double arrow

Общая характеристика философии постмодерна. Лингвистический поворот в философии. Л. Витгенштейн.

Постмодернизм. Про суть. 1) критика классической антологии(начиная с классической традиции, человек будучи разумным на основе разума преобразует действительность.Он в единении с Богом или Абсолютом. Мир устроен рационально, мы его можем рац прознать,т.к.мы тоже рациональны), осознание исчерпанности клас антологии. Причина: никакого основания нет, следовательно любые наши попытки преобразовать что-то обречены на неудачу, человек не является движущей силой эволюции, потому что мир не устроен так. Поставили под сомнение фундамент;

2) надо отказаться от систематизации знаний(события всегда опережают теорию);фиксация в жестких схемах невозможна, если дейст неопределенна, невозможно загнать ее в рамки. Называют клас фил Метафизика присутствия-все содержание мысли есть реализация смысла.

Есть некий фундамент, некие структуры построенные(дом), попадая в дом, хотим раскрыть структуры, наш поиск смысла- проникновения в фундамент- все это метафизика присутствия. Есть некое трансцендентально обозначаемое. Перестают смотреть на события как на отблеск истинно бытия. Предлагают метафизику отсутствия. Мир это не построенная вертикаль, ничего нет, пример с деревом- нет ствола. Анализируя листья хотели дойти до веток и найти ствол. По постмодернистам, ничего нет, разум нам это навязывает, ствола нет. Нет границ между научным и обыденным- все границы размыты, ствола нет, можно делать, что хочешь.

Главная задача постмодернистов – сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний.

Основные принципы постмодерна:–объективная сущность – иллюзия;–истина неоднозначна, множественна;–обретение знания – это бесконечный процесс пересмотра словаря;–действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;–человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п. Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар.

В своей книге «Состояние постмодерна» (1979) он разъясняет феномен постмодерна как культурологический в целом, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т. д.

Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской – в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере.

Постмодернизм представлен современными: постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр); прагматизмом (Р. Рорти).

Американский философ Ричард Рорти выдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества.

В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум – общение людей, а главное в нем – интересы личности, «собеседника».

Постмодернист, французский философ Жак Деррида – один из ярчайших представителей современного постструктурализма.

Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее.

Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования – философствование без субъекта.

Постмодернизм – это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. Постмодернизм предлагает перейти на гуманитаризацию, антропологизацию философского знания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: