Ничто и ужас. Метафизическое и нуминозное (по работам Р.Отто «Священное» и М.Хайдеггера «Что такое метафизика»)

Случается ли в бытии человека такая настроенность, которая, подводит его к самому Ничто?

Это может происходить и действительно происходит — хоть достаточно редко — только на мгновенья, в фундаментальном настроении ужаса (страха). Под этим “ужасом” мы понимаем не ту очень частую склонность ужасаться, которая, по сути дела, сродни излишней боязливости. Ужас в корне отличен от боязни. Мы боимся всегда того или другого конкретного сущего, которое нам в том или ином определенном отношении угрожает. Боязнь перед чем-то касается всегда тоже чего-то определенного. Поскольку боязни присуща эта очерченность причины и предмета, боязливый и робкий прочно связан вещами, среди которых находится. В стремлении спастись от чего-то — от этого вот — он теряется в отношении остального, т.е. в целом “теряет голову”.

При ужасе такое уже не происходит. ужасу присущь оцепенелый покой. Ужас всегда есть ужас перед чем-то и от чего-то, но не перед чем-то конкретным. и эта невозможность определить, перед чем же нас на самом деле берет ужас - "сущностная невозможность что бы то ни было определить"

В ужасе, мы говорим, “человеку делается жутко”. Что “делает себя” жутким и какому “человеку”? Мы не можем сказать, перед чем человеку жутко. Вообще делается жутко. Все вещи и мы сами тонем в каком-то безразличии9. Тонем, однако, не в смысле простого исчезновения, а вещи поворачиваются к нам этим своим оседанием как таковым. Это оседание сущего в целом наседает на нас при ужасе, подавляет нас. Не остается ничего для опоры. Остается и захлестывает нас — среди ускользания сущего — только это “ничего”.

Ужас приоткрывает Ничто..

 

То, что, охваченные жутью, мы часто силимся нарушить пустую тишину ужаса именно все равно какими словами, только указывает на присутствие Ничто. Что ужасом приоткрывается Ничто, человек сам подтверждает сразу же, как только ужас отступит. В ясновидении, держащемся на свежем воспоминании, нам приходится признать: там, перед чем и по поводу чего нас охватил ужас, не было, “собственно”, ничего. Так оно и есть: само Ничто — как таковое — явилось нам.

И после этого, снова возвращаемся к вопросу о Ничто. "Как обстоит дело с ничто?"

НИчто приоткрывается в настроении ужаса, но не как сущее и не как предмет. Ужас не является способом постижения ничто, ничто при ужасе выступает заодно с сущим в целом. ПРИ УЖасе сущее становится шатким, ничто дает о себе знать вместе с сущим и в сущем как целиком ускользающим. НИЧТО - это ускользающее сущее.

НИЧТО - ничтожение. Оно не уничтожение сущего и не результат отрицания. Ничто само ничтожит.

СУщество изначально ничтожающего Ничто заключается в том, что оно впервые ставит наше бытие перед сущим как таковым. Только на основе ничто человеческое бытие может подойти к сущему и вникнуть в него. ПОСКОЛЬКУ наше бытие стоит в отношении к сущему, одновременно является сущим и не является им, в качестве такого бытия оно всегда происходит из уже заранее открывшегося Ничто.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: