Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «030300 Психология»:
- готов кпониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии – ОК-2;
- готов квладению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений – ОК-3.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Иметь представление
- о роли нервной системы в обеспечении высших психических функций, процессах получения и переработки сенсорной информации, интегративных процессах в разных отделах нервной системы.
знать:
- общие закономерности и возрастные особенности нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих ВНД;
- условнорефлекторную теорию и теорию функциональных систем, особенности работы анализаторов, нейродинамические компоненты обеспечения психических процессов.
- значение сенсорных и двигательных центров речи для психического развития;
|
|
- основные критерии и способы определения физиологических свойств нервной системы;
- причины, приводящие к нарушениям высшей нервной деятельности.
уметь:
- определять свойства нервной системы, межполушарную асимметрию, поле зрения, скрытое косоглазие, дифференциальные пороги кожной чувствительности.
приобрести навыки:
- использовать знания по физиологии высшей нервной деятельности для анализа высших психических функций.
- использовать полученные теоретические и практические навыки для организации психологической деятельности;
- учитывать возрастные и половые особенности деятельности нервной системы для выявления специфики психического функционирования индивида;
- проводить беседы на темы функционирования нервной системы и значения ее работы для нормальной психической деятельности.
- использования знаний по физиологии ВНД для анализа психологических особенностей индивида.
Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
№ п/п | Наименование раздела/темы дисциплины | Кол-во часов | Коды компетенций | |
ОК2 | ОК3 | |||
Раздел 1. Общая физиология сенсорных систем | ||||
1. | Предмет и методы изучения ВНД и СС. Структура сенсорной системы (анализатора) и функции ее отделов, особенности, характеризующие проведение сигналов по сенсорной системе. Зрительный анализатор | + | + | |
2. | Слуховой, вестибулярный, соматосенсорный анализаторы: строение, функции | + | + | |
Раздел 2. Нейрофизиологические механизмы высших психических функций | ||||
3. | Формы поведения и научения. Условный рефлекс как форма ассоциативного обучения. Проблема замыкания и изменения временной связи | + | + | |
4. | Потребности и мотивации, как основа направленного поведения. Роль эмоциональных компонентов в процессах ВНД | + | + | |
5. | Интегративная деятельность мозга как основа отражения действительности и мыслительных процессов. Межполушарная асимметрия. Двигательные системы | + | + | |
6. | Физиологические механизмы памяти. Роль памяти в процессах научения | + | + | |
7. | Роль функциональных состояний в процессах ВНД | + | + | |
Раздел 3. Особенности высшей нервной деятельности человека | ||||
8. | Свойства нервной системы и их сочетание, как основа нейродинамической конституции | + | + | |
9. | Первая и вторая сигнальные системы, специфически человеческие типы ВНД – художественный и мыслительный | + | + | |
Итого: |
|
|
Объем дисциплины