Традиционалистический и техногенный типы цивилизационного развития. Ценность научной рациональности

 

Традиционные цивилизации многочисленны (по Тойнби более 20), своеобразны, но имеют общие типологические черты. Возникли задолго до европейской, были первоначальной формой общественной жизни, небольшими локальными сообществами, где все члены были в непосредственном общении. Основывались на господстве общинно-корпоративных ценностей, почтении к авторитету, возрасту, ориентации на прошлое и его повторение. Деспотическая организация власти, поддерживаемая религиозными учреждениями и традициями. Исаев: механизмы управления воспроизводят религиозные ритуалы и магические обряды, власть опирается на обширную и малоквалифицированную бюрократию. Общинная структура, отсутствие права, налоговый беспредел, бесправие подданных, приниженность и невыделенность личности, рабское подчинение власти. Трансформации таких цивилизаций происходят медленно, любые инновации встречают оппозицию со стороны власти и поданных. Знание – накопление рецептур деятельности, религиозно-мифологические и обыденно-эмпирические представления.

Западная (европейская) цивилизация связана с культурным плюрализмом и становлением правовой системы. Корни – античная цивилизация, где были господство частной собственности и свободной рынка. Были правовые гарантии для индивида, свободы. Европейская цивилизация – синтез античной и средневековой, образовалась в 15-17 вв, что сформировало менталитеты техногенной цивилизации и ее культуру, которая обеспечивала ускоренное развитие техники и технологии, коренную смену социальных связей. Особенность техногенной цивилизации – интенсивное общение между людьми и формирование эффективных средств коммуникации. Вебер: протестантская религия способствовала формированию хозяйствующего субъекта нового типа, без которого промышленный капитализм не был бы возможен. Практика промышленного капитализма стимулировала инициативу личности не только в предпринимательстве, но и в науке, которая рассматривалась как особая ценность. Открытие законов природы способствовало техническому изменению производства. Экономические законы капитализма делали техническое перевооружение производства более экономичным с точки зрения рабочей силы и энергоемкости. Инновации способствуют интенсификации всего производства. В сознании общества укореняется представление о науке фразой Бэкона «знание есть сила». Европейская цивилизация основана на становлении правового государства, выдвижение личности как важнейшей ценности с ее динамизмом, самостоятельностью. Создаются предпосылки рациональной организации и управления, рациональной организации труда, рационализации экономических отношений и властных структур. Задача рационализации решается по рекомендациям науки. Научно обоснованные технологии проникают во все сферы жизни: политические технологии, технология быта, общения, коммуникации и т.д.

По технико-экономическому уровню выделяют страны: первого мира (США, Канада, Западная Европа, Япония и т.д.) – лидеры мирового научно-технического прогресса; второго мира (Восточная Европа, Россия, СНГ); третьего мира (страны Африки, Латинской Америки) – развивающиеся.

Рациональность происходит от понятия разума, который привилегия человека как живого существа и одна из высших ценностей. Его содержание исторически меняется. Не­смотря на многообразие определений, в них есть общее. Большинство определений говорит о рациональности как атрибуте деятельности. Во-вторых, рациональность расценивается как деятельность, которая приводит к успешному результату, т.е. точный расчет адекватных средств для данной цели (Вебер); соответствие принципов деятельности эмпири­чески контролируемым правилам (Вебер); конформизм, наилучшая адаптированность к обстоятельствам, следование сложившимся правилам деятельности (Витгенштейн); разумное ограничение, достигае­мое воспитанием; логическая обоснованность принципов деятельно­сти (С. Тулмин) и т. п. Сходство определений в том, что все они сводятся к характеристике средств, но не целей деятельности. Требование соблю­дать традиции. Сменяются традиции — сменяется и тип рациональности. Из­менение понятия научной рациональности соответствует перманентно обновляющемуся образу науки, формирующемуся в результате на­учных революций. Но содержание понятия научной рациональности определяется спецификой науки как особого типа рациональности. В. В. Ильин - существенные признаки научной рациональ­ности: прогрессизм (нетривиальность); истинность как объ­ективность, достоверность; критицизм; логическая организованность и опытная обоснованность. Четырем типам глобальных революций соответствуют четыре типа научной рациональности.

Классическая рациональность - стремлении получить максимально объективное, не зависящее от человека и человечества знание (Бэ­кон об идолах познания, Декарта об абсолютной ис­тине как предпосылке получения истинного знания и др). Идеальный познающий субъект - носитель «чистого разума», имеющего логико­понятийную структуру, свободную от ценностных ориентаций. Идеа­л научного познания - неподвластные времени и не зависящие от познавательных процедур истины. Математизация естествознания базировалась на требовании экспериментальной вос­производимости идеальных объектов, теоретических конструктов. Все, что отклоняется от механистической картины мира - нерационально, задача ученого - установить действующие механи­ческие причины. Классическая рациональность в 18-19 веках в целом сохраняет принципы классической рациональности XVII века. Рациональность становится синонимом научности, но претерпевает существенные изменения. Возникает дисциплинарно организованная наука. Крупнейшие открытия в естествознании разрушили представ­ление о природе как стационарном мире, в котором все процессы цикличны. Идея развития, принцип развития поколебали традиционные, возникают не свойственные элементы, например, признание возможности множества теоретических интерпретаций в физике.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связь между знаниями об объекте и характером средств и операций научной деятельности. Факт науки должен включать описание технико-методической стороны его формирования. Доверие к факту, его надежность и объективность знания зависят от средств и операций познания, что неявно допускает влияние субъективного фактора и относительность факта, хотя идеалы научной рациональности неклас­сической науки по-прежнему строятся на внутринаучных ценностях объективного знания.

Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над научным познанием, констатируя его зависимость не только от средств и операций познания, но и от ценностно-целевых установок. Современная наука поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качества особого компонента включен сам человек. Возникновение синергетики позволило по-новому увидеть особенности сверхсложных дис­сипативных систем, их возникновения и гибели. Окончательно раз­мывается принцип лапласовского детерминизма. Понятие случайности, фактор случайности становятся главным участником в процессах возникновения (само­организации) и гибели неравновесных систем. Оформление космоло­гии как научной дисциплины, предметом которой является Вселенная в целом, позволило утвердиться принципу глобального эволюцио­низма. И в физике, и в космологии утверждается ан­тропный принцип, согласно которому наша Галактика устроена таким образом, что в ней допускается появление человека. Н. Н. Моисеев: человек как ни­когда ныне ответственен за состояние нашей Вселенной: она является такой, как она есть, благодаря тому, что в ней есть человек. Поэтому гуманистические ориентиры должны стать исходными в определении стратегий научного поиска.

Решение проблемы рациональности в научном познании, и в познавательном процессе в целом, неразрывно связано с признанием (непризнанием) релятивности познания. Рациональность конста­тирует свойство знания, а рационализм абсолютизирует это свойство. Рациональность исторически конкретна. Наши рациональные стан­дарты зависят от исторического контекста. Первая историческая форма рациональности - логичность. Но рациональность несводима к логич­ности. Много ти­пов рациональности, один из них - идея совместимости разнообразных концепций. Образец рационального мышления — естественные науки. Но Кун выявил, что нет резкого различия контекста открытия и контекста обоснования, наука не имеет строго дедуктивной системы, она не кумулятивна, кон­текст подтверждения неотделим от контекста открытия, наука - фено­мен исторический. Возникает проблема несоизмеримости как смены критериев оценки теорий и смена стандартов рациональности.

В гуманитарном познании истина отождествляется с правдой. Сама рациональность имеет историческую природу, претерпевает изменения и само определение того, что считается иррациональным. Социальное познание прямо или косвенно участвует в «конструи­ровании» и «проектировании» социальной реальности. Оно не может быть объективным. Любое исследование общества и социальный проект не может быть ценностно­нейтральным, поскольку социально-гуманитарное познание таковым не является. Хотя социально-гуманитарное познание специфично, оно научное и отвечает критериям научной рациональности, которые относятся к науке в целом. Другое дело - проектирование социальной реальности, т. е. внесение предложений по ее дальнейшему совершенствованию. Истина может быть знанием, абстрагирующимся от интересов от­дельных групп общества, а вот социальные проекты идеологически на­гружены и, как правило, отражают интересы определенных социальных общностей и групп. Поэтому ученый ответственен за содержание названных проектов. Экспертиза социальных проектов не может ограничиваться нарративом, т, е. описанием, она обращена к содержанию проекта, оценивает его с точки зрения послед­ствий принимаемых решений, соответствия их интере­сам большинства населения, традициям и культуре данного социума. Поэтому экспертиза социальных проектов должна быть открытой и демократической, при которой вы­является аксиологическая составляющая проекта, адресат, высвечиваются и взвешиваются социальные послед­ствия его реализации, возможное сопоставление с реали­зацией аналогичных проектов в других странах и в историческом про­шлом своей и любой другой страны.

Синергетика – наука об общих принципах и закономерностях самоорганизации разнообразных систем: физических, химических, экономических, социальных и др. Отказ от идеализации закрытых систем и признание открытости большинства, осуществление обмена веществом, информацией, энергией с окружающим миром и нахождение их в состоянии неравновесности. Закономерности: возникновение упорядоченных структур в сложных системах, далеких от равновесного состояния; переход одних состояний в другие вблизи особых состояний – точек бифуркации, становится неустойчивой и под влиянием незначительных воздействий может резко изменить состояние; идея преддетерминированности появления новой системы, т.е. направление эволюции системы определяется особыми состояниями – аттракторами, которые прообразы будущей системы и стягивают все процессы в этом направлении; идея возникновения порядка из хаоса, т.е. из сверхсложной упорядоченности, существующей потенциально и проявляющейся в многообразии упорядоченных структур. Чем сложнее система, тем она устойчивее и тем больше подвержена флуктуациям (колебания, изменения), в результате которых может разрушиться. Устанавливается зависимости сложности и устойчивости системы. В науке пересматриваются представления о роли случайности при возникновении новой системы из детерминированного (динамического) хаоса. Пересматривается время – имеет качественные характеристики. Пригожин: стрела времени – необратимость и качественное своеобразие времени, т.к. оно связано со случайными факторами, которые невозможно воспроизвести в полном объеме. В синергетике механизмы эволюции природы ведут к образованию все более сложных систем – к возникновению разума. Человек ответственен за все во вселенной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: