Понятие человеческой деятельности и ее роли в производстве и воспроизводстве общественной жизни: Макс Вебер и Энтони Гидденс

 

Человеческая деятельность специфична и отличается от активности животных, это особый способ бытия индивида и общества. Социальная философия: значение деятельности - способ социализации личности, т.е. усвоения накопленного обществом опыта, ценностей, норм. В социологии деятельность (социальное действие) - клеточка социального организма, характе­ризуемая субъективной мотивацией и ориентацией на других и обеспечивающая связь личности и общества. В онтологии деятельность — способ бытия человека, в котором наиболее полно раскрываются его сущностные силы. В теории позна­ния это практика, т.е. основа познания и важнейший критерий истинности знаний. В этике и философии права рассматриваются проблемы свободы воли и способы регуляции деятельности человека.

В философии деятельность - особая форма активности, присущая человеку и имеющая содержанием целесообразное изменение внешнего мира. Действу­ющий человек изменяет внешний мир и изменяется сам. Кассирер: главная характеристика человека - его деятельность. Социологическое описание деятельности в поняти­ях деяния, поступка, поведения. Общество - совокупность форм совместной деятельности людей, деятельность всегда социально ориентирован­на, адресована другим. Деяние — такая форма проявления активности, которая предполагает ее ответственность за социаль­но значимые результаты. Поступок — сознательное действие (бездей­ствие), являющееся результатом нравственного самоопреде­ления, в котором выражается отношение к само­му себе и другим, к природе и обществу. Действие, имеющее отрицательную нравственную зна­чимость - проступок. Система поступков, в которых реализуются нравственные установки, ха­рактеризует поведение, это внешняя харак­теристика деятельности, ее внутренние механизмы раскрываются в поведении лишь опосредованно, и не всегда обнажают мотивы. В психологии деятельность - такое отношение человека к любому объекту (миру), которое имеет пред­посылкой не просто знание о нем, но и представление о том, что он может получить в результате его преобразования - образ. Сама деятельность регулируется посредством осознания внешнего мира, т.е. формирования психического образа.

Строение деятельности: А) Потребности: витальные (как живого существа), социальные (обще­ственного развития, адаптации в обществе) и духовные (познавательные, религиозные, нравственные, эстетические и т.п.). В основании клас­сификации видов деятельности, — различие предметов, на которые она направлена, т.е. мо­тивов деятельности. Деятельность не бывает безмотивной. Б) Действия и операции. Деятельность состоит из действий, т.е. процессов, подчиненных особой цели, т.е. представлению о результате. Цель образуется в сознании в процес­се соотнесения потребности и мотива и объективных обстоятельств деятельности. Способы дости­жения цели - операции, определяемые условиями деятельности.

Атрибуты (свойства) деятельности ха­рактеризуют ее механизмы, благодаря которым деятельность мотивируется и осуществляется. А) Субъектность - деятельность опосредована прошлым опытом, ее потребностями и установками, мотивами и це­лями, эмоциональными и волевыми качествами, познава­тельными способностями и т.д. Б) Предметность - направленность на внешние к человеку и пре­образуемые им силы природы и общества. Но предметом может быть и сам человек. В) Результат деятельности выражен в опредмечи­вании (превращается в предмет). Человеческая деятельность осуществляется с помощью орудий — орудийность. Орудие – связь между человеком и миром преобразуемых вещей. В созданных человеком орудиях и предме­тах потребления опредмечены духовные силы. Орудия несут в себе информацию о технологии де­ятельности и тем самым связывают человека с другими людьми. Чтобы воспользоваться вещами, созданными дру­гими, человек должен проникнуть в их замысел, на­значение, раскрыть их духовное содержание - распредмечивание, т.е. мысленное освобождение духовного содержания про­изведенного продукта от его мате­риальной оболочки. Г) Деятельность разумна, осмысленна и, как правило, целесообразна. Рациональность - способность разумно определять цели деятельности и свободно и со­знательно управлять ими. Сознательность и целесообразность указывают на видовые отличия человеческой деятельности от ак­тивности животных. Сознательность обусловливает целесообразный характер деятельности. Целесообразная деятельность ориентиро­вана на заранее запланированный результат. Но дея­тельность может быть и бесцельной, самоценной, бессознательной. Но не всякая бесцельная деятельность бессознательна (игра). Д) Продуктивность. Деятельность продуктивна, утилитарна (практически применима), но может быть и непродуктивной и внеутилитарной (исполнение ритуалов). Е) Материальная и духовная деятельность. Материальная - оперирование предметами, а духовная — образами этих предметов. В системе объективного идеализма признается существование некоей абсолютной и саморазвивающейся идеи вне ее материального носителя. Но в реальной жизнедеятельности не существует духовной такой. З) Знаковый аспект деятельности. Единство ма­териальной и духовной деятельности означает, что процесс деятельности, ее результат - синтез материально-вещественного субстрата и духовного содержа­ния, что независимо от человека, делает ее резуль­таты системой знаков, т.е. носителей информации о духовном мире человека. Деятельность проду­цирует идеальное, поскольку в предметной форме она произ­водит предмет, а в знаковой — духовное содержание — знания, способности, нравственные установки, мастерство и отношение к своей профессии, к самому себе и другим.

Необходимая предпосылка деятельности - ориентация в своеоб­разном «языке», посредством которого передается инфор­мация о способах использования орудий, их назначении. Необходима и подготовка человека к их применению: выработка навыков и передача опыта и способов деятельности либо прямо либо с помощью языка. Поэтому общение - фундаментальная вид деятельности.

Деятельности обусловленна культурой. Не случайно деятельность опре­деляется как социальная по своей природе активность, про­граммируемая и реализуемая механизмами культуры. Куль­тура придает ей специфически человеческий характер.

Вебер не видел принципиальных различий между естествознанием и социологией. Ее специфический объект - действие. Действием - отношение к объектам, которое предполагает субъективный смысл независимо от его выраженности. Особенности социального действия: действующее лицо соотносит его с поведением других лиц, оно определено этим соотнесени­ем и может быть исходя из этого субъективно предполагаемого смысла понятно объяснено. Решающий казуальный момент, проявляющий­ся в результате действия, — отнесение к ценности. В поведении людей (внешнем и внутреннем) обнаруживаются, как и в любом процессе, связи и регулярность. Только поведению человека присущи такие связи и регулярность, которые могу быть понятно истолкованы. Наиболее очевидна целерациональная интерпретация. Всякое действие целенаправленно, предполагает выбор средств, исходя из отнесения к ценно­сти определяет выбор объекта, и может включать эмоциональные, интуитивные и др. моменты. Из всего этого формируются различные типы поведения.

Вебер не стремился создать некий свод правил, регламентирующих порядок проведения социальных исследований. Он концентрировал внимание на индивиде и культуре. Вебер был озабочен проблемой соотношения объективности и субъективности. Он различал понятия социального действия и социального поведения. Социальное действие можно исследовать через призму субъективных взаимоотношений между индивидами. Анализ социального действия посредством интерпретативных способов должен основываться на понимании субъективных смыслов и целей, которые индивиды придают своим действиям. Вебер отмечал, что роль субъективного фактора в социальных науках осложняет процесс выведения общих законов той или иной стороны общественной жизни. Социолог писал, что объём объективного знания, которое когда-либо будет получено в сфере общественных наук, пугающе мал. В целом Вебер поддерживал стремление к построению объективной системы общественно-научных знаний, хотя и считал эту цель недостижимой.

В работах Вебера заметно применение принципа методологического индивидуализма, согласно которому следует рассматривать различные коллективные институты (нации, политические и религиозные структуры, предприятия) исключительно как продукт действий отдельных личностей. Вебер говорит, что лишь индивиды могут рассматриваться в качестве действующих лиц при развитии некоего субъективно понимаемого события. Другими словами, потенциал изучения социальных явлений ограничен областью применения некоторых моделей поведения индивидов (Вебер называл эти модели «идеальными типами»). Идеальные типы никогда не встречаются в чистом виде, но являются определёнными стандартами, позволяющими сопоставлять конкретных личностей.

Свою концепцию Вебер называл понимающей социологией. Он считал, что целью социологической науки является анализ социального действия и обоснование причин его возникновения. Пониманием в данном контексте обозначается процесс познания социального действия через смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Таким образом, предмет социологии составляют все идеи и мировоззрения, детерминирующие поведение человека. Вебер отказался от попыток использования естественно-научного метода в анализе и считал социологию «наукой о культуре».

Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Вебер говорил о социальном действии, которое включает два момента: субъективную мотивацию индивида и ориентацию на других. Типы социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффектное и традиционное. Те, кто управляет, ожидают, что их командам будут подчиняться; те, кем управляют, ожидают разумных директив.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости: а) целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики; б) ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий: капитан последним покидает тонущий корабль; в) традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими: крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды; г) аффективное — определяется эмоциями.

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

Гидденс ориентировался на веберианский подход «понимающей социологии», сосредоточившись на исследованиях социального действия и мотивах поведения индивидов, однако в своем анализе он отвергает этот подход, утверждая, что общество не является коллективной реальностью, но в то же время не должно изучаться сквозь призму поведения индивида.

Гидденс по существу пытался по-новому и расширительно осмыслить то, что принято называть субъективными моментами социальных отношений. Суть этой попытки заключалась в указании на то, что знание конституирует социальные отношения, а не просто воспроизводит их объективную данность

Гидденс использует логику герменевтической традиции в социологии, отстаивая важность социальных действий в социологической теории и считает, что социальные субъекты-индивиды всегда до некоторой степени осознают то, что они делают. Общественный порядок, следовательно, является результатом некоторых запланированных социальных действий, а не результат механической эволюции. Социологи, в отличие от ученых в естественных науках, должны интерпретировать социальный мир, который уже интерпретирован акторами, населяющими его. Гидденс вводит понятие "дуальности структуры", которая означает, что социальные практики имеют и структурный, и поведенческий компоненты. Именно социальные практики и являются основным объектом изучения социологии. Структурная среда сдерживает поведение индивида, но одновременно делает его возможным. Он также отметил существование специфической формы социального цикла: социологические понятия формируются, затем внедряются в повседневную жизнь и изменят образ мыслей людей. Поскольку социальные акторы способны к рефлексии и склонны следить за текущими событиями и структурные условиями, они адаптируют свое поведение в соответствии с меняющимися представлениями социальной жизни. В результате знания социальной науки об обществе оказывают влияние на деятельность человека. Гидденс называет эту двухуровневую интерпретативую и диалектическую взаимосвязь между социальным научным знанием и человеческой деятельностью "двойной герменевтикой".

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: