Система объективного идеализма Гегеля.1770-1831

Известный труд- Феноменология духа. Наукалогики. Энциклопедия философских наук. Философия права. Лекции по истории философии.

Система объективного (абсолютного) идеализма Гегеля.

Одна из основных проблем- проблема соотношения природного бытия и того мира, который представлен в нашем сознании. Если посмотрим на философию Гегеля, он идеалист, признает сущ некой идеальной сущности, абсолюта. Есть абсолют, некий высший разум, мир некое иное бытие этого абсолюта, предстал в качестве мира природы. Есть отчуждение абсолютом самого себя. Завершает идею рационализма, идет от Декарта и им доводиться до предела и исчерпываемости. Когда Бог представляет собой высший разум, то мир представляет собой рациональную конструкцию.

Первая часть системы:

Система абсолютной идеи. (Отождествив законы мышления и законы природы,говорит об их тождестве,но и находит различия) Гегель на вопрос что же составляет сущность мира отвечает-мысль или идея в процессе ее развития. В основе всего лежит некое абсолютное начало, абсол идея, которая,развиваясь, обнаруживается в самых разнообразных формах жизни. Понять любое явление жизни-значит усмотреть логическую необходимость его существования. Логическую или разумную связь этой формы со всеми другими формами. Отсюда по Гегелю весь мир принимает форму стройной логической системы идей. Влияние философии Аристотеля оказывает на Гегеля. Аристотель рассуждал как представитель телеологии. Проблема для Аристотеля- все сущ для какой-то цели. Любое действие-это сила, возможность осуществиться, но возможно только в том случае если вы знаете для чего. У всего есть цель. С другой стороны, у каждой вещи есть причина, и эта причина имеет другую причину возникновения. Ставя вопрос о целях и причинах: причина-в бесконечности, но ответить на вопрос невозможно, цели тоже уходят куда то в бесконечность, но должна быть конечная причина и цель, по Аристотелю, а то все бессмысленно. Причина всех причин и цель всех целей нечто одно,кот их не имеет. Эта цель целей, причина причин не может быть материальной вещью, говорит что эта чистая форма, чистая мысль, замкнутая сама на себе, сама себе должна быть причиной и целью- так появляется Бог.

Но Аристотель-физик,с точки зрения физики любая вещь,сущность и материя не разделимы,единство материи и формы. Они отделяются только мысленно.С точки зрения Гегеля,абсолютная идея-некий мыслящий себя субъект.Понять что-то - значит выразить в понятиях, и вы это можете сделать так как сами являетесь идеями. Поскольку абсол идея- совокупность понятий которые развиваются, Гегелю понадобилось три тома.

Вторая часть- философия природы. В своем развитии абсол идея воплощаетеся в природе, как бы пронизывает ее, щевствует, принимая на себя различные матер формы, одна форма сменяет другую. Главное- не природа развивается, она(природа) энергоматериал, через который движется абсолютная идея, не может развиваться.

Третья часть- философия духа. Учение о развитии индивидуального и общ сознания, об умственном общении чела. Чем чел отличается от всех- способность к самопознанию. Осущ самопознание мы пытаемся раскрыть в себе свою сущность, распредметить себя, можем выражать мир в понятиях. Развитие дух жизни- есть воплощение развития идей и стремление чел и общества к самопознанию. Первый этап- субъективный дух,развитие его рождает психология, распад на феноменологию и антропологию. Сущность чела- свобода. Поэтому история чела и его развития- процес от низшего к высшему, от простого к сложному, преодоление старого и приобретение нового прогрессивного. Критерия- обретение все большей свободы. Чел представитель субъектного и объективного духа. Изначально чел не знает что он свободен, но в процессе истории, познаёт и становится свободным. Эпохи: первая- восточная(культура где чел не осознает собственной свободы, поэтому Гегель отказ в статусе философии), вторая античная(свободен хоть и рабское сознание, которое преодолевается), третье германская или христианская(именно в этом мире происходит осознание человеком собственной свободы в рамках государства). Ступени развития духа. Через чела абсолют идея возвращается к себе. Бог пришел в мир, для того чтобы чел стал богом. Бог воплощаетеся в человеке(Христос).

Итак, первая форма проявления свободы- права, важнейшее проявление права- частная собственность(необходимое проявление свободы), вторая форма- мораль(практические действие, третья форма- нравственность(движущая сила правовых полит и даже эконом отношений). Формы нравственности- результат трех составляющих- семья, гражданское общество, государство(высшее развитие объективного нравственного духа и подлинная основа экономических взаимоотношений)-объективный дух. Учение об абсолютном духе развивается в форме трех учений- форм искусства(чувственных образов), религия(дает нам лишь представление об абсолютное духе), философия. Именно философия позволяет выразить дух в форме понятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: