Теория познания Канта

Иммануил кант (1724-1804) Его творчество принято делить на два периода

1 период на нач 1770гг осн сочинение «всеобщая естественная история и теория неба» этот период (докритический) связан с исслед-м ест-научн проблем, с убежденностью Канта в способ-ти чел-го ума познать скрытуюсущность мира.

2 период (критический) осн сочинения «критика частного разума», «критика практич разума», «критика способ-ти суждения». Задачу фил в этот период Кант видит в исслед-ии условий возможности предметов фил интересов(познание, мораль, религия) и в критическом испытании всякого догматизма. «критика чистого разума» - сформ-л задачи ф-ии в трех?

- что я могу знать?

- Что я должен знать?

- На что я смею надеяться?

Кант провозгласил взаимосвяз-ть с одной стороны чувств-го и содерж-го, а с др рацио-го и формального начал в научном познании. Научное позн предст собой синтез содержания, исходн эл-ми кот явлчувства и форма кот априорна (существ незави-мо от чувств-го опыта). По К всякое знание начин-ся с ощущений, но не все знание выводится из ощущений, часть наших знаний носит априорный характер, тк порождается познавательной. Апр формы –придают знанию необх и всеобщий хар-р, но при этом не превращают знание в отражение вещей, как они сущ сами по себе. Кант разл 2 понятия 1) вещь в себе, 20 феномен- вся познаваемая действ-ть, мир явлений, кот конструир-ся самим субъ-м познания путем синтеза априор форм и материала познания, в конечном счете доставл ощущения.

 

 

Проблема отчуждения в истории философии.

Отчуждение – ситуация когда человек своей деятельностью вызывает силысоциальные, то человек из творца превращается в раба.

По критике Феирбаха религиозного отчуждения в общем плане отчуждение хар-ся такой ситуацией, когда продукты человеческой деятельности преобретают своиства субьекта, а сам человек как деятель, как источник деятельности сводится к обьекту испытывающему на себе неконтролируемые воздействия со стороны этих продуктов.

Филосовская деятельность Маркса начилась с исследования проблемы отчуждения. Отчуждение – социальный прцесс, хар-сяпревращением в деятельность чел. И ее результата в самостоятельную среду господствующую над человеком и враждебную ему. Марксистское понимание отчуждения формировалось в полемике как с гегелевским так и феирбаховским пониманием отчуждения. Феирбах видел причину отчуждения в «ложном сознании»,а своей задачей считал критику этого ложного сознания напр. Религиозного сознания. Маркс трактоовал эту позицию как случай ложного сознания. По марксу путь к преодалениюотчуждения это не критика идей, а преобразование материальных основ общественной жизни. Поскольку по марксу история чел-ва представляет собой порождение человека трудом, то отчуждение человеческой сущности понимается марксом как производная от экономического отчуждения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: