Спор: является ли ценность духовной субстанцией, которая возвышается над будничными запросами, или атрибутом вещи и существует независимо от нашего сознания или ценность это результат оценивания, продиктованного потребностями личности и общества. В первом и во втором случае ценность - нечто объективное. В третьем понятие сводится к субъективным оценочным суждениям: сущность ценностей выводится из потребностей человека. Если согласиться, что ценность явлений природы, общества или культуры, то неизбежно отождествление истины и ценности. Но Сократ продемонстрировал различия: знание - важное, но не единственное условие достижения блага, т.е. осознание свойств предметов и явлений природы и общества может осуществляться либо в форме знания о том, что реально существует, либо в форме представления о том, какой должна быть реальность. В первом случае знание характеризуется с точки зрения истинности или ложности, во втором —ценности, т. е. его значимости для человека.
Ценность - сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое. Черты: А) ценностное отношение формируется в условиях цивилизации, т. е., когда складывается производящий тип экономики, что приводит к усложнению связей между людьми и формированию новых потребностей (власть, ответственность и т. п.). Возникла необходимость социального согласования индивидуальной инициативы и социальных условий ее реализации, этим механизмом является ценность. Б) понятие ценности возникло и трактовалось как из экономической категории (от слова цена) и как характеристика интенциональности (направленности) деятельности личности к утверждению блага и реализации цели.
Ценностное отношение эмоционально окрашено. Шохин: ценность - понятие, характеризующее невыразимые словесно (и в полной мере не осознаваемые), атомарные составляющие наиболее глубинного слоя всей интенциональной структуры личности. Паскаль: эмоциональная составляющая - порядок сердца, т.е. логика сердца, не совпадающая с логикой рассудка, со своими законами (говорят «душа болит»). Мир ценностей зависит от человечества, обусловлен его развитием, характером культуры и цивилизации. Природа аксиологически нейтральна, как ценность она актуализируется в контексте с человечеством.
Ценностное отношение устремлено в прошлое (к образцам культуры), настоящее и будущее. Оно существует в качестве проективной реальности, т. е. в качестве значимого образца. Личность организует деятельность в соответствии с идеалами, обычно обращенными в будущее, переживает обладание ценностью как счастливые мгновения в настоящем, хранит в душе воспоминания о прошлом.
В античности основание ценности - соответствие с природой, в Средневековье абсолютная ценность Б-г, в Новое время - ценность человека (Гоббс), нравственная обусловленность ценности и т. д., Кант связывал с особым чувством морального долга. Иерархия ценностей по Канту: низший уровень - рыночная цена вещей; более высокая - цена душевных качеств и внутренняя ценность автономной личности. Ценность в себе - синоним личности, т.е. всеобщее трансцендентальное основание ценности - личность. Ценность - это отношение между мыслью и действительностью - осознание значимости. Но значимые явления могут не осознаваться в качестве ценностей или что-то может ошибочно представляться ценностью. Ценность предполагает выявление смысла явления, которое значимо для человека и не совпадает с материальным предметным бытием явлений (полезностью).
Есть индивидуальные и надындивидуальные ценности, могут осознаваться, не осознаваться, осознаваться неадекватно. Любое осознание выступает в форме оценки, т.е. осознания вещей и их свойств как необходимых и важных для человека. Есть объективная оценка значения (значимости) предмета и субъективная. Между истиной и ценностью неразрывная связь. Истинное знание может характеризоваться как ценность, а установить значимость чего-либо можно лишь благодаря знанию об этом явлении. Ценности отражают связь объекта с потребностями и интересами, устремлениями, целями, идеалами субъекта. Поэтому можно говорить о ценностных суждениях с точки зрения их истинности или ложности. Еще одно различие - отношения человека к миру: познание дает истинный ответ на вопрос, каков мир, а ценность выражает представление о том, каким он должен быть. Истина постигается путем ограничения субъективного, а оценка ценности включает субъективное начало. Истина имеет форму логически непротиворечивого знания, а оценки обращены в сферу эмоций. Ценности господствуют в искусстве и религии, морали и праве, политической и культурной жизни. Они не переводимы на язык научных понятий и облекаются в художественно-образную форму. Ценностное суждение - это оценка или побуждение к действию. Ценности связаны с потребностями, но несводимы к ним. Потребности динамичны, ценности стабильны; иерархия потребностей постоянно меняется, ценности относительно неизменны. Установление их может быть в форме научного познания, объеденного опыта и не переживаться как ценность. Есть общественные, групповые, личностные значимости и они могут кардинально отличаться.
Роль в формировании ценностей у норм - общепризнанных правил, образцов действия или поведения. Это одна из форм осознания потребностей, и поэтому относятся к сфере ценностей. Но между нормами и ценностями есть различие. Ценности определяют цели деятельности, нормы - средств достижения цели. Нормы детерминируют деятельность, нарушение влечет санкции со стороны общества, а ценности предоставляют свободу. У норм нет градации, у ценностей есть (у каждого своя). Нормы определяют границы поведения. Таким образом, ценности не сводятся ни к объективной, ни к субъективной реальности. Они отражают реальную связь человека и мира природных и социальных явлений, имеющих значимость.
Существование ценности неотделимо от оценки. Логическая форма оценки - суждение, которое содержит определение субъектом социальной значимости явленийОценка выражается в формах языка: порицание, одобрение, предписание, разрешение и т. п. Но есть и дологические, внерациональные, интуитивные формы ценностных предпочтений, которые обнаруживаются в интенциональности, избирательности личности.
Структура оценки: субъект, предмет, форма и основание оценивания. Содержание оценки определяется предметом. Поэтому оценка связана с познанием, т.к. прежде чем судить о значимости, необходимо знание об объективных свойствах предмета. Истинное знание может быть основанием оценки. Практическая полезность истины отождествляет ее с благом, но возможны негативные оценки истины (жестокая). Знание -не препятствие для произвольной оценки, т.к. она субъективна. Оценочные суждения могут быть предметом оценивания как истинные или ложные, справедливые или несправедливые, но это не всегда правильно (искусство, мораль). Существуют описательно-оценочные утверждения, включают в себя описание, имеющее истинностное значение, и оценку (решение суда).
Влияние на оценку оказывает субъект: индивид, социальная группа, общество, человечество. Субъективен отбор оснований оценки, зависимый от потребностей, духовной жизни. Ценностные ориентации изменчивы, переоцениваются. В оценочных суждениях выражаются культура человека, способность адекватного понимания и эмоционального переживания. Традиции, нормы, правила обусловливают систематизацию ценностей, образуют пирамиду ценностей. На вершине могут быть и преходящие и мнимые ценности - субъективизм. Возможно крушение фундаментальных общественных ценностей (утрата прав и свобод) и ценностей личной жизни (утрата здоровья, семьи и т. д.). Барьер субъективизму - объективное основание оценки, это критерий, который позволяет субъекту дать квалификацию явления с точки зрения социальной значимости в данный момент или в перспективе, осуществить селекцию предметов и явлений действительности и определить стратегию деятельности: потребности, интересы, установки или нормы. Основание оценки может быть выражено явно или неявно. Основание — неустранимый элемент оценки. Нормативное регулирование включает правовые и моральные нормы, правила, команды, директивы, стандарты, технические нормы, служебный распорядок и т. п. Нормы выступают и в качестве ценности, и в качестве основания оценки. Норма часто превращается в ритуал, когда имитация деятельности, по форме согласующаяся с нормами, получает положительную оценку, а содержательная деятельность - негативную. Оценки могут быть истинными, т. е. адекватно выражающими объективную ценность предмета, и правдивыми, т. е. адекватно выражающими собственное мнение субъекта оценки. Могут быть правдивыми, но не истинными, истинными, но не правдивыми, неправдивыми и неистинными. Отражая объективное положение индивида или социальной группы, вырастая на основе практической деятельности людей, нормы способны обеспечить отсутствие произвола в оценке явлений природы и общества.
В качестве основания оценки могут выступать разные стороны деятельности: нормативная (соответствующая норме), социокультурная (согласующаяся с культурной специфичностью общества), профессиональная (соответствующая стандартам и правилам данной профессии), операциональная (целесообразный набор и последовательность операций для достижения цели). Может быть сочетание оснований (деяние может оцениваться с точки зрения правовой нормы и в операционном плане).
Характер оценки - указание на положительную либо отрицательную значимость действия, поступка, предмета. Оценка может быть соотносительной (сравнительной) либо безотносительной. Явные и неявные оценки. Явные осознаются и выражаются в языке. Неявные - неосознаваемые либо существующие как нечто само собой разумеющееся, явно в языке не выраженные, только в контексте.
Оценка универсальна: оказывает влияние на все виды жизнедеятельности, реализуется на чувственном и рациональном уровнях, в форме эмоций, чувств, представлений, суждений, влечений, желаний, стремлений, предпочтений и деятельности. Оценка ориентирует человека в мире, направляет деятельность.
У ценностей фундаментальное значение в жизнедеятельности, особенно в познавательной деятельности. Кант: особое значение у регулятивной роли ценностей. Человек находится под влиянием внешнего мира и, значит, несвободен. Но в силу познающего характера он свободен. Разум выполняет регулятивную роль в познании, определяет принципы: получать максимально точное знание. Это требование выражает высшую ценность научной рациональности, как она понималась в XVIII веке.
Наука ценностно нейтральна, т.к. производит знание о том, что реально существует. Но такое знание может выполнять и регулятивную, ценностно ориентирующую функцию. Ценностная детерминанта социального знания количественно и качественно отличается от роли ценностей в науках о природе. Различие особенно ощутимо при сопоставлении объектов познания. Бахтин отмечает связь творческого акта оцененной и упорядоченной действительностью, по отношению к которой он должен занять ценностную позицию. Отличие в том, что ценностно детерминированным является не только выбор объекта, но и сам объект социально-гуманитарного познания. В научном познании есть внутри-научные и внешние по отношению к науке социокультурные регуляторы. Социально-гуманитарное познание испытывает давление национальных, религиозных, материальных, политических, идеологических и иных социокультурных факторов. Есть ценностные регуляторы, являющиеся как внутренними, так и внешними по отношению к научному познанию – это всеобщие ценности: представления о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном и т. д. Предписание, программирующее цели и способы деятельности – норма, т.е. представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Иногда принимающие более жесткую форму стандартов, правил, канонов, эталонов. Нормы включают: инвариант поступков (единообразие); запрет на другие варианты поведения; оптимальный вариант поступка в данных условиях (образец); оценку поведения (иногда в форме санкций), предостерегающую от отклонений от нормы. Условие реализации социальных норм - система их подкрепления: общественное одобрение или осуждение поступка санкции. Нормы могут отставать от жизни, тормозить общественный прогресс.
Особое место в системе духовных ценностей у идеала. Идеал - представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Он выполняет регулятивную функцию, служит вектором для определения целей, реализации которых человек готов посвятить жизнь. Многие говорят, что идеал недостижим, не имеет аналога в реальности. Он существует в виде неосознаваемых предпочтений, желаний, стремлений. Может реализоваться в эталоне, стандарта, либо воплощаться символическими средствами языков культуры.
Внутринаучные регуляторы познания: истинность, логическая правильность, практическая приложимость теории, познавательная значимость, верифицируемость, объяснительный потенциал теории, критический рационализм, фальсифицируемость теории и др. Помимо названных критериев в социально-гуманитарном познании большое значение имеетт влиянию ценностей на процесс интерпретации, объяснения и описания.
Влияние на научный процесс оказывают этические ценности. Особую ценность в научном познании имеет объективность. Вебер: объективная значимость эмпирического знания в том, оно упорядочивается по категориям субъективным, т.к., образуя предпосылку нашего знания, оно связано с ценностью истины, которую может дать только опытное знание.
Рациональность - важнейший критерий научности знания. Ю. Хабермас: есть ценностные, идеологические и иных влияния на социально-гуманитарное познание, но необходима опора на рациональные предпосылки интерпретации, оценок гипотез - это независимость от социально-политического контекста; ценностная нейтральность; определение оснований, которые позволяют автору высказывать свои суждения.
Влияние ценностей на познавательный процесс может быть позитивным либо негативным. Негативные последствия побуждали социологов и философов искать пути сближения естественно-научного и социального познания. Вебер - принцип аксиологической нейтральности в социально-гуманитарном познании, т.е. истолковывать содержание объекта можно в аспекте возможных соотнесений его с ценностью, тем самым определяя задачи исторического исследования, исходя из оценки исторических фактов как предпосылки научного исследования. Задача научного познания в объективном описании явлений и постижении истины: единственно возможная основа, определяющая выбор при отнесении к ценности - только значимая для нас ценность. Вебер не видел принципиальных различий между естествознанием и социологией. Ее специфический объект - действие. Действием - отношение к объектам, которое предполагает субъективный смысл независимо от его выраженности. Особенности социального действия: действующее лицо соотносит его с поведением других лиц, оно определено этим соотнесением и может быть исходя из этого субъективно предполагаемого смысла понятно объяснено. Решающий казуальный момент, проявляющийся в результате действия, — отнесение к ценности. В поведении людей (внешнем и внутреннем) обнаруживаются, как и в любом процессе, связи и регулярность. Только поведению человека присущи такие связи и регулярность, которые могу быть понятно истолкованы. Наиболее очевидна целерациональная интерпретация. Всякое действие целенаправленно, предполагает выбор средств, исходя из отнесения к ценности определяет выбор объекта, и может включать эмоциональные, интуитивные и др.моменты. Из всего этого формируются различные типы поведения. Вебер подчеркивает, что социальное познание и его результаты могут оказывать серьезное влияние на общественное мнение. Объективность познания в области социальных наук характеризуется тем, что эмпирически данное всегда соотносится с ценностными идеями, позволяющими понять значимость познания, но не способными служить доказательством их значимости. Т.е. Вебер утверждает, что в социально-гуманитарном познании есть недостаток объективности, связанный с давлением оценочных суждений на результаты познания. Но он считает, что роль ценностей в социальном познании неоднозначна: отнесение к ценности определяет выбор предмета исследования (и в естествознании – это нормально), а оценки формируют результат познания, что является негативным, и он провозглашает принцип свободы от оценок в социальном познании, чтобы разделить знание и оценку и обеспечить максимальную объективность. Возможность реализации данного принципа - в концепции идеальных типов. Идеальный тип - инструмент, позволяющий сопоставлять эмпирический материал с теоретической моделью целерационального поведения. Структура поведения человека: цель, выбираемые рационально средства ее достижения, и неосознаваемые интуитивные моменты, которые приводят к расхождению идеального типа и реального поведения. Идеальная модель, по Веберу, достаточно строгий научный критерий в классификации и анализе действий людей, позволяет социологу устанавливать тип действий, и причины отклонения от идеальной модели. Но принцип свободы от оценок в реальности реализовать невозможно
Постулат Мюрдаля (исходное положение, принимаемое без строгого доказательства в рамках какой-либо дедуктивно построенной теории, но веское и обоснованное) - ученый вправе опираться на определенные ценности и обосновывать их. Но при этом обязан разделять фактические и оценочные суждения, и открыто признавать факт оценивания, т.е. предлагать публике самостоятельно осуществлять выбор оценок.
Принципы логики социальных наук Поппера. Поппер отождествляет социальные и естественные науки, т.к. они руководствуются общими принципами: ценности научной истины, объективности и рациональности, критического анализа и проверки предположений ученых. Специфика социальных наук - ценностный критерий, благо для всех людей, ведущий. Принцип «ценностной нейтральности» предполагает оценку общественных процессов с точки зрения идеалов гуманизма. Основные принципы логики социальных наук предусматривают отказ от эссенциализма (претензии на постижение сущности общества и законов общественного развития); критику холизма (представления, что в каждой части общества отражаются свойства целого) и историцизма (претензии марксизма точно предсказывать социальные революции). Защита ценностей открытого общества и критика «закрытого общества».
Проблема «автономии» моральных и правовых норм. Эта проблема возникла в связи с принципом Юма: невыводимость оценочных суждений из описательных. Он обосновал несовместимость суждений факта и суждений долга, т.е. моральные и правовые нормы не признаются ни истинными, ни ложными. Юм: в этических теориях вместо обычной связки (есть или не есть) используют связки должно или не должно. Не только моральные оценки не выводимы из фактов, но и факты не выводимы из моральных оценок. Ключевой момент - вопрос о свободе человеческого поведения. Юм, определяя свободу как возможность действовать либо не действовать согласно решению воли, абсолютизирует индивидуальную волю человека.
Мораль отличается от других социальных институтов, регулирующих поведение человека. Она призвана обеспечить самостоятельность человека как духовного существа, связана с внутренним побуждением. Моральные нормы имеют двойственную природу: а) комплекс принципов, в основе которых этический идеал, б) морыль непосредственно вплетена в повседневную практику людей, которая опосредует идеалы. Моральные нормы - комплекс ценностей, императивы, определяющие моральный выбор. Но как ценности они индивидуальны, каждый по-своему интерпретирует их и реализует. Нерсесянц: сущность права - формальное равенство, свобода и справедливость. Эти понятия абстрактные и не реализуемые в их абсолютном значении в эмпирических условиях, относятся скорее к сфере идеалов. Справедливость относится и к морали и данные понятия различаются. В праве справедлива оценка поведения с точки зрения соответствия норме права, а в морали - установление предела индивидуальному произволу. Может быть коллизия.
Итог: юрист, занимающийся наукой, должен оценивать норму права с точки зрения наличия возможной коллизии между моральной и правовой оценкой действий. Оценочные, нормативные суждения подчиняются общим правилам логики, а также специфическим законам (ничто не может быть хорошим и плохим одновременно). Нормы и оценки выводятся относительно друг друга, но не из фактов. В правовых и моральных нормах отражены реальные факты действительности, поэтому в чистом виде ценностные суждения встречаются реже, чем описательно-оценочные, и такие суждения выводимы из фактов.