double arrow

Становление, развитие и эволюция позитивизма. Позитивизм и неокантианство.

Позитивизм – это течение западной философии II пол. 19-20 веков, утверждающее, что источником подлинного (положительного) познания могут быть только отдельные, определенные (эмпирические) науки и их синтетические объединения. А философия, как особенная наука не может претендовать на самостоятельное исследование действительности.

Позитивизм предназначен для критики ненаучного познания.

Позитивизм пережил несколько периодов:

I форма позитивизма – Конт, Милль, Спенсер – основное внимание уделялось систематизации научного познания и классификации наук.

II форма позитивизма – эмпириокритицизм (Мах, Авенариус).

Цель эмпириокритицизма – очистить опыт от метафизики: от таковых понятий как материя, субстанция и остальных понятий. В отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия обязана заниматься созданием единой картины мира, эмпириокритики лицезрели задачку философии в установлении принципов упорядочивания явлений.

III форма позитивизма – неопозитивизм либо логический позитивизм (с середины 20х годов 20 века) – Шлик, Карнап, Витгенштейн – попробовали обосновать тезис о том, что философия не имеет собственного самостоятельного предмета исследований.

Основоположником позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857). По мнению Конта, философский спор меж материализмом и идеализмом не имеет суровых оснований и бессмыслен. Философия обязана отрешиться как от материализма, так и от идеализма и основываться на положительном (научном) знании. Это означает, что:

• философское познание обязано быть полностью четким и достоверным;

• для его заслуги философия обязана применять научный способ при познании и опираться на заслуги остальных наук;

• основной путь для получения научного познания в философии — эмпирическое наблюдение;

• философия обязана изучить только факты, а не их причины, "внутреннюю суть" мира вокруг нас и остальные далекие от науки трудности;

• философия обязана освободиться от ценностного подхода и от оценочного нрава при исследовании;

• философия не обязана стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особенным общетеоретическим мировоззрением — она обязана стать определенной наукой, опирающейся на арсенал конкретно научных (а не каких-то других) средств, и за­нять свое место посреди остальных наук.

3. Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. Вэтой связи философом были выделены:• 3 стадии интеллектуального развития;• три стадии технического развития.

К стадии интеллектуального развития относятся:• теологическая (мировоззрение основано на религии);• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);• положительная (базирована на науке).

К стадии технического развития относятся:

обычное общество;

• доиндустриальное общество;

• индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг дружке:

• теологическая — традиционному обществу;

• метафизическая - доиндустриальному обществу;

• положительная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта только заложила базы позитивизма. В даль­нейшем (вплоть до нынешних дней) позитивистская филосо­фия дополнялась и совершенствовалась рядом остальных философов.

Неопозитивизм – задача-разработка способов логического либо лингвистического анализа познания через способности выражения его в языке (научном, философском, обыденном). Представители неопозитивизма считают, что неправильное внедрение языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские. Неопозитивизм заявляет "метафизические" (т.е. обычно философские) выражения лишенными смысла, т.к. истинное (научное) обязано отвечать принципу верификации – доступности эмпирической проверке; потому задачка философии сводится к логическому анализу языка науки. Идеи неопозитивизма получили воплощение в деятельности Венского кружка, на базе которого сложился логический позитивизм (Р. Карнап, О. Нейрат, Х. Рейхенбах).

Постпозитивизм – ряд школ в философии науки (50-70-х гг. ХХ в.), объединенные критикой неопозитивизма. Постпозитивизм утверждает невозможность точного разграничения между "метафизикой" (философией) и наукой; переносит упор с исследования развития логики науки – на исследование ее истории; в центре его внимания находятся трудности развития науки.

Неокантианство – направление германской философии конца XIX –ХХ вв., пытавшееся осмыслить главные трудности философии на базе обновленной интерпретации гносеологии И. Канта ("Назад к Канту!"). Два направления Н.: 1) баденская школа, в какой особенное внимание уделялось системе эстетических ценностей (Виндельбанд, Риккерт); 2) марбургская школа – ее представители разрабатывала вопросцы теории познания, логики (Коген, Наторп, Кассирер, Гартман).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: