Проблема рациональности является стержневой проблемой современной мысли. Нет такого философа который не размышлял над этой проблемой.
Рациональность – требования совпадения к-л программы деятельности, к-л знания с принципами размума Гайденко «Проблема Рациональности на исходе 20 века»
В исторической ретроспективе можно трактовать рациональность исходя из 2х принципов: 1) единства и статики (определялся тип рациональности в течении 17-19вв)
- разум и его требования неизменны, неисторичные. Рац. 17-18 вв исходил из убеждения о том, что разум мыслит бытие и принципы рационального высказывания должны сохранять свое значение в любую эпоху и в любом культурно-историческом регионе.
Рациональность как разумность отождествлялась с научной рациональностью. Это занчит объяснение всех явлений с помощью установления м\ду ними причинно-следственной связи. в 17 в считалось что требования разума нашли свое воплощение в научном познании и знании >> научная деятельность это синоним и образ разумной деятельности.
|
|
2) плюрализма и историцизма (сер 19 в) Разум конкретно историчен в своих проявлениях.
Гегель вывел понятие «относительно истинного» для народа
К 60м годам 20 в плюрализм исторически сменяющих друг друга типов рациональности стал определяющей установкой научного мышления. Рациональность стала пониматься как исторически изменчивая. Не отождествляется с научной и естественно научной рациональностью. Разум проявляет себя в каждой форме культуры >> каждой форме присуща своя разумность. (миф как иррациональная форма познания имеет свою рациональность – он разумен) Рациональность: - новоевропейский тип (17-19вв)
Основан на противопоставлении принципа причинности и целесообразности.
Сфера целесообразного – сфераS человеч. деятельности и ее объективации (истории и культура). Природа.– системный объект, используемы человеком в своих целях, те природа лишена цели, смысла -постклассический тип (2 пол 20 в) – хайдегер
опирается на позиции Аристотеля и канта.Основной принцип разума – принцип цели.
Рациональность основывается на идее универсальной, объективной целесообразности.