Понятие, структура, функции мировоззрения

Мировоззрение есть только у человека, это специфически человеческое явление.

Предпосылка мировоззрения – это самосознание человека, т.е. осознание двух групп противоположностей: 1. противоположность человеческого сообщества (того, что осознаётся как «мы») и остальной природы 2. противоположность личности (или «я») и социальной среды («не я»). Вторая группа противоположностей исторически возникает позже первой. Источник мировоззрения – это потребность человека (личности) осмыслить своё место в природном и социальном мире, понять систему отношений между «я» и «не я», «я» и «мы», «мы» и «не мы». Содержание мировоззрения – это особого рода знание, которое строится вокруг главной проблемы – отношения человека к миру в целом. Мировоззренческое знание – это знание о том 1. что для каждого человека означает слово «мир» 2. в чём состоит цель и смысл жизни человека 3. в каких отношениях между человеком и миром могут быть реализованы цель и смысл человеческого существования. Ответы на эти вопросы и формируют мировоззренческое знание. Мировоззренческое знание практически ориентировано – это значит, что оно формирует следующие компоненты содержания мировоззрения (элементы мировоззрения): 1. убеждения 2. ценностные ориентации и основанные на них жизненные цели и идеалы 3. принципы деятельности Элементы мировоззрения по Грибакину: 1. знания 2. ценности 3. вера 4. концепции жизненного пути. Функции мировоззрения: 1. объяснительная (познавательная) 2. жизненно-практическая. Формы мировоззрения, уровни: 1. мироощущение и мировосприятие 2. миропонимание На уровне миропонимания возникает такая специфическая деятельность человека как философствование. Субъекты мировоззрения – это те, кто его формирует, творцы и носители мировоззрения. Субъекты мировоззрения: 1. общество на определённом этапе его культурного развития. Именно в этом смысле мы говорим об исторических типах мировоззрения. 2. социальная группа (социальная общность). Например: национальное мировоззрение. 3. личность

Источники мировоззрения – это реальные проблемы, возникающие в жизни того или иного субъекта, которые, будучи осознанными, превращаются в вопросы. Источники мировоззрения:1. индивидуально-личностный источник Например: как надо себя вести, чтобы чувствовать себя счастливым? В чём цель и смысл моей жизни? 2. социально-групповой Воплотима ли в жизни общества социальная справедливость? Существует ли общественный прогресс и каковы его критерии? 3. внутринаучный – это проблемы, порождаемые развитием науки и научно-техническим прогрессом. Наука и техника – это средство процветания или самоуничтожения человечества? 4. эстетический Эстетическая потребность возникла в человеке тогда, когда он стал человеком. Эстетическая потребность – это потребность в гармонии. Следует ли жертвовать полезным ради прекрасного? Сводимо ли в конечном счёте прекрасное к полезному, а если не сводимо, то в чём смысл красоты для человека? Мировоззрение – это сложная и систематизированная совокупность представлений (взглядов), посредством которой человек осознаёт мир в его единстве, а также осознаёт своё отношение к миру и своё положение в мироздании.

Основной вопрос мировоззрения – это вопрос о взаимоотношениях части и целого.

 

8. Марксистское понимание сущности человека Сущность человека – это устойчивый комплекс взаимосвязанных специфических характеристик, необходимо присущих индивиду как представителю рода «человек» («человечество»), а также как представителю определённой (в том числе определённой конкретно-исторически) социальной общности.

Признаки сущности человека: 1. сущность человека имеет родовой характер

Сущность человека выражает своеобразие рода «человек», которое так или иначе представлено в каждом единичном экземпляре этого рода. Сущность человека включает совокупность черт, позволяющих судить о том, чем род «человек» отличается от прочих родов сущих, т.е. вещей или существ. Сущность присуща только роду. Носителем сущности является род, но не каждый экземпляр рода в отдельности. 2. сущность человека носит деятельный характер – это значит, что она формируется и существует лишь как сумма специфически человеческих видов деятельности. Деятельный характер сущности человека выражается через понятие «сущностные силы человека» - это универсальные возможности человека как родового существа, реализующиеся в процессе истории; это побудительные факторы и средства, а также способы человеческой деятельности (потребности, способности, знания, умения, навыки). Сущностные силы человека носят предметный характер. Каждой способности и, соответственно, каждой потребности человека соответствует свой предмет в мире культуры. Таким образом, сущностные силы человека предполагают наличие предметности особого рода – социальной предметности (см. фрагмент о человеке как предметном существе в «Экономико-философских рукописях» 1844 г. Карла Маркса // Советское собрание сочинений, том 42, стр. 118 – 124). 3. сущность человека носит общественный характер.

Индивид как родовое существо есть существо социальное. Человеческая сущность формируется в процессе совместной деятельности людей, а значит, предполагает определённые социальные формы этой деятельности, систему общественных отношений (например: система отношений, выражающая разделение трудовых функций в первобытном коллективе, а также принципы распределения произведённого продукта). Во внутреннем мире индивида эта система отношений представлена в виде ценностных и нормативных регуляторов: идеалы, цели, представления о должном, представления о справедливом, представления о различии социальных статусов и т.д. Все качества, присущие отдельны людям и отличающие одного человека от другого, являются общественными отношениями (таковыми являются ум человека, красота (привлекательность), талант, щедрость и т.д.) Каждое из этих качеств реализуется только как отношение данного человека (носителя этих качеств) к другому человеку. В этом указанном аспекте родовая сущность человека выступает как синоним социальной сущности. 4. сущность человека имеет конкретно-исторический изменчивый характер. Это означает, что

1) когда рождается новая человеческая особь (младенец), то человеческая сущность не рождается вместе с ней. Эта сущность формируется в деятельности индивида на протяжении всей его жизни. Особь превращается в индивида, когда попадает в общество других. 2) сущность человека меняется со сменой исторических эпох, т.е. со сменой типов общественных отношений. «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она (сущность человека) есть совокупность всех общественных отношений» (Карл Маркс «Тезисы о Фейербахе»).

 

 

10. Проблемы антропогенеза: религиозно-этический аспект В его рамках ставится проблема духовно-нравственных критериев человечности; это проблема становления человека как духовно-нравственного существа в истории родовой (т.е. человечества) и индивидуальной. Ницше в серии очерков «Несвоевременные размышления» высказал мнение о том, что в массовом масштабе человек ещё не возникал, потому что люди, погружённые в свои повседневные дела и заботы, отличаются от животных лишь тем, что они сознательно стремятся к тому же самому, что животное ищет слепым инстинктом.

Единственными представителями подлинной человечности являются 3 типа: философы,

художники, святые. Имеется в виду не профессия, а призвание. Философ – это тот, кто сознательно прокладывает свой жизненный путь, самостоятельно и обдуманно строит свою жизнь. Художник – это тот человек, который любое дело выполняет творчески, мастерски. Умеет подняться от рутины повседневности. Не боится неожиданностей.

Святой – это человек, исполненный любви к людям. Тот, кто умеет любить человека, лучшее в человеке. Умеет находить лучшее в других людях и в самом себе.

Согласно Ницше, для того чтобы оправдаться перед природой за своё существование каждый человек должен работать над воспитанием в себе философа, художника и святого.

В рамках религиозно-этического аспекта человек предстаёт не как биологическое и не как психологическое, а как метафизическое существо (метафизическое – в смысле сверхъестественное, не имеющее физических причин). Нет таких законов природы, согласно которым человек должен был бы творить добро другому человеку; и в этом смысле доброта, справедливость, любовь и т.п. являются предметами сверхъестественными; по законам природы человек не обязан обладать совестью.
В метафизическом смысле природа вообще не рождает людей, человек самостоятельно должен обеспечить себе второе рождение, т.е. каждый человек должен понимать, что помимо нашей повседневной жизни существует иной режим бытия. Человек, поскольку он является человеком, простирается (растягивается) между двумя мирами:

1. миром обыденного существования (человек существует как сознательное животное) и

2. миром, в котором человек живёт только лишь отдельные часы, но очень интенсивно, на пределе своих человеческих возможностей (это значит, что он живёт в состоянии любви, творчества, переживания прекрасного и возвышенного). Таким образом, человечность – это напряжённое состояние удерживания тех качеств, которые являются не природными, а духовными (и в этом смысле сверхъестественными); человек является человеком лишь до тех пор, пока он способен удерживаться в том режиме бытия, где он выступает свободным, любящим и творящим.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: