Философская методология Гегеля. Категории диалектики

На объективно-идеалистической основе он создает логически стройную теорию взаимоотношения всеобщих законов и категорий диалектики.Центральные понятия диалектики (как и у Шеллинга): всеобщая взаимосвязь, раздвоенность всякого единого, развитие через борьбу противоположностей.Противоречие есть внутренний источник развития, а оно, в свою очередь, проходит три ступени («триада»): тезис (утверждение) — антитезис (отрицание) —синтез (совмещение частей утверждения и отрицания в новом качестве).Развитие происходит по спирали, при повторении отдельных элементов на новом, более высоком качественном уровне. Центральным понятием его философии является «развитие». Развитие свойственно и абсолютному (божественному) духу, управляющему движением во всем мире.

Гегель формирует законы диалектики:

Единство и борьба противоположностей. Внутренние противоположности служат источником развития. Их единство обеспечивается взаимодействием и общим признаком (посредствующим звеном при переходе одной противоположности в другую). Подчиняет себе два остальных закона.

Отрицание отрицания. Всякое изменение, развитие предполагает отрицание своего предыдущего состояния, но и то, что сейчас отрицает, тоже будет затем отрицаться.

Переход количественных изменений в качественные и обратно. При накоплении количественных характеристик однородного происходит качественный скачок. «Обратно» означает количественное накопление произошедших качественных изменений (качество переходит в количество) и (или) переход обратно в свою противоположность.

Категории отражают всеобщие свойства природы и духовной жизни, которые также противоположны: ничто и нечто; часть и целое; единичное, особенное, общее и всеобщее; сущность и явление; содержание и форма; причина и следствие; возможность и действительность и т д.

Божественный, или «абсолютный дух» создает из самого себя «абсолютную идею» мироустройства, которая предписывает миру всеобщие законы и свойства, подчиняющие себе всякое существование в духовной и материальной сферах. Это движение проходит по трем последовательно восходящим ступеням:

Начинается в области чистой мысли, в понятии («абсолютная идея»).

Мысль об устройстве мироздания путем метаморфозы находит

Свое внешнее выражение в природе, растворившись в ней. Природа есть инобытие абсолютной идеи.

Духовная жизнь общества в виде общественных форм сознания (религия, мораль, право, идеология, политика, наука, искусство и философия). В своем абстрактном отвлечении от частностей мироустройства и при одновременном их учете философия поднимается (возвышаясь над всяким отдельным знанием) до постижения сущности абсолютной божественной идеи мироздания, которая лежала в его основе. Отметим, что великий диалектик отрицал эволюцию и мутацию в природе, обусловленную приспособлением биологических организмов

К изменившимся внешним условиям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: