Традиционные цивилизации многочисленны (по Тойнби более 20), своеобразны, но имеют общие типологические черты. Возникли задолго до европейской, были первоначальной формой общественной жизни, небольшими локальными сообществами, где все члены были в непосредственном общении. Основывались на господстве общинно-корпоративных ценностей, почтении к авторитету, возрасту, ориентации на прошлое и его повторение. Деспотическая организация власти, поддерживаемая религиозными учреждениями и традициями. Исаев: механизмы управления воспроизводят религиозные ритуалы и магические обряды, власть опирается на обширную и малоквалифицированную бюрократию. Общинная структура, отсутствие права, налоговый беспредел, бесправие подданных, приниженность и невыделенность личности, рабское подчинение власти. Трансформации таких цивилизаций происходят медленно, любые инновации встречают оппозицию со стороны власти и поданных. Знание – накопление рецептур деятельности, религиозно-мифологические и обыденно-эмпирические представления.
Западная (европейская) цивилизация связана с культурным плюрализмом и становлением правовой системы. Корни – античная цивилизация, где были господство частной собственности и свободной рынка. Были правовые гарантии для индивида, свободы. Европейская цивилизация – синтез античной и средневековой, образовалась в 15-17 вв, что сформировало менталитеты техногенной цивилизации и ее культуру, которая обеспечивала ускоренное развитие техники и технологии, коренную смену социальных связей. Особенность техногенной цивилизации – интенсивное общение между людьми и формирование эффективных средств коммуникации. Вебер: протестантская религия способствовала формированию хозяйствующего субъекта нового типа, без которого промышленный капитализм не был бы возможен. Практика промышленного капитализма стимулировала инициативу личности не только в предпринимательстве, но и в науке, которая рассматривалась как особая ценность. Открытие законов природы способствовало техническому изменению производства. Экономические законы капитализма делали техническое перевооружение производства более экономичным с точки зрения рабочей силы и энергоемкости. Инновации способствуют интенсификации всего производства. В сознании общества укореняется представление о науке фразой Бэкона «знание есть сила». Европейская цивилизация основана на становлении правового государства, выдвижение личности как важнейшей ценности с ее динамизмом, самостоятельностью. Создаются предпосылки рациональной организации и управления, рациональной организации труда, рационализации экономических отношений и властных структур. Задача рационализации решается по рекомендациям науки. Научно обоснованные технологии проникают во все сферы жизни: политические технологии, технология быта, общения, коммуникации и т.д.
По технико-экономическому уровню выделяют страны: первого мира (США, Канада, Западная Европа, Япония и т.д.) – лидеры мирового научно-технического прогресса; второго мира (Восточная Европа, Россия, СНГ); третьего мира (страны Африки, Латинской Америки) – развивающиеся.
Рациональность происходит от понятия разума, который привилегия человека как живого существа и одна из высших ценностей. Его содержание исторически меняется. Несмотря на многообразие определений, в них есть общее. Большинство определений говорит о рациональности как атрибуте деятельности. Во-вторых, рациональность расценивается как деятельность, которая приводит к успешному результату, т.е. точный расчет адекватных средств для данной цели (Вебер); соответствие принципов деятельности эмпирически контролируемым правилам (Вебер); конформизм, наилучшая адаптированность к обстоятельствам, следование сложившимся правилам деятельности (Витгенштейн); разумное ограничение, достигаемое воспитанием; логическая обоснованность принципов деятельности (С. Тулмин) и т. п. Сходство определений в том, что все они сводятся к характеристике средств, но не целей деятельности. Требование соблюдать традиции. Сменяются традиции — сменяется и тип рациональности. Изменение понятия научной рациональности соответствует перманентно обновляющемуся образу науки, формирующемуся в результате научных революций. Но содержание понятия научной рациональности определяется спецификой науки как особого типа рациональности. В. В. Ильин - существенные признаки научной рациональности: прогрессизм (нетривиальность); истинность как объективность, достоверность; критицизм; логическая организованность и опытная обоснованность. Четырем типам глобальных революций соответствуют четыре типа научной рациональности.
Классическая рациональность - стремлении получить максимально объективное, не зависящее от человека и человечества знание (Бэкон об идолах познания, Декарта об абсолютной истине как предпосылке получения истинного знания и др). Идеальный познающий субъект - носитель «чистого разума», имеющего логикопонятийную структуру, свободную от ценностных ориентаций. Идеал научного познания - неподвластные времени и не зависящие от познавательных процедур истины. Математизация естествознания базировалась на требовании экспериментальной воспроизводимости идеальных объектов, теоретических конструктов. Все, что отклоняется от механистической картины мира - нерационально, задача ученого - установить действующие механические причины. Классическая рациональность в 18-19 веках в целом сохраняет принципы классической рациональности XVII века. Рациональность становится синонимом научности, но претерпевает существенные изменения. Возникает дисциплинарно организованная наука. Крупнейшие открытия в естествознании разрушили представление о природе как стационарном мире, в котором все процессы цикличны. Идея развития, принцип развития поколебали традиционные, возникают не свойственные элементы, например, признание возможности множества теоретических интерпретаций в физике.
Неклассический тип научной рациональности учитывает связь между знаниями об объекте и характером средств и операций научной деятельности. Факт науки должен включать описание технико-методической стороны его формирования. Доверие к факту, его надежность и объективность знания зависят от средств и операций познания, что неявно допускает влияние субъективного фактора и относительность факта, хотя идеалы научной рациональности неклассической науки по-прежнему строятся на внутринаучных ценностях объективного знания.
Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над научным познанием, констатируя его зависимость не только от средств и операций познания, но и от ценностно-целевых установок. Современная наука поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качества особого компонента включен сам человек. Возникновение синергетики позволило по-новому увидеть особенности сверхсложных диссипативных систем, их возникновения и гибели. Окончательно размывается принцип лапласовского детерминизма. Понятие случайности, фактор случайности становятся главным участником в процессах возникновения (самоорганизации) и гибели неравновесных систем. Оформление космологии как научной дисциплины, предметом которой является Вселенная в целом, позволило утвердиться принципу глобального эволюционизма. И в физике, и в космологии утверждается антропный принцип, согласно которому наша Галактика устроена таким образом, что в ней допускается появление человека. Н. Н. Моисеев: человек как никогда ныне ответственен за состояние нашей Вселенной: она является такой, как она есть, благодаря тому, что в ней есть человек. Поэтому гуманистические ориентиры должны стать исходными в определении стратегий научного поиска.
Решение проблемы рациональности в научном познании, и в познавательном процессе в целом, неразрывно связано с признанием (непризнанием) релятивности познания. Рациональность констатирует свойство знания, а рационализм абсолютизирует это свойство. Рациональность исторически конкретна. Наши рациональные стандарты зависят от исторического контекста. Первая историческая форма рациональности - логичность. Но рациональность несводима к логичности. Много типов рациональности, один из них - идея совместимости разнообразных концепций. Образец рационального мышления — естественные науки. Но Кун выявил, что нет резкого различия контекста открытия и контекста обоснования, наука не имеет строго дедуктивной системы, она не кумулятивна, контекст подтверждения неотделим от контекста открытия, наука - феномен исторический. Возникает проблема несоизмеримости как смены критериев оценки теорий и смена стандартов рациональности.
В гуманитарном познании истина отождествляется с правдой. Сама рациональность имеет историческую природу, претерпевает изменения и само определение того, что считается иррациональным. Социальное познание прямо или косвенно участвует в «конструировании» и «проектировании» социальной реальности. Оно не может быть объективным. Любое исследование общества и социальный проект не может быть ценностнонейтральным, поскольку социально-гуманитарное познание таковым не является. Хотя социально-гуманитарное познание специфично, оно научное и отвечает критериям научной рациональности, которые относятся к науке в целом. Другое дело - проектирование социальной реальности, т. е. внесение предложений по ее дальнейшему совершенствованию. Истина может быть знанием, абстрагирующимся от интересов отдельных групп общества, а вот социальные проекты идеологически нагружены и, как правило, отражают интересы определенных социальных общностей и групп. Поэтому ученый ответственен за содержание названных проектов. Экспертиза социальных проектов не может ограничиваться нарративом, т, е. описанием, она обращена к содержанию проекта, оценивает его с точки зрения последствий принимаемых решений, соответствия их интересам большинства населения, традициям и культуре данного социума. Поэтому экспертиза социальных проектов должна быть открытой и демократической, при которой выявляется аксиологическая составляющая проекта, адресат, высвечиваются и взвешиваются социальные последствия его реализации, возможное сопоставление с реализацией аналогичных проектов в других странах и в историческом прошлом своей и любой другой страны.
Синергетика – наука об общих принципах и закономерностях самоорганизации разнообразных систем: физических, химических, экономических, социальных и др. Отказ от идеализации закрытых систем и признание открытости большинства, осуществление обмена веществом, информацией, энергией с окружающим миром и нахождение их в состоянии неравновесности. Закономерности: возникновение упорядоченных структур в сложных системах, далеких от равновесного состояния; переход одних состояний в другие вблизи особых состояний – точек бифуркации, становится неустойчивой и под влиянием незначительных воздействий может резко изменить состояние; идея преддетерминированности появления новой системы, т.е. направление эволюции системы определяется особыми состояниями – аттракторами, которые прообразы будущей системы и стягивают все процессы в этом направлении; идея возникновения порядка из хаоса, т.е. из сверхсложной упорядоченности, существующей потенциально и проявляющейся в многообразии упорядоченных структур. Чем сложнее система, тем она устойчивее и тем больше подвержена флуктуациям (колебания, изменения), в результате которых может разрушиться. Устанавливается зависимости сложности и устойчивости системы. В науке пересматриваются представления о роли случайности при возникновении новой системы из детерминированного (динамического) хаоса. Пересматривается время – имеет качественные характеристики. Пригожин: стрела времени – необратимость и качественное своеобразие времени, т.к. оно связано со случайными факторами, которые невозможно воспроизвести в полном объеме. В синергетике механизмы эволюции природы ведут к образованию все более сложных систем – к возникновению разума. Человек ответственен за все во вселенной.