Основные положения философии марксизма

В своей философской системе Маркс исходит из учения о человеке как практическом существе, которое в процессе своего бытия преобразует окружающий мир в целях удовлетворения своих потребностей. Производственные отношения, в которые вступают люди, соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил. Совокупность производственных отношений составляет базис общества (его экономическую структуру), на котором выстраивается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют те или иные формы общественного сознания.В трудовом процессе человек отделяется от природного мира. Вместе с тем человеческая природа в капиталистическом обществе подвергается отчуждению вместе с отчуждаемым трудом. Рост стоимости вещей ведет к обесцениванию человеческого мира. Труд производит не только товары, но и самого рабочего в качестве товара. Продукт труда отчуждается от труда и становится чем-то чуждым ему. Так происходит закабаление труженика предметом. Отчужденный труд имеет три аспекта: отчуждение производителя от продуктов его труда, отчуждение производителя от собственной деятельности и отчуждение человека от его родовой сущности.Разработал теорию классовой борьбы. Именно классовая борьба является двигателем общественного прогресса, а всякая классовая борьба есть борьба политическая. Капитализм упростил классовые противоречия, разделив общество на два класса — буржуазию и пролетариат.Пролетариат представляет собой единственный подлинно революционный класс, способный стать могильщиком буржуазии.

Диалектический метод Гегеля и гуманистический материализм Фейербаха – основные источники синтеза, давшего оригинальную философию – диалектический материализм.

Единство мира, по Марксу, состоит в его материальности (а не просто в его бытии)ǐ Формой бытия материи выступает движение; не существует ни материи без движения, ни движения без материи.Поскольку сам человек является продуктом природы, продукты его мышления соответствуют природным связям. Маркс отвергал идеализм, а также агностицизм, критицизм и позитивизм, считая эти учения уступками идеализмуǐ Производство идей неотделимо от материального производстваǐ Человек всегда ограничен тем или иным уровнем развития производительных сил.Диалектический материализм, намеченный у Маркса, обязан своим рождением Энгельсу, применившему марксистский метод понимания истории к природе. Согласно Энгельсу, в природе действуют три закона:

1) закон перехода количества в качество;

2) закон единства и борьбы противоположностей;

3) закон отрицания отрицания.

Критика младогегельянства.

Материализм Фейербаха Маркс считал слишком механическим — неисторическим и недиалектическим, — понимающим сущность человека абстрактно, а не как совокупность общественных отношений, а потому не способным понять значение революционной практической деятельности.Он подверг критике учение Бауэра о политической эмансипации: демократия, по его мысли, углубляет пропасть между частным и государственным. Бытие определяет сознание, а не наоборот. Поэтому философия сама по себе еще не ведет к освобождению человека. Теорию следует соединить с практикой. Вместе с тем Маркс утверждал, что социальные институты невозможно понять исходя из духа, поскольку они опираются на материальные условия.Ошибками Гегеля он считал подчинение гражданского общества государству и подмену субъекта предикатом. Если у Гегеля процесс мышления выступает творцом действительности, то Маркс считает идеальное материальным, «пересаженным» в человеческую голову.Маркс также подверг критическому пересмотру английскую политэкономию, которая считала частную собственность исходным фактом производства. Маркс не считает частную собственность вечной и рассматривает ее как результат экспроприированного труда. Продукт труда отчуждается от производителя, а жизнь — от ее носителя. Ошибка социалистов-утопистов, по Марксу, заключается в том, что они не признавали исторической роли пролетариата как преобразователя общества.

27. Основные положения философии жизни: философия А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.

Шопенгауэр

Основной труд-Мира как воля и представление. 1)мир как некая поверхность,кот дают нам органы чувств,не самодостаточен,мир структурен,т.к. мы его структурируем;2)но за этими явлениями и представлениями лежит другой мир,подлинный мир воли(оказал влияние Кант,переосмысление). Делает волю основанием бытия. За всеми явлениями стоит воля,она едина и многообразна. Воля-некая иррациональная сила,стремление к утверждению жизни,кот заставляет людей действовать и желать. Сама воля самодостаточна,у нее нет желаний,воля желает сама себя,поэтому она злая и неудовлетворенная(«это ненасытное слепое влечение,темный глухой позыв»). Человек человеку дьявол,отсюда эгоизм,войны. Категории время и пространство становятся этичными. Время-чета упований и надежд. Выход:последовательно умертвить волю. 1 ступень-эстетическая-->созерцание(музыка как средство), нужно уйти из мира представлений,убрать волю и желание; 2-этическая-->аскетизм и страдания как способ чувствовать боль другого, способ преодолеть замкнутость. Чтобы преодолеть волю, нужно преодолеть себя,в состоянии экстаза ты соединяешься. Очистительный плач умертвляет волю,мы ничего не желаем.Чувствуем преодолении своей конечности и сливаемся с основой мира.

Ницше

Концепция навеяна Шопенгауэром. 1) учение о воле. У Н мир поверхностный, воль много,они центры сил, мир-взаимодействие центров сил, кот сталкиваются друг с другом и борются. 2) Ш-утверждал отказ от воли, а Н-утверждение воли, как воли к жизни и власти. В полном объеме живет тот,кто властвует. 3)концепция развития. Ш-нет развития, Н отрицает прогресс.Идет против ведущего мнения, человек как вид не прогрессирует, культера ведет к упадку высшего типа чела. Есть только становление и нет бытия. В мире нет вещей, они возникают когда мы пользуемся понятиями. Если их убрать, то останутся только силы. Познание- выработка фикций, они позволяют жить и осущ свою волю к власти. Человек-вредоносное существо, высокомерное насекомое(«У мира/земли есть кожа. У кожи болезнь,одна из кот.-чел»). 4) воля к власти- критерий значимости любого из явлений. Хорошо все, что повышает волю к власти. Дурно все, что происходит из слабости. 5)концепция сверхчела как субъекта новой морали. Н увидел общество массового потребления. «Человек — это канат, протянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью».Величие человека в том, что он есть переход и уничтожение. Уничтожение — это уничтожение «человеческого, слишком человеческого», ибо человек есть «нечто, что должно преодолеть».

Сам Ницше оценивал свое развитие, три этапа- верблюд(вьючное животное, можно много всего нагрузить-образ философа, который освоил общую традицию, он всему обучается, дает возможность всем ценностям сконструироваться внутри себя, философия в трагическую эпоху древности, заканчивается несвоевременными размышлениями, ему казалось, что классическая философия как муравей ползет,ничего,не видит,не развивается), второй этап- верблюд понимает что все надо сбросит и превращается в льва, который пересматривает все оценки, переоценка ценностей, человеческое слишком человеческое, утренняя заря, веселая наука), третий этап- образ ребенка(отсылка к Гераклиту)- наивный очищенный от чужих взглядов, истинна глаголит устами младенца, он молчит или плачет, когда молчит, открыта мудрость, сам он говорит след:" надо мной нет больше ни Бога, ни человека, инстинкт говорящего.Теперь начинается новый отрезок моей жизни.Одна дверь закрывается, другая открывается", к сожалению дверь открылась в безумие). Сложное отношение с Богом. Писал о том что в 12 лет увидел Бога во всей его красоте, потом приходит к мысли, что Бог умер, мы его убили и да здравствует сверх человек, выступает против христианства, точнее критикует его, надвязывает ценности и они подчиняется, видит в этом угрозу для сверхчеловека(будущее), мы лишь некое удобрение, мосты(обезьяна, человек, сверхчеловек).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: