Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук

 

Научные КМ (НКМ) – это знания об устройстве мира на определенном этапе исторического развития науки. Определяет характер и направления научной деятельности, исследований (Эйнштейн). Это предельная форма научного знания, средство приращения нового знания.

А) общенаучная КМ – представление о мире при суммировании всего научного знания.

Б) естественнонаучная КМ – объединяет и корректирует КМ частных наук, систематизирует естественные науки, определяет граница этапов развития естественных наук, влияет на философскую КМ и мировоззрение: 1) первая – завершилась геоцентричной системой Птолемея. 2) вторая (17 век) – механическая, Ньютон: бесконечность вселенной, материя может существовать в виде множества космических объектов – центров гравитации. Время и пространство абсолютны, это фон процессов и явлений. 3) третья (19 век). Открытие рентгеновских лучей, электронов. Эйнштейн: время каждого индивидуально, время одного может совпадать с временем другого только если они в состоянии покоя относительно друг друга – теория относительности. Формула E=mc2 связь энергии и массы. Общая теория относительности – искривленность пространства и времени. Квантовая теория.

В) специальная картина мира отдельных наук (дисциплинарная онтология) (биологический мир). Каждая из специальных - набор неких теоречиских конструктов, образная модель изучаемой области.

2) с точки зрения историческо-культурологической принадлежности: НКМ в основном выступает как ественно-научная картина мира, поэтому выглядит следующим образом: механическая картина мира, электродинамическая картина мира, квантовореляционая картина мира, синергетическая картина мира. Первые три основаны на естественно-научной картине мира.

Желание создать интеграционную КМ: физ, био, соц, исторические реальности.

Термин «НКМ» - научная аб­стракция. Мир - это некая реальность, охватывающая все мироздание, однако понятие «мир» не существует вне рамок определенных философских и научных идей и концепций, и с изменением названных концепций изменяется и содержание и методологическая роль понятия «мир». В философском смысле это так и есть, но наука имеет своим содержанинем лишь относительное знание о фрагменте познан­ного мира. В действительности картина мира — это мир, теоретически осмысленный.

В понятии НКМ есть, во-первых, мировоззренческий философский смысл, во-вторых, научно-теоретическое представление о мире (или об отдельном фрагмент мироздания). Картина мира, однако, не охватывает все богатство научных знаний, это особый тип научно-теоретического знания, служащая средством систематизации научного знания, полученного на определенном этапе исторического развития науки и практики. НКМ соответствует действительности, но не тождественна ей.

3 основных типа НКМ: а) систематизированное знание, полученное в различных отраслях научного знания и синтезированное в некоторую целостность; б) естественно­научная картина мира и общественно-научная картина мира; в) конкретно-научная картина мира (физическая картина мира, кар­тина исследуемой реальности). Картина мира исследуемой реальности по существу совпадает с теоретическим знанием в той или иной обла­сти науки. Но есть и существенные различия между тео­рией и НКМ. Во-первых, в НКМ есть философская нагруженность категорий науки, которые преобразуются в фундаментальные понятия (взаимодействие, причинность и т. д.) Во-вторых, картина мира не включает процесс получения знания и его аргументации. Картину мира образуют фундаментальные понятия и фундаментальные принципы науки.К числу таких относят принципы глобального эволюционизма, понятия пространства и времени и другие.

Важная проблема - определение места парадигмы. Парадигма дает модель постанов­ки и решения научных проблем и составляет неотъемлемую часть НКМ. Смена парадигм - изменение НКМ.

Определение понятия НКМ предполагает осу­ществление демаркации между философией и НКМ и между наукой и НКМ. НКМ опирается на определенные философские принципы, но не сводится к ним, поскольку является прямым следствием уровня развития науч­ного знания, которое систематизируется как внутри самой науки, так и получает философское осмысление и систематизацию. Это обязывает обратиться к рассмотрению философских оснований науки.

3 функции: 1) систематизируют научные знания, объединяя их в сложные целостности; 2) выступают в качестве исследовательских программ, определяющих стратегию научного познания; 3) обеспечивают объективацию научных знаний, их отнесение к исследуемому объекту и их включение в культуру.

Философия — особая форма познаниямира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности ( бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. В отличие от конкретных наук философия призвана исследовать всеобщее в историческом процессе. Не ставит задачу отвечать на вопросы о причинах конкретных явлений, но созда­ет методологические основания исторической науки, отвечает на во­прос, как надо подходить к отысканию этих причин. Опирается на собственные мировоззренческие установки и участвует в разработке категориального аппарата социальных и гуманитарных наук. Раскры­вая социальное содержание своих категорий, философия осуществля­ет на этой основе анализ конкретно-исторических процессов. Одна из проблем философии истории - проблема единства исторического про­цесса и определение принципов типологии обществ и периодизации истории. Традиционно обществознание формировалось под влияни­ем разнообразных философских систем, что делало его в значительной степени умозрительным: проецирование основных предельно широ­ких философских категорий бытия, сознания, познания на общество и его историю с необходимостью реализовалось в далеких от обще­ственной жизни спекулятивных конструкциях. Тем не менее, именно философии принадлежит заслуга в систематизации и классификации эмпирического материала обществознания. Задача выявлять фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы. Как интегральная форма научных знаний она опирается на результаты исследований в различных дисциплинах социально-гуманитарного цикла, стремит­ся согласовать свои представления со здравым смыслом и опытом повседневности. Синтезирует конкретно-научные представ­ления об обществе, истории, человеке. Обращается к собственно гуманитарным наукам - психологии, искусствознанию, семиотике, искусству. Заслуга в определении предмета социально-гуманитарного знания и разработке методологии исследования общества и человека. Главное, что объединяет философию и обществознание, — ценностное отношение к миру, поиск смысло­жизненных ориентиров, проблемы свободы и ответственности, нрав­ственного выбора и самореализации человека, специфики и функций культуры. Интегративная и систематизирующая функции филосо­фии получили свое выражение в формировании и оценке общетеоретических подходов, существовавших в контексте разноо­бразных мировоззренческих установок в различные периоды истории культуры.

Интегральный характер науки: главное здесь, что философия как система знаний воспринимает мир в его единстве и целостности, философия как единое целое. Философия – это учение об общем, любой другой предмет будет частным к ней. Философия, вбирая в себя знания экономики и т.д., выступает как единое (интегральное) целое и может затем рассматриваться в рамках любой науки. Сопоставление истории философии и истории естествознания позволяет констатировать, что философия обладает прогностичесими возможностями по отношению к естественнонаучному поиску, заранее вырабатывая необходимые для него категориальные структуры.

Функции: 1) Мировоззренческая — создать картину мира.2) гносеологическая: окр мир в сост покоя или изменяется.3) методологическая: разраб всеобщие, обосновывает частные и общенаучные методы познания.4) интегр-я: опираясь на спец-е науки, обобщая их выводы, объединяет их на основе своих функций, категориального аппарата и методов познания. Распр-ет ее не только на науку, но и на другие области дух-ой культуры, включая все формы общественного сознания: полит-е, правовое, мор-е, эстет-е, религ-е (ате­ист-е).5) Аксиологическая - ори­ентация на определенные ценности.

Понятие здравого смысла близко понятию достоверности социально-гуманитарного знания, т.е. совокупности стихийно сложившихся пред­ставлений человека об окружающем мире и самом себе. Социокультурная обусловленность достоверности - в из­менении критериев оценки знаний, образа жизни, трудовой и иной деятельности как единственно правильных, эффектив­ных, получивших практическое подтверждение. В основании здравого смысла - практическое отношение к миру. Он формируется под влиянием опыта повседневной жизни и деятельности человека и объединяет обыденные знания, традиционные представле­ния и моральные ценности. В естествознании могут быть противоречия со здравым смыслом, а в социально-гуманитарном познании обращение к здраво­му смыслу часто выступает как показатель их достоверности. Это объясняется, интерсубъективностью здравого смысла, т. е. общностью и принци­пиальным сходством представлений, тем, что он выражает верную точку зрения, хотя и не проявляет понимания их глубинного смысла. Гуссерль: основа науки о «духе» и достоверности познания в «жизненном мире», обыденном опыте, который обладает достоинством непосред­ственно очевидного, первичного. Жизненный мир - это круг «уверенностей», которые принимаются человеком как практиче­ски апробированные и принятые на веру до их научного обоснования. Здесь приобретает особое значение повседневность, обыденный опыт, которые являются для человека критерием достоверности. Хайдеггер усматривает достоверность как изначальную бытийную характеристику человека. Достоверность знания трактуется как укорененное не только в предметном мире (которому наше знание должно соответствовать), но и в самом бытии человека-в-мире, оно фиксируется в целостном контек­сте его языка и культурно-исторического опыта. Человек неотторжим от мира, он - часть его, он непосредственно переживает этот мир, сораз­мерен тому, что ему ближайшим образом открыто.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: