связь временных и пространственных параметров. Бахтин ввел это понятие в литературоведение, затем в социальное познание. Хронотоп раскрывает типо­логические или личностные формы объединения пространственных и временных координат, обусловливающих вхождение индивида в сфе­ру культуры и определяющих рамки интенциональной направленно­сти сознания индивида. Вступление в область смыслов культуры осуществляется только через хронотопы. Художественный хро­нотоп позволяет втягивать пространство через сюжетное развитие, в ре­зультате чего время уплотняется, и в каждом произведении образуется своя система частных хронотопов, развязывающих сюжетные. Но в произведении есть и общий доминантный типоло­гический хронотоп, обусловленный принадлежностью произ­ведения к художественной традиции. Также суще­ствует внеположный художественному тексту авторский и читательский хронотопы.

Понятие хронотопа раскрывает и реальное единство пространства и времени. Культура и ее смыслы не мо­гут быть упорядочены в единую систему, т.к. идея не может быть равной себе в разных хронотопах.

Объективное основание понятия хронотопа - единство пространственно-временных характеристик жизнедеятельности че­ловека и общества. В жизне­деятельности индивида есть ограничения: связанные со строением тела (ограничивают способ­ность передвигаться и воспринимать); конечность человеческой жизни (временность человеческого бытия, проблема смертности и бессмертия). Бахтин ищет решение проблемы бессмертия в творчестве, т.к. в творчестве личность продолжает жить, т. е. бессмертна. Время - дефицитный ресурс. Необходимость очеред­ности выполняемых программ, одновременное выполнение нескольких программ ускоряют бег времени, а отрешенность от активной жизни замедляет темп. Ограниченность вместимости пространства-времени (два человека не могут занимать одно и то же пространство) огра­ничивают физические возможности. Повседневность не может быть описана вне пространственно-временных характеристик, раскрывает значи­мость соприсутствия как предустановлен­ного обстоятельства социальной жизни. Повседневность связанная с рутинизацией жизнедеятельности, обусловливает циклич­ность времени. Социальный хронотоп обусловливает возникновение феномена «сжатия времени» в связи с развитием средств транспорта.

Понятие хронотопа имеет значение для понимания исто­рии и современности. Бахтин акцентирует внимание на роли контекста: текст живет, только соприкасаясь с дру­гим текстом (контекстом). Диалог - сжатие времени, единство двух хронотопов (места и времени). Нет границ диалогическому контексту (уходит в безграничное про­шлое и безграничное будущее). Даже прошлые смыслы никогда не могут быть навсегда завершенными - всегда будут меняться (обновляясь) в процессе будущего диалога. Существуют массы забытых смыслов, но в определенные моменты развития диалога они снова вспомнятся и оживут в обновленном виде (в новом контексте). Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла свой контекст понимания. Нескончаемое обновление смыслов возникает в бесконечном и не завершимом диалоге, в котором ни один смысл не умирает.

Бахтин говорит о разных хронотопах спрашивающего и отвечающего и разных смысловых мирах. Взаимопонимание столетий и тысячелетий, народов, наций и культур обеспечивает сложное единство всего челове­чества, всех человеческих культур. Но все это раскрывается только на уровне большого времени.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: