double arrow

Феноменология Э. Гуссерля, ее роль в развитии методологии социально-гуманитарного познания.

Феноменология – философское учение о феноменах как идеальных сущностях, обладающих непосредственной достоверностью.

Гуссерль Эдмунд (1859—1938) - основатель феноменологии, ока­завшей значительное влияние на западноевропейскую философию. Согласно Гуссерлю и его последователям, человеческое может быть понято только из него самого, а не из внешних детерминант. В этом принципиальное отличие феноменологии от марксизма, объясняюще­го человека из совокупности социальных отношений. В понимании со­знания человека Гуссерль выделяет понятие «жизненного мира». Задачу философской антропологии он видит в исследовании этой структуры специфически человеческого опыта мира. В своей теории жизненного мира Гуссерль выдвигает идею конструирования мира, конституирова- ния или творения сознанием широкоохватных целостностей, таких как мир в целом, вещи мира, бытие как таковое, и различные «регионы» бытия, в том числе и в первую очередь социального мира. Понятие кон­струирования явилось ключевым для его философии истории. В теории познания Гуссерль разрабатывал оригинальное представление о по­знании в контексте своей феноменологии, где он разработал учение о «чистом сознании», о феноменологической редукции как процедуре феноменологического метода. В частности, к числу подготовительных процедур феноменологической редукции и собственно операций фе­номенологического метода Гуссерль относит интуицию, созерцание особого рода как «усмотрение сущности», «чистого» сущностного опи­сания, осуществление «интенционального анализа», т. е. вычленения интенциональных предметностей (ноэма) и их «чистого» исследования в пересечении с актами сознания (ноэзис).

Гуссерль раскрыл особенности познавательных способностей человека в понятиях «феномен», «интенциональность», «интерсубъективность» и других. Понятие «фе­номен» означает явление предмета в сознании. Феномен не тождественен сущности, поэтому познание предполагает переход от явления к сущности. Гуссерль полагает, что по­стижение сущности возможно в силу интенциональности человеческого сознания, т.е. направленности сознания на объект. Интенциональность есть «чистая» структура созна­ния, свободная от индивидуальных, национальных или ра­совых характеристик. Это своеобразный мост, соединяю­щий субъект и объект. При этом объект нашего сознания обладает некоторой постоянной бытийной значимостью, в то время как модусы нашего сознания изменчивы, транс­формируя и смыслы того объекта, на который оно направ­лено. Тем не менее многообразие наших переживаний це­лостно, едино и «самотождественно», поскольку всякое сознание есть сознание моего Я. Таким образом, возмож­ность познания и в значительной мере его результаты поко­ятся на способности человека к непосредственному созер­цанию. Познав эти акты сознания, мы познаем и мир. По существу Гуссерль абсолютизировал роль рефлексии как единственно возможного пути эффективного познания. Низшей формой рефлексии он называет постижение индивидом собственных восприятий и представлений. Над ней возвышается рефлек­сия о рефлексии, т.е. осознание специфики самого этого феномена. Высшей формой рефлексии является трансцен­дентальная, в которой познается сущность вещей.

Особенность философии состояла в выработке нового метода. Суть метода в лозунге «Назад к вещам!». Разобраться, что такое вещи можно через описание «феноменов», т. е. явлений, которые предстают сознанию после осуществления «эпохе», т. е. после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей.

Феноменологический метод помогает постичь сущность вещей, а не факты. Предмет феноменологии — чистые истины, априорные смыслы — как актуальные, так и возможные, как реализовавшиеся языке, так и мыслимые. Феноменология - наука о чистых принципах сознания и знания, как универсальное учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения. Познание - поток сознания, внутренне организованный и целостный, однако относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности.

Феноменологическая установка реализуется с помощью метода редукции (также эпохе). Достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, т. е. перешагивающего, выходящего за пределы конечного эмпирического мира, способного иметь доопытное знание. Способность к непосредственному усмотрению объективно-идеальной основы языковых выражений называется идеацией. Допущение возможности исследования этой способности в рамках феноменологии превращает ее в науку о способе постижения мира через анализ «чистого сознания». Так как сознание, субъективность нельзя взять в скобки, оно и выступает основанием всякой реальности. Мир, по мнению Гуссерля, конструируется сознанием.

Феноменологический метод призван был превратить философию в строгую науку, т. е. теорию научного познания, способную дать правильное представление о «жизненном мире» и его конструировании.

Новая философия необходима потому, что старая философия не давала того уровня глубины знания, опираясь на которое человечество могло бы развиваться благополучно. Именно в недостатках прежней философии, по Гуссерлю, надо искать причины кризиса европейских наук и кризиса европейской цивилизации.

По мнению Гуссерля, кризис науки и философии обусловлен тем, что удовлетворявшие всех ученых, ранее существовавшие критерии научности перестали действовать. Прежние нормативные устои миропонимания, мироустройства стали зыбкими.

Приведение разума к познанию своих возможностей и раскрытие возможностей мудрости осуществляется для Гуссерля с помощью философии.

По его мнению, философия «в изначальном смысле обозначает не что иное как универсальную науку, науку о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего». Далее он продолжает: «Философия, наука — это название особого класса культурных образований. Историческое движение, принявшее стилевую форму европейской сверхнауки, ориентировано на лежащий в бесконечности нормативный образ, не на такой однако, который можно было бы вывести путем чистого внешнего морфологического наблюдения структурных перемен. Постоянная направленность на норму внутренне присуща интернациональной жизни отдельной личности, а отсюда и нациям с их особенными общностями и, наконец, всему организму соединенных Европейских наций».

Согласно Гуссерлю, стремление к идеальному нормированию жизни и деятельности, возникнув в Древней Греции, открыло для человечества путь в бесконечность. Это стремление к идеальному формированию и организации жизни основано на определенной установке. Известны мифо-религиозная, практическая и теоретическая установки. Западная наука базируется, согласно Гуссерлю, на теоретической установке. Теоретическая установка западного философа предполагает включение в интеллектуальную деятельность, направленную на поиск норм, облегчающих познание и практику. Гуссерль полагал, что благодаря философии, идеи которой передаются в ходе образования, формируется идеально ориентированная социальность. Мыслитель пишет: «В этой идеально ориентированной социальности сама философия продолжает выполнять ведущую функцию и решать свою собственную бесконечную задачу — функцию свободной и универсальной теоретической рефлексии, охватывающей все идеалы и всеобщий идеал, т. е. универсум всех норм».

Проверка представлений о содержании норм с точки зрения их правильности основывается на критериях рациональности. Эти критерии различаются у разных групп, классов, наций. Причем «именно отсутствие, — как полагает Гуссерль, — у всех сторон истинной рациональности и есть источник ставшего невыносимым непонимания людьми своего общественного существования и собственных бесконечных задач». Достижение такой истинной рациональности — задача философии, по Гуссерлю.

Феноменологический метод весьма популярен в мировой философии и науке. В нем видят гаранта от сползания в крайности науки, оперирующей понятиями, за которыми не видно красок, тонов, запахов жизненного мира, что, мол, характерно для европейских наук, находящихся поэтому в кризисе, в тисках формализма, сциентизма и техницизма. Гуссерль рассматривает научные идеализации (типа точки, прямой) как некоторые предельные субъективные творения. Наиболее полно жизненный мир дан субъекту не в идеализациях и вообще в понятиях, а в эйдосах, образующих поток сознания. Феноменология зовет вернуться "назад к вещам", не подвергать забвению жизненный мир. Гуссерль считал, что преодоление кризиса наук возможно не иначе как на основе феноменологических рецептов.

Что касается недостатков феноменологии, то их в основном видят в узком понимании проблемы практики, которая во многом сводится к сопоставлению феноменов сознания. Действительно, в марксизме, в прагматизме, в фундаментальной онтологии Хайдеггера проблема практики получила более обстоятельную разработку, чем в феноменологической философии. Часто феноменологов критикуют за "эклектичность" — имеется в виду, что они недостаточно четко отделяют друг от друга чувственные и рациональные формы познания.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: