Природа ценностей, их роль в социально-гуманитарном познании

 

Спор: является ли ценность духовной субстанцией, которая возвышается над будничными запросами, или атрибу­том вещи и существует независимо от нашего сознания или ценность это результат оценивания, продикто­ванного потребностями личности и общества. В первом и во втором случае ценность - нечто объективное. В третьем понятие сводится к субъек­тивным оценочным суждениям: сущность ценностей выводится из потребностей человека. Если согласиться, что ценность явлений природы, общества или культуры, то неизбежно ото­ждествление истины и ценности. Но Сократ проде­монстрировал различия: знание - важное, но не единственное условие достижения блага, т.е. осознание свойств предметов и явлений природы и общества может осуществляться либо в форме знания о том, что реально существует, либо в форме представ­ления о том, какой должна быть реальность. В первом случае знание характеризуется с точки зрения истинности или ложности, во втором —ценности, т. е. его зна­чимости для человека.

Ценность - сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно пережи­ваемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам куль­туры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зави­сит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое. Черты: А) ценностное отношение формируется в условиях цивилизации, т. е., когда складывается производящий тип эко­номики, что приводит к усложнению связей между людьми и формированию новых потребностей (власть, ответственность и т. п.). Возникла не­обходимость социального согласования индивидуальной инициативы и социальных условий ее реализации, этим механизмом является цен­ность. Б) понятие ценности возникло и трактовалось как из экономической категории (от слова цена) и как характеристика интенциональности (направленности) деятельности личности к утверждению блага и реа­лизации цели.

Ценностное отношение эмоционально окрашено. Шохин: ценность - понятие, характеризующее невы­разимые словесно (и в полной мере не осознаваемые), атомар­ные составляющие наиболее глубинного слоя всей интенциональной структуры личности. Паскаль: эмоциональная составляющая - порядок сердца, т.е. логика сердца, не совпадающая с логикой рассудка, со своими законами (говорят «душа болит»). Мир ценностей за­висит от человечества, обусловлен его развитием, характером культуры и цивилизации. Природа аксиологически нейтральна, как ценность она актуализируется в контексте с человечеством.

Ценностно­е отношение устремлено в прошлое (к образцам культуры), настоящее и будущее. Оно существует в качестве проективной реальности, т. е. в качестве значимого образца. Личность организует деятельность в соответствии с идеалами, обычно обращенными в будущее, переживает обладание ценностью как счастливые мгновения в настоящем, хранит в душе воспоминания о прошлом.

В античности основание ценности - соот­ветствие с природой, в Средневековье абсолют­ная ценность Б-г, в Новое время - ценность человека (Гоббс), нравственная обусловленность ценности и т. д., Кант связы­вал с особым чувством морального долга. Иерархия ценностей по Канту: низший уровень - рыночная цена вещей; более высокая - цена душевных качеств и вну­тренняя ценность автономной личности. Ценность в себе - синоним личности, т.е. всеобщее трансцендентальное основание ценности - лич­ность. Ценность - это отношение между мыслью и действительностью - осознание значимости. Но значимые явления могут не осознаваться в качестве ценностей или что-то может ошибочно представляться ценностью. Ценность предполагает выявление смысла явления, которое значимо для человека и не совпадает с материаль­ным предметным бытием явлений (полезностью).

Есть индивидуальные и надындивидуальные ценности, могут осознаваться, не осознаваться, осознаваться не­адекватно. Любое осознание выступает в форме оценки, т.е. осознания вещей и их свойств как необходимых и важных для человека. Есть объективная оценка значения (значимости) предмета и субъективная. Между истиной и ценностью неразрывная связь. Истинное знание может характе­ризоваться как ценность, а установить значимость чего-либо можно лишь благодаря знанию об этом явлении. Ценности отражают связь объекта с потребностями и интересами, устремлениями, целями, идеалами субъекта. Поэтому можно говорить о ценностных суждениях с точки зрения их истинности или ложности. Еще одно различие - отношения человека к миру: познание дает истинный ответ на вопрос, каков мир, а ценность выражает представление о том, каким он должен быть. Истина постигается путем ограничения субъективного, а оценка ценности включает субъективное начало. Истина имеет форму логически непротиворечи­вого знания, а оценки обращены в сферу эмоций. Ценности господствуют в искусстве и религии, морали и праве, политической и куль­турной жизни. Они не переводимы на язык научных понятий и облекаются в художественно-образную форму. Ценностное суждение - это оценка или побуж­дение к действию. Ценности связаны с потребностями, но несводимы к ним. Потребности динамичны, ценности стабильны; иерархия потребностей постоянно меняется, ценно­сти относительно неизменны. Установление их может быть в форме научного познания, объеден­ного опыта и не переживаться как ценность. Есть общественные, групповые, личност­ные значимости и они могут кардинально отличаться.

Роль в формировании ценностей у норм - общепризнанных правил, образцов дей­ствия или поведения. Это одна из форм осознания потребностей, и поэтому относятся к сфере ценностей. Но между нормами и ценностями есть различие. Ценности определяют цели деятельности, нормы - средств достижения цели. Нормы детерминируют деятельность, нарушение влечет санкции со стороны общества, а ценности предоставляют свободу. У норм нет градации, у ценностей есть (у каждого своя). Нормы определяют границы поведения. Таким образом, ценности не сводятся ни к объективной, ни к субъективной реаль­ности. Они отражают реальную связь человека и мира природных и социальных явлений, имеющих значимость.

Существование ценности неотделимо от оценки. Логическая форма оценки - суждение, которое содержит определение субъектом социальной значимости явленийОценка выражается в формах языка: порица­ние, одобрение, предписание, разрешение и т. п. Но есть и дологические, внерациональные, интуи­тивные формы ценностных предпочтений, которые обнаруживаются в интенциональности, избира­тельности личности.

Структура оценки: субъект, предмет, форма и основание оценивания. Содержание оценки определяется предметом. Поэтому оценка связана с познанием, т.к. прежде чем судить о значимости, необходимо знание об объек­тивных свойствах предмета. Истинное знание может быть основанием оценки. Практическая полезность истины отождествляет ее с благом, но возможны негативные оцен­ки истины (жестокая). Знание -не пре­пятствие для произвольной оценки, т.к. она субъективна. Оценочные суждения могут быть предметом оценивания как истинные или ложные, спра­ведливые или несправедливые, но это не всегда правильно (искусство, мораль). Существуют описательно-оценочные утверж­дения, включают в себя описание, имеющее истинностное значение, и оценку (решение суда).

Влияние на оценку оказывает субъект: индивид, социальная группа, общество, че­ловечество. Субъективен отбор оснований оценки, зависимый от потребностей, духовной жизни. Ценностные ориентации изменчивы, переоцениваются. В оценочных суждениях выражаются культура человека, способ­ность адекватного понимания и эмоционального переживания. Традиции, нормы, правила обусловливают систематизацию ценностей, образуют пирамиду ценностей. На вер­шине могут быть и преходящие и мнимые ценности - субъективизм. Возможно крушение фундаментальных общественных цен­ностей (утрата прав и свобод) и ценностей личной жизни (утрата здоровья, семьи и т. д.). Барьер субъективизму - объективное основание оценки, это критерий, который по­зволяет субъекту дать квалификацию явления с точки зрения соци­альной значимости в данный момент или в перспективе, осуществить селекцию предметов и явлений действительности и определить стратегию деятельности: по­требности, интересы, установки или нормы. Основание оценки может быть выражено явно или неявно. Основание — неустранимый элемент оценки. Нормативное регулирование включает правовые и моральные нормы, правила, команды, директивы, стандарты, технические нормы, служебный распорядок и т. п. Нормы выступают и в ка­честве ценности, и в качестве основания оценки. Норма часто превращается в риту­ал, когда имитация деятельности, по форме согласующаяся с нормами, получает положительную оценку, а содержательная дея­тельность - негативную. Оценки могут быть истинными, т. е. адекватно выражающими объективную ценность предмета, и правдивыми, т. е. адекватно выражающими собственное мнение субъекта оценки. Могут быть правдивыми, но не истинными, истинными, но не правдивыми, неправдивыми и неистинными. Отражая объективное положение индивида или социальной группы, вырастая на основе практической деятельности людей, нормы способны обеспечить отсутствие произвола в оценке явлений приро­ды и общества.

В качестве основания оценки могут выступать разные стороны деятельности: нормативная (соответствующая норме), социокультурная (согласующаяся с культурной специфично­стью общества), профессиональная (соответствующая стандартам и правилам данной профессии), операциональная (целе­сообразный набор и последовательность операций для достижения цели). Может быть сочетание оснований (деяние может оцениваться с точки зрения правовой нормы и в операционном плане).

Характер оценки - указание на положительную либо отрицательную значимость действия, поступка, предмета. Оценка может быть соотносительной (сравнительной) либо безотносительной. Явные и неявные оценки. Явные осознаются и выражаются в языке. Неявные - неосознаваемые либо существующие как нечто само собой разумеющееся, явно в языке не выраженные, только в контексте.

Оценка универсальна: оказывает влияние на все виды жизне­деятельности, реализуется на чувственном и рациональном уровнях, в форме эмоций, чувств, представлений, суждений, влече­ний, желаний, стремлений, предпочтений и деятельности. Оценка ориентирует человека в мире, направляет деятель­ность.

У ценностей фундаментальное значение в жизнедеятельности, особенно в познавательной деятельности. Кант: особое значение у регулятивной роли ценностей. Человек находится под влиянием внешнего мира и, значит, несвободен. Но в силу познающего характера он свободен. Разум выполняет регулятивную роль в познании, определяет принципы: получать максимально точное знание. Это требование выражает высшую ценность научной рациональности, как она понималась в XVIII веке.

Наука ценностно нейтральна, т.к. производит знание о том, что реально существует. Но такое знание может выполнять и регулятивную, ценностно ориенти­рующую функцию. Ценностная детерминанта социального знания количественно и качественно отличается от роли ценностей в науках о природе. Различие особенно ощутимо при сопоставле­нии объектов познания. Бахтин отмечает связь творческого акта оцененной и упорядоченной действительностью, по от­ношению к которой он должен занять ценност­ную позицию. Отличие в том, что ценностно детерминированным является не только выбор объекта, но и сам объект социально-гуманитарного по­знания. В научном познании есть внутри-научные и внешние по отношению к науке социо­культурные регуляторы. Социально-гуманитарное познание испытывает давление национальных, религиозных, материальных, политических, идеологических и иных социокуль­турных факторов. Есть ценностные регуляторы, являющиеся как внутренними, так и внеш­ними по отношению к научному познанию – это всеобщие ценности: представления о благе, добре и зле, прекрасном и безобраз­ном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном и т. д. Предписание, программирующее цели и способы дея­тельности – норма, т.е. представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Иногда принимающие более жесткую форму стандартов, правил, канонов, эталонов. Нормы включают: инвариант поступков (единообразие); запрет на другие вариан­ты поведения; оптимальный вариант поступка в данных условиях (образец); оценку поведения (иногда в форме санкций), предостерегающую от отклонений от нормы. Условие реализации социальных норм - система их подкрепления: обще­ственное одобрение или осуждение поступка санкции. Нормы могут отставать от жизни, тормозить общественный прогресс.

Особое место в системе духовных ценностей у идеала. Идеал - представление о высшей норме совершенства, духовное выраже­ние потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гар­монизации отношений человека и природы, человека и человека, лич­ности и общества. Он выполняет регулятивную функцию, служит вектором для определения целей, реализации которых человек готов посвятить жизнь. Многие говорят, что идеал недостижим, не имеет аналога в реальности. Он существует в виде неосознаваемых предпочтений, желаний, стремлений. Может реализоваться в эталоне, стандарта, либо воплощаться симво­лическими средствами языков культуры.

Внутринаучные регуляторы познания: истинность, логическая правильность, практическая приложимость теории, познавательная значимость, верифицируемость, объяснитель­ный потенциал теории, критический рационализм, фальсифицируе­мость теории и др. Помимо названных критериев в социально-гуманитарном познании боль­шое значение имеетт влиянию ценностей на процесс интерпре­тации, объяснения и описания.

Влияние на научный процесс оказывают этические ценности. Особую ценность в научном познании имеет объективность. Вебер: объективная значимость эмпирического знания в том, оно упорядочивается по категори­ям субъективным, т.к., образуя предпосылку нашего знания, оно связано с ценностью истины, ко­торую может дать только опытное знание.

Рациональность - важ­нейший критерий научности знания. Ю. Хабермас: есть ценностные, идеологические и иных влияния на социально­-гуманитарное познание, но необходима опора на рациональные предпосылки интерпретации, оценок гипотез - это независимость от социально-политического контекста; ценностная нейтральность; определение оснований, которые позволяют автору высказывать свои суждения.

Влияние ценностей на познавательный процесс может быть позитивным либо негативным. Негативные последствия побуждали социологов и философов искать пути сближения естественно-научного и социального познания. Вебер - принцип аксиологической ней­тральности в социально-гуманитарном познании, т.е. ис­толковывать содержание объекта можно в аспекте возможных соотнесений его с ценностью, тем самым определяя задачи исторического исследо­вания, исходя из оценки исторических фактов как предпосылки науч­ного исследования. Задача научного познания в объективном описании явлений и постижении истины: един­ственно возможная основа, определяющая выбор при отнесении к ценности - только значимая для нас ценность. Вебер не видел принципиальных различий между естествознанием и социологией. Ее специфический объект - действие. Действием - отношение к объектам, которое предполагает субъективный смысл независимо от его выраженности. Особенности социального действия: действующее лицо соотносит его с поведением других лиц, оно определено этим соотнесени­ем и может быть исходя из этого субъективно предполагаемого смысла понятно объяснено. Решающий казуальный момент, проявляющий­ся в результате действия, — отнесение к ценности. В поведении людей (внешнем и внутреннем) обнаруживаются, как и в любом процессе, связи и регулярность. Только поведению человека присущи такие связи и регулярность, которые могу быть понятно истолкованы. Наиболее очевидна целерациональная интерпретация. Всякое действие целенаправленно, предполагает выбор средств, исходя из отнесения к ценно­сти определяет выбор объекта, и может включать эмоциональные, интуитивные и др.моменты. Из всего этого формируются различные типы поведения. Вебер подчеркивает, что социальное познание и его резуль­таты могут оказывать серьезное влияние на общественное мнение. Объективность познания в области социальных наук характеризуется тем, что эмпирически данное всегда соотносит­ся с ценностными идеями, позволяющими понять значимость по­знания, но не способными служить доказательством их значимости. Т.е. Вебер утверждает, что в социально-гуманитарном познании есть недостаток объ­ективности, связанный с давлением оценочных суждений на результаты познания. Но он считает, что роль ценностей в социальном познании неоднозначна: отнесение к ценности определяет выбор предмета исследования (и в естествознании – это нормально), а оценки формируют результат познания, что является не­гативным, и он провозглашает принцип свободы от оценок в социальном познании, чтобы разделить знание и оценку и обеспечить максимальную объективность. Возможность реализации данного принципа - в концепции идеальных типов. Идеальный тип - инструмент, позволяющий сопоставлять эмпирический материал с теоретической моделью це­лерационального поведения. Структура поведения человека: цель, выбираемые рационально средства ее достижения, и неосознаваемые интуитивные моменты, которые приводят к расхождению идеального типа и реального поведения. Идеальная модель, по Веберу, достаточно строгий научный критерий в классификации и анализе действий людей, по­зволяет социологу устанавливать тип действий, и причины отклонения от идеальной модели. Но принцип свободы от оценок в реальности реализовать невозможно

Постулат Мюрдаля (исходное положение, принимаемое без строгого доказательства в рамках какой-либо дедук­тивно построенной теории, но веское и обоснованное) - ученый вправе опираться на определен­ные ценности и обосновывать их. Но при этом обязан разделять фактические и оценочные суждения, и открыто при­знавать факт оценивания, т.е. предлагать публике са­мостоятельно осуществлять выбор оценок.

Принципы логики социальных наук Поппера. Поппер отождествляет социальные и естественные науки, т.к. они руководствуются общими принципами: ценности научной истины, объективности и рациональности, критического анализа и проверки предположений ученых. Специфика социальных наук - ценностный критерий, благо для всех людей, ведущий. Принцип «ценностной нейтральности» предполагает оценку общественных процессов с точ­ки зрения идеалов гуманизма. Основные принципы логики социальных наук предусматрива­ют отказ от эссенциализма (претензии на постижение сущности общества и законов общественного развития); критику холизма (представления, что в каждой части общества отража­ются свойства целого) и историцизма (претензии марксизма точно предсказывать социальные ре­волюции). За­щита ценностей открытого общества и кри­тика «закрытого общества».

Проблема «автономии» моральных и правовых норм. Эта проблема возникла в связи с принципом Юма: невыводимость оценоч­ных суждений из описательных. Он обосновал несовместимость суждений факта и суждений долга, т.е. моральные и правовые нормы не признаются ни истинными, ни ложными. Юм: в этических теориях вместо обычной связки (есть или не есть) используют связки долж­но или не должно. Не только моральные оценки не выводимы из фактов, но и факты не выводимы из моральных оценок. Ключевой момент - вопрос о свободе челове­ческого поведения. Юм, определяя свободу как воз­можность действовать либо не действовать согласно решению воли, абсолютизирует индивидуальную волю человека.

Мораль отличается от других социальных институ­тов, регулирующих поведение человека. Она призвана обеспечить самостоятельность человека как духовного существа, связана с внутренним побуждением. Моральные нормы имеют двой­ственную природу: а) комплекс прин­ципов, в основе которых этический идеал, б) морыль непосредственно вплетена в повседневную практику людей, которая опосредует идеалы. Мо­ральные нормы - комплекс ценностей, императивы, определяющие моральный выбор. Но как ценности они индивидуальны, каждый по-своему интерпретирует их и реали­зует. Нерсесянц: сущ­ность права - формальное равенство, свобода и справедливость. Эти понятия абстрактные и не реализуемые в их абсолютном значении в эмпирических условиях, относятся скорее к сфере идеалов. Справедливость относится и к морали и данные понятия различаются. В праве спра­ведлива оценка поведения с точки зрения соответствия норме права, а в морали - установление предела индивидуальному произволу. Может быть кол­лизия.

Итог: юрист, занимающийся на­укой, должен оценивать норму права с точки зрения наличия возможной коллизии между моральной и право­вой оценкой действий. Оценочные, нормативные суждения подчиняются общим правилам логики, а также специфическим законам (ничто не может быть хорошим и плохим одновременно). Нормы и оценки выводятся относительно друг друга, но не из фактов. В правовых и моральных нормах отражены реальные факты действительности, поэтому в чистом виде ценностные суждения встречаются реже, чем описательно-оценочные, и такие суждения выводимы из фактов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: