Предмет философской антропологии. Истор. характер представлений о человеке

Фил. антропология – это учение о сущности и существовании человека, о его основных отношениях, о его происхождении, об основных категориях и законах его бытия. Можно различать антропологию и антропологизм в широком и узком смысле слова. В широком смысле: антропологизм – это всеобщая характеристика мировоззрения, а значит всеобщая характеристика и философии. Любая форма философского мировоззрения включает в себя проблему человека, т.е. антропологическую проблематику в широком смысле. Философская антропология в широком смысле – это учение о сущности (сущностной структуре) и существовании человека, о его основных отношениях (к природе, обществу, другим людям и самому себе, к Богу), о его происхождении, основных категориях и законах его бытия. В истории европейской философии выделяются: I. Античность Эта эпоха понимала человека, исходя из следующих принципов:1. человеческое и природное едины; человек есть микрокосм, т.е. малый мир, отображение и символ макрокосма (т.е. космоса, Вселенной). Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса и при этом является частью космоса. 2. природа человека двойственна, поскольку человек состоит из души и тела. Аристотель понимает человека как живое целостное существо 1) наделённое разумной душой 2) обладающее способностью к общественной деятельности («человек есть политическое животное»). 3. человек рассматривается как нравственное существо. Нравственное предназначение человека состоит в самосовершенствовании человека через познание. Добродетельным может быть только знающий человек. Добродетель понималась как умение человека быть счастливым, умение отличать подлинные ценности от мнимых. II. Средние века Считается, что человек сотворён по образцу и подобию Бога. Человек должен стремиться сохранять это богоподобие. Грехопадение разрушает богоподобие человека, его единство с Богом. Однако божественное и человеческое начала едины в Христе. У человека остаётся возможность спасения через искупительную жертву Христа. Согласно средневековому мировоззрению, величайший грех человека – гордыня. Гордыня – это претензия человека на самодостаточность, на то, чтобы обойтись без Бога во всём (отказ от божественной благодати). В Средние века рождается представление о внутреннем человеке, или о личности. Внутренняя личность складывается из 3-х сил, способностей: 1. разум (способность мышления) 2. воля (способность желать) 3. сердце (способность любить). В целом человек рассматривается как личность, поступки которой основаны на свободе воли. Добродетель человека связывается с благой волей, или с чистым сердцем. III. эпоха Возрождения Философия основывается на принципе антропоцентризма. Позиция человека в мире оказывается центральной, и человек оказывается в центре внимания философа, учёного и художника. Принцип антропоцентризма конкретизируется в титанизм е. Титанизм провозглашает, что человек в своих творческих проявлениях почти равен Богу (он могуч и универсален в своих творческих проявлениях). Достоинство человека заключается в его способности быть творцом самого себя. IV. эпоха Нового времени Рене Декарт считал, что единственное достоверное свидетельство человеческого существования – это мышление, акт мысли. Сущность человека состоит в разуме, а тело является автоматом, или механизмом (общим у человека с животными). Может показаться, что Декарт повторяет Аристотеля, но это не так. Блез Паскаль человека считал чудом и полем противоречий, человек есть парадокс для самого себя. С одной стороны, человек есть самое беззащитное существо во Вселенной, которое приходит в трепет от осознания окружающей его неведомой бесконечности. Существование человека трагично, т.к. человеку открылись 2 бездны:1. бесконечность мира, который к человеку равнодушен 2. собственный смертный удел (неизбежность смерти). Человек не может до конца постичь эти вопросы. Человек не просто самое беззащитное существо во Вселенной, но и самое совершенное. «Человек – это мыслящий тростник» (т.е. считается, что человек возвышается над Вселенной, т.к. знает, что умрёт, и что Вселенная в конце концов его подавит, погубит; в то время как Вселенная не знает ничего). V. немецкая классическая философия: немецкий идеализм, немецкий материализм. Немецкий идеализм представлен работами Канта, Фихте, Гегеля; материализм – Фейербаха. Заслуга немецкого идеализма состоит в провозглашении того, что 1. человек – это духовно-нравственное существо (Кант, Гегель) 2. идея субъектности, творческой активности человека (Гегель): человек есть субъект духовной деятельности, изучающий мир культуры, человек – это носитель общезначимого сознания, так называемого «духа». 3. идея историчности человека: человеческий род имеет историю, и каждый человек в своём развитии её повторяет. Немецкий классический идеализм рассматривает человека через две категории: 1) категорию самосознания 2) категорию деятельности. Согласно немецкому классическому материализму, человек – это чувственно-телесное существо; это конкретное «я», обретающее свою человечность в общении со столь же конкретным «ты». VI. марксизм Считает определяющим в поведении человека труд, взятый в единстве с его социальной формой. VII. философия жизни Видит специфику человека в феномене жизни. Разуму противопоставляется бессознательное как глубинный источник поведения человека. На первый план выдвигаются внемыслительные способности человека (чувства, воля, интуиция в самом широком смысле).

 

17. Соотношение сущности и существования. Понятие «существование» в классической философской традиции употреблялось для обозначения внешнего бытия вещи, которое (в отличие от сущности вещи) постигается не мышлением, а непосредственным чувством. Классическая философия (XVII – сер. XIX вв.) отдавала предпочтение сущности человека. Считалось, что сущность проявляет себя в существовании. Неклассическая философия (XX в.) утверждает, что познавать человека следует, исходя именно из категории «существование». Например: в философии экзистенциализма человек совпадает с его существованием, т.е. человек есть его собственное существование и ничего сверх того. Представитель атеистического экзистенциализма Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) в статье «Экзистенциализм – это гуманизм» 1946 г. высказал следующие мысли: 1. человек есть такое бытие, у которого существование предшествует сущности. Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы эту природу задумал. Человек сначала существует и только лишь потом определяется. Человек – это свобода. 2. человек изначально не представляет собой ничего. Он становится впоследствии тем, чем он сделает себя сам => человек является не только таким, каким он себя представляет, но и таким, каким он хотел бы себя представлять (это тоже его реальность). 3. человек – это проект, т.е. существо, которое устремлено к будущему и при этом осознаёт, что он проецирует себя в будущее. 4. человек ответственен за то, кто он есть, но также и за всех остальных людей. «Выбирая себя, я выбираю человека вообще». Человечество можно определить и через экзистенциальный смысл: человечество – это общность существования всех людей на Земле в том смысле, что выбор каждого человека так или иначе становится значимым для всех остальных людей.

Сравнительная характеристика сущности и существования:

сущность существование
1. сущность – это синоним общего. Сущность присуща роду (виду), но не индивидууму. 1. существование уникально, единично и всегда присуще лишь данному конкретному индивидууму.
2. сущность отражается в общем понятии; познание сущности требует обобщения (генерализации), т.е. абстрагирования от единичных особенностей. 2. существование может быть дано лишь в конкретном переживании, эмоционально-насыщенном состоянии (надежда, вера, любовь, страх, отчаяние и т.п.). Существование не может быть познано через обобщение и отражено в общем понятии. Метод познания человеческого существования – это понимание, а также художественное описание.
3. сущность содержит главное, основное 3. существование вообще не знает противопоставления главного и второстепенного
4. сущность понимается § либо как вечное и вневременное (Платон, Аристотель, средневековые схоласты), § либо как относительно устойчивая, но развивающаяся (Гегель, Маркс).   4. существование изменчиво (ситуативно), конечно и исторично.
5. сущность присуща своему носителю с необходимостью, её не выбирают. 5. существование предполагает свободу и проявляет себя в актах свободного выбора. Существование совпадает со свободой, существование и есть сама свобода (С. Къеркегор – датский философ, основоположник экзистенциализма).
6. сущность – это ставшее, этого итог прошлого развития 6. существование – это становление, это выход за свои пределы (трансцендирование), разрыв с собственным прошлым и вообще со всем тем, что задано как объективный фактор.

18. Человек и природа Понятие «природа» обозначает: 1. совокупность естественных условий существования общественно-организованного человечества 2. природа выступает как противоположность по отношению к понятию «культура». Природное преобразуется в культурное посредством человеческой деятельности. Взаимодействие человека и природы отражается в понятии «окружающая среда». В рамках окружающей среды выделяются: 1. естественная окружающая среда 2. искусственная среда обитания («вторая природа»). Основой взаимодействия природы и общества является материальное производство, а основой материального производства – трудовая деятельность человека (труд). «Труд – это процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» (К. Маркс) 1. Природа зависит от масштабов, форм и направлений человеческой деятельности. 2. Эта деятельность всегда осуществляется в формах исторически определённого типа общественных отношений. Естественными формами использования достижений науки и техники определяются естественные последствия деятельности человека (в смысле влияния этой деятельности на природу). 3. Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Масштабы и тенденции этого взаимодействия изменяются в ходе общественного развития. Отношение человека к природе изначально двойственно, поскольку, с одной стороны – человек в своей деятельности противопоставляет себя природе, а с другой стороны – человек всегда является частью и порождением природы.

Можно выделить 2 взаимосвязанных аспекта отношения человека к природе: 1) производственный 2) духовный: теоретический (т.е. познавательный), духовно-практический (религиозное, нравственное, эстетическое отношение человека к природе). В истории сложились следующие типы отношения человека к природе: I. до сер. XX века (или до нач. XX в.) Характеризуется следующими чертами: 1. уступая могуществу природы, человек вместе с тем неуклонно повышал свою власть, господство над природными силами 2. эксплуатация природы носила почти исключительно экстенсивный характер (т.е. она основывалась на увеличении объёма и разновидностей получаемого от природы сырья, ресурсов). 3. в духовном отношении этот тип основывался на идее испытания природы («Природа – это не храм, а мастерская», укоренилась начиная с XVII века): природа выступает как объект, требующий покорения силой человеческого разума. Идею господства над природой воплотила промышленная революция. II. начиная с сер. XX века, т.е. с начала научно-технической революции постепенно изменяется тип отношения к природе. Это изменение связано с объективным нарастанием и постепенным осознанием людьми кризисных тенденций, вызванных прежним типом отношения (это: проблема исчерпания естественных природных ресурсов, проблема недостаточности естественной базы для производства продовольствия, проблема загрязнения окружающей среды, проблема исчезновения видов живой природы, связанного с производственной деятельностью человека). Новый тип отношения человека к природе характеризуется: 1. в практическом отношении – интенсивным способом эксплуатации природы: максимально полное, комплексное использование ограниченных природных ресурсов, использование сознательно ограниченных объёмов природных ресурсов 2. наличие системы регулирования, т.е. наличие рациональных программ производственной деятельности, в которых обязательно указываются и учитываются характер и границы допустимого воздействия на природу, а также мероприятия по сохранению и воспроизводству природных ресурсов. 3. преодоление утилитарно-прагматического отношения к природе. Моисеев вводит понятие «экология общества» - это необходимая в современном мире наука о том, как человечеству существовать в роли (в качестве) элемента биосферы. Согласно точке зрения Моисеева, степень рациональности в организации общества – это степень согласованности стратегии общества и стратегии природы. Новый тип ценностного отношения к природе нашёл отражение в концепции ноосферы (Вернадский, Э. Леруа, Тейяр де Шарден).

 

19. Соотношение биологического и социального в человеке Человеческая жизнь складывается (существует), благодаря взаимодействию двух групп факторов:

1. биологических 2. социальных Как существо биологическое человек обладает:

1) совокупностью видовых признаков, каждый из которых у различных индивидов может изменяться в очень широких пределах. Роль биологических предпосылок в развитии человека достаточно велика – в частности, в генотипе человека заложены элементарные психические процессы. По мнению ряда учёных, генетически предопределены: альтруизм,

одарённость к определённым видам деятельности. 2) помимо видовых признаков как биологическое существо человек характеризуется расовыми особенностями. Проблема соотношения биологического и социального в человеке сводится к двум вопросам:

1. какое из этих двух начал (социальное или биологическое) доминирует в процессе формирования способностей, характера и поведения человека?

2. как осуществляется взаимовлияние биологического и социального в человеке; какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между отдельными людьми и группами людей? В зависимости от принципиальной позиции, занимаемой по данным вопросам, все концепции делятся на 2 группы:

1. биологизаторские Определяющим в человеке является биологическое начало.

Примеры: расово-антропологические (расистские) теории, социал-дарвинизм, социобиология (основатель – Уилсон). 2. социологизаторские

Эти концепции имеют свой источник: частично в христианской традиции; частично в вульгаризированном марксизме. Общие особенности этих концепций: 1. социальное начало в человеке противостоит природному началу как главное – второстепенному, как высшее, облагороженное – низшему, примитивному. 2. биологическое начало в человеке является сырым материалом, которым можно безгранично манипулировать во имя достижения заранее заданного социально значимого результата. Эти концепции сыграли значительную роль в формировании тоталитарных идеологий.

1. Индивид в качестве природного существа наделён природными силами, которые существуют в нём в виде задатков и влечений. 2. Человек реализует свои задатки (превращает их в свои способности) только в системе общественных отношений, только в обществе 1) только в обществе человек обретает сознание

2) только в обществе развиваются специфически человеческие материальные и духовные потребности 3. В человеке биологическое начало всегда опосредовано социальным.

Например: на проявление многих биологических параметров существенно влияют социальные процессы (например, на продолжительность человеческой жизни).

4. В человеке биологическое всегда преобразовано социальным. Например: биологическая основа половой любви – это половая физиология, однако сами феномены любви и сексуальности существуют исключительно как социокультурные феномены. В этой сфере человеческих взаимоотношений существует сложный синтез нравственных, эстетических, религиозных и правовых регуляторов. 5. Человеческое тело есть текст. Телесность человека не есть биологическая данность, а есть социокультурная и даже символическая реальность. Тело человека – это символ неких неприродных отношений, оно несёт на себе множество социальных знаков. Например: любое калечащее наказание не исчерпывается простой карой, оно имеет более глубокий смысл – нанесение на тело социального знака. Мишель Фуко («Надзирать и наказывать (рождение тюрьмы)», 1975 год): Знаковая функция человеческого тела очень ярко проступает в процедуре публичной казни (имеется в виду период абсолютизма).

1. Понятие «пол» может использоваться в чисто биологическом смысле, т.е. для обозначения морфологических и физиологических различий, на основании которых люди, подобно другим живым существам, подразделяются на мужские и женские особи.

2. Понятие социального пола. Гендер – этот термин утвердился в западной литературе в конце 70-х гг. Термин «гендер» употребляется тогда, когда характеризуются нормы, стереотипы и социальные роли, считающиеся типичными и социально-желательными для тех, кого общество определяет как мужчин или женщин. 3. Собственно культурный смысл

Мужское и женское как таковое на этом уровне существуют как элементы следующих культурно-символических рядов: мужское – рациональное – духовное – божественное – культурное, женское – чувственное – телесное – греховное – природное. Многие, не связанные с полом, явления и понятия (например: божественное и земное) через существующие культурно-символические ряды отождествляются, ассоциируются с мужским или женским.

 

20. Соц. структура и личностью. Понятие о челов. индивидуальности Понятие личности имеет междисциплинарный статус. 1. Личность (в формальном, предельно абстрактном смысле) – это лицо, т.е. индивид как субъект деятельности, отношений.

2. психологический аспект В психологии личность – это то начало, которое связывает воедино различные психические процессы индивида и сообщает его поведению необходимую последовательность и устойчивость. 3. социологический аспект Личность – это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивида как члена той или иной социальной общности. Личность формируется в процессе социализации и проявляет себя в исполнении определённых социальных функций (социальных ролей) на основе социального статуса. 4. философский аспект Личность – это отдельное и самостоятельное, духовно активное бытие, определяющее себя через соотнесение с бытием как таковым (с Богом), а также с природой и обществом. Специфические признаки личности (согласно точке зрения Э.Ю. Соловьёва): 1. наличие самосознания и автономии (самозаконности) Индивид в качестве личности способен самостоятельно формулировать свои внутренние принципы – максимы, правила поведения, а также способен строго следовать им, т.е. индивид в качестве личности способен воплотить в поступке единство воли и убеждения. 2. Личность способна нести ответственность за свой персональный облик 3. Личность обладает способностью иметь общественную ценность, значимость, которая основана на моральной самозаконности. В историческом плане становление личности тесно связано с процессом социальной дифференциации, т.е. с процессом расчленения социального целого на взаимосвязанные элементы.

Социальная структура общества – это сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы (между социальными группами). Социальная группа – это относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения. Социальные группы всегда складываются в рамках исторически определённого общества. Предпосылки для автономизации (обособления) личности создают усложнение и дифференциация общественной деятельности. Маркс, Энгельс: «В ходе исторического развития вследствие того, что при разделении труда общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное, появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или иной отрасли труда и связанным с ней условиям».

В первобытном обществе отдельный человек не был самостоятельным по отношению к общине (община предполагает кровно-родственные связи). Для ранних стадий истории характерны численно небольшие, устойчивые общности (род, племя, семья), обеспечивавшие производство средств существования человека, воспроизводство самого человека, а также совместное противостояние силам природы. Традиционное общество. Происходит дальнейшее развитие социальной дифференциации, появляются новые виды социальных общностей (классы, касты, сословия, народности). Степень самостоятельности индивида по отношению к социальной общности является минимальной. Принадлежность к сословию или к касте, как правило, формирует и определяет самосознание индивида. Индустриальное общество. Происходит разрушение сословных рамок и дальнейшая социальная дифференциация. В числе возникающих больших социальных групп – классы нового исторического типа, а также новая этническая общность – нация. Быстрыми темпами идёт выделение индивида (в том числе в самосознании) из социальных групп на основе развития личных прав и обязанностей. Именно в индустриальном обществе утверждается идея формального равенства всех перед законом. Постиндустриальное (информационное) общество. Здесь развитие социального целого значительно (напрямую) зависит от личностного развития индивидов. Понятие индивидуальности очень сложное. В буквальном смысле индивидуальность – означает уникальность неделимого. В понятии человеческой индивидуальности отражаются следующие характеристики индивида: 1. характеристика индивида как разносторонне одарённого и универсально развитого 2. характеристика индивида как гармонично сочетающего в себе различные дарования при определяющем значении какого-то одного 3. характеристика индивида как творчески и свободно реализующего себя. Это точка зрения Э.Ю. Соловьёва. Понятие индивидуальности неправомерно противопоставлять понятию личности, т.к. в историческом (в онто- и филогенетическом) развитии эти феномены тесно взаимосвязаны и попеременно выступают как моменты друг друга, т.е. индивидуальность всегда находит в себе личность, а личность всегда находит в себе индивидуальность.

 

 





Подборка статей по вашей теме: