Философия экзистенциализма: основные положения, представители

Течение 20 века, на первом плане- абсолютная уникальность чел бытия. Антропологический поворот, результат развития философии, начиная с античности. Общая тенденция- укрепление субъекта, концентрирование на нем внимание, в античности есть мир вещей и мир деятелей, где чел?, нечто вещественное у кот есть что-то что соед с миром сущности. Человек как бы стирается, душа к идеальному, тело временное приходящее, чел не занимает такое статусное место в античной философии.

Чел должен сделать выбор: наверх вниз- душа тело. С течением времени появляется интерес к чело как к особому действующему существу.

Декарт, его тезис мыслю следовательно существую. 'Я' Декарт ставит на первое место, от его мысли зависит существование, так увидят экзист. Кант говорит, что прежде чем начинать анализ мира, надо посмотреть что же такое познающий субъект. Обустраивают площадку субъекта, человека укореняют в антропологии, в бытие. Видим как эта идея все дальше и дальше растет. Гегель именно в человеке видит того кто завершить синтез божест, но антигегелевская система показ значимость не только ума человека, но и как субъекта имеющего волю, потом появляется датский мыслитель Кьеркегор. Создал систему (против паф Гегеля), чел существо переживающее, показал субъективность переживаний, ошибка-описывать переживания через общие понятия, как сделал Гегель. В 19 веке стал предшественником людей которые экспериментируют сами с собой. Сформулировал три стадии чел жизни:1) эстетическая «дневник соблазнителя», человек живет своими переживаниями, чувствующий человек, переживания становятся предметом тщательного анализа;2) этическая связана с реализацией чел долга, 3) религиозная стадия. Необходимо страдать. Предшественник экз.

Человек-предмет изысканий. Достоевский также большое влияние оказывает. Ничего нет сложнее и восхитительнее человека. Антигегелевская философия:человек-субъект средств. Язык делает нас человеком. Вне языка мира нет.

В экз анализируется пограничная ситуация, когда человек на грани, пережив ужас, вдруг осознает свою сущность.

В философии экзистенциализма различают две основные школы – немецкую (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер)(первая мировая война) и французскую(вторая мв) Жан Поля Сартр, Альбер Камю, Габриель Оноре Марсель.

Общие идеи: различается подлинное(состоявшаяся жизнь человека, в которой была развита и проявлена его индивидуальность) и неподлинное бытие человека(жизнь, прожитая по стандартам в соответствии с общепринятыми нормами). Подлинное бытие не дано изначально. Человек должен найти к нему путь. Состояние, которое выводит человека к поиску подлинного бытия – пограничная ситуация, страх утраты своего Я. Больше всего мешает достичь подлинного бытия неприятие всего необычного, отрицательная реакция на любые нетипичные оценки поступки.

Хайдеггер (1889 – 1976) утверждал, что мир, в котором живет человек, заново возникает в его человеческой деятельности. Жизнь и деятельность человека предполагает выход из себя, что может обернуться трагедией, изменой самому себе. М. Хайдеггер предлагает осуществить «поворот» - обращение человека к самому себе, создающее новую духовную атмосферу для всего мира. Он полагает, что такой поворот предотвратит человечество от катастрофы, освободит его от власти техники и тем самым приблизит человека к состоянию естественного поведения.

Экзистенциалисты утверждают, что, делая выбор, человек обретает себя и одновременно обретает свободу. Его свобода состоит в том, что он не выступает как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирает» самого себя своими действиями. Свободный человек несет ответственность за свои поступки, за свою жизнь, а не оправдывает их внешними обстоятельствами.

Сартр утверждал, что фактическое бытие человека случайно. Человек может свободно выбирать себя в любой эпохе. Свобода является основанием истории. Сознание – это синоним свободы.

Камю Он утверждал, что в этом мире человек всегда посторонний, земное бытие абсурдно и удел каждого человека бесконечно печален. Этот мир не имеет высшего смысла. Призывом к бытию является бунт. Это форма осознания себя человеком. Есть несколько видов бунта: исторический (или метафизический) и художественный. Восстание человека против всего мироздания – это исторический бунт. Исторический бунтарь отвергает Бога, изменяет историю, восстает против властей. Художественный бунт вносит поправки в реальный мир. Камю считал, что нужно помочь человеку стать сознательным, свободным от идеологических и прочих доктрин. Мир спасет красота. Красота и общение выведут людей из изоляции и приведут к социальной справедливости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: