Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Заочная (полная) Заочная (сокращенная)
Номера семестров:      
Аудиторные занятия (всего): В том числе: 28/0,77    
  Лекции (Л) 10/0,28    
Практические занятия (ПЗ)      
Семинарские занятия (СЗ) 10/0,27    
Лабораторные работы (ЛР) 8/0,22    
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: 44/1,23    
  Реферат 10/0,28    
Эссе 10/0,28    
Конспект в рабочей тетради 10/0,28    
Аналитическая таблица 4/0,11    
Исследовательский проект (курсовая работа)      
Другие виды самостоятельной работы: Подготовка презентации по теме 10/0,28    
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы 72/2    
Входной контроль(вид, № семестра) Тест, 3    
Текущий контроль(вид, № семестра) К.р., проверка СРС    
Форма промежуточной аттестации(зачет), № семестра      

 

Распределение часов по темам и видам учебной работы

№ п/п Раздел/ тема Неделя семестра Всего час. Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах)
Аудиторная работа Сам. Работа
Лек. Сем. Пр. Лаб. Обяз. Доп.
1. Предмет и методы изучения ВНД и СС. Структура сенсорной системы (анализатора) и функции ее отделов, особенности, характеризующие проведение сигналов по сенсорной системе. Зрительный анализатор   1,2                
2. Слуховой, вестибулярный, соматосенсорный анализаторы: строение, функции   3,4                  
3. Формы поведения и научения. Условный рефлекс как форма ассоциативного обучения. Проблема замыкания и изменения временной связи   4,5              
4. Потребности и мотивации, как основа направленного поведения. Роль эмоциональных компонентов в процессах ВНД   5-6                  
5. Интегративная деятельность мозга как основа отражения действительности и мыслительных процессов. Межполушарная асимметрия. Двигательные системы   7-9                  
6. Физиологические механизмы памяти. Роль памяти в процессах научения   8-10                  
7. Роль функциональных состояний в процессах ВНД     9-12                        
8. Свойства нервной системы и их сочетание, как основа нейродинамической конституции     10-13                          
9. Первая и вторая сигнальные системы, специфически человеческие типы ВНД – художественный и мыслительный   14-17                  
Всего:                

 

5. Содержание дисциплины:

 

Все, изучавшиеся студентами в курсе «Нейрофизиология» фундаментальные процессы и механизмы функционирования нейронов, нейронных сетей, нервных центров, отделов нервной системы, представляют собой основу для изучения физиологии ВНД и сенсорных систем. По мнению академика П.В.Симонова «...науку о высшей нервной деятельности можно определить как науку о мозговых механизмах поведения и психики, базирующуюся на рефлекторной теории в ее современном виде, обогащенном достижениями целого ряда дисциплин ХХ столетия».

Программа дисциплины

Раздел 1. Физиология сенсорных систем

Тема 1. Предмет и методы изучения ВНД и СС. Структура сенсорной системы (анализатора) и функции ее отделов, особенности, характеризующие проведение сигналов по сенсорной системе. Зрительный анализатор.

Методологические аспекты теории высшей нервной деятельности и поведения. Исторические этапы развития рефлекторной теории. Методологические основы павловского направления в физиологии. Принципы рефлекторной теории: детерминизм, анализ и синтез, структурность. Условно-рефлекторные методики исследования поведения. А.А.Ухтомский и его принцип доминанты. Структура поведенческого акта П.К.Анохина.

Понятия “сенсорная система”, “анализатор”. Философские аспекты исследования сенсорных систем. Понятие адекватности раздражителей. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. Степенная функция Стивенса. Анализ и синтез сложных раздражителей.

Виды и расположение рецепторов. Контактные и дистантные, первично- и вторичночувствующие рецепторы. Электрофизиология рецепторов. Методы измерения порогов раздражения. Рецепторный потенциал. Адаптация.

Элементы проводникового отдела. Контакты первичных афферентов с рецепторами. Виды переработки информации в “переключательных” отделах анализатора. Способы кодирования, декодирования и перекодирования информации.

Первичные и вторичные поля коры. Вызванные потенциалы, их особенности в разных полях и слоях коры. Слои коры. Колоночная организация коры.

Тема 2. Зрительный, слуховой, вестибулярный, соматосенсорный анализаторы: строение, функции

Устройство органа зрения. Его формирование в фило- и онтогенезе. Преломляющая система и ее регулирование. Виды мышц глазного яблока, их иннервация и регуляция. Бинокулярное зрение, конвергенция, объемность изображения.

Устройство сетчатки. Фоторецепторы, их расположение, преобразование световых сигналов. Свойства биполярных, горизонтальных, амакриновых и ганглиозных клеток сетчатки. Световая и темновая адаптация. Организация рецептивных полей ганглиозных клеток.

Рецептивные поля наружного коленчатого тела. Простые, сложные и сверхсложные нейроны зрительной коры. Ретинотопическая проекция. Слоистое строение зрительной коры. Организация нейронов зрительной коры в колонки. Нейроны, избирательные к ориентации элементов изображения.

Цветовое зрение. Трехкомпонентная теория цветового зрения. Оппонентные нейроны. Детекторы цвета. Нарушения цветового зрения.

Устройство наружного, среднего и внутреннего уха. Кортиев орган. Ход звуковой волны. Различение интенсивности, частоты, длительности тонов. Микрофонный эффект улитки и его регистрация. Первичные афференты спирального ганглия. Нейроны кохлеарных ядер, верхней оливы, медиального коленчатого тела, особенности переработки звуковых сигналов на разных уровнях слухового анализатора. Нейроны слуховой коры. Улиткотопия. Нейроны, избирательные в отношении звуковых комплексов, скорости и направления модуляции по частоте и интенсивности. Биноуральный слух. Биноуральные нейроны верхней оливы. Детекторы новизны звука в нижних буграх четверохолмия. Нейронные механизмы фонематического слуха.

Расположение и устройство рецепторного отдела вестибулярного анализатора. Нейронные механизмы кодирования направления вектора силы тяжести. Пороги чувствительности рецепторов отолитового аппарата и полукружных каналов. Вестибулярные ядра, многочисленность их связей.

Виды кожной чувствительности: механо-, термо- и ноцирецепция. Методы их исследования. Проприорецепторы – мышечные веретена, их адекватные раздражители. Рецепторы внутренних органов. Структура соматосенсорного анализатора. Спинно-бульбарные и спинно-таламические пути передачи соматосенсорной информации. Система медиальной петли и экстралемнисковая система как специфический и неспецифический пути передачи информации. Теории кожной чувствительности. Соматосенсорная кора: проекции тела, колоночная организация.

 

Раздел 2. Нейрофизиологические механизмы высших психических функций

Тема 3. Формы поведения и научения. Условный рефлекс как форма ассоциативного обучения. Проблема замыкания и изменения временной связи

Представления об организации взаимоотношений организма и среды. Взаимообусловленность развития нервной системы и расширения форм взаимодействия организма со средой. Наследственно детерминированные формы поведения. Инстинкты как форма врожденного поведения. Концепция растормаживания программы инстинктивного поведения, этапы инстинктивного поведения. Особенности ориентировочного рефлекса, его роль в поведенческих реакциях организма. Импринтинг как особая форма поведения.

Виды адаптивного поведения и их зависимость от индивидуального научения. Категории и формы обучения: облигатное, ассоциативное, когнитивное.

Натуральные и искусственные условные рефлексы (УР). Классические и инструментальные УР. Правила образования и динамика выработки УР. Функция подкрепления. Стадии генерализации и специализации УР. Цепные УР. УР второго и высших порядков. Виды торможения УР. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий: иррадиация, концентрация. Взаимная индукция.

Физиологические основы механизмов образования временной связи. Роль доминанты в механизмах замыкания временной связи, ее нейрофизиологические механизмы. Механизмы пластичности синаптических контактов в ЦНС. Синапс Хебба. Роль постсинаптических рецепторов в экспрессии генов и замыкании временной связи. Теория П.К.Анохина о механизмах торможения условных рефлексов.

 

Тема 4. Потребности и мотивации, как основа направленного поведения. Роль эмоциональных компонентов в процессах ВНД

Теоретическая и экспериментальная разработка вопросов значения мотиваций для рефлекторной деятельности: виды потребностей человека и животных, мотивация как опредмеченная потребность. Общие свойства мотиваций. Доминантность мотиваций. Роль эмоций в организации целенаправленного поведения. Теории эмоций. Методики исследования эмоциональных состояний. Виды и проявления эмоций. Нейроанатомия и нейрохимия мотиваций и эмоциональных состояний. Эмоциональный стресс. Связь между потребностями, количеством и качеством информации и эмоциями. Эмоции и вегетативная нервная система.

Тема 5. Интегративная деятельность мозга как основа отражения действительности и мыслительных процессов. Межполушарная асимметрия. Двигательные системы

Принципы и значение интегративной деятельности. Интегративные системы разных уровней ЦНС. Эволюция и онтогенез интегративных систем.

Основные дихотомии доминирования полушарий. Виды асимметрий.

Нейрофизиологическая основа замысла движения: потенциал ожидания и потенциал готовности. Уровень произвольности и программа движения. Стратегия и тактика движения. Иерархия двигательных систем, их вклад в организацию движения.

Тема 6. Физиологические механизмы памяти. Роль памяти в процессах научения

Память как единство процессов запоминания, хранения и воспроизведения прошлого опыта. Кратковременная и долговременная память. Электрофизиологичекие корреляты обучения. Синаптические механизмы памяти. Нейроанатомия и нейрохимия памяти. Обучающиеся нейроны. Роль префронтальной коры в оперативной памяти.

Тема 7. Роль функциональных состояний в процессах ВНД

Биоритмология как наука о смене функциональных состояний организма. Виды биоритмов. Циркадианные ритмы организма. Цикл “сон-бодрствование”. Данные о “центрах” сна и бодрствования. Электрическая активность в цикле “сон-бодрствование”. Медленный и быстрый сон, их значение в деятельности мозга и функциональном состоянии организма. Патологические формы сна.

 

Раздел 3. Особенности высшей нервной деятельности человека

Тема 8. Свойства нервной системы и их сочетание, как основа нейродинамической конституции

Теории индивидуальности. Теория И.П.Павлова о типах ВНД. Вклад Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына, В.С.Мерлина в учение о типах ВНД. Свойства нервной системы и их взаимодействие и сочетание. Роль внешней среды в формировании фенотипа ВНД. Темперамент в структуре индивидуальности.

Тема 9. Первая и вторая сигнальные системы, специфически человеческие типы ВНД – художественный и мыслительный

Слово как сигнал сигналов. Функция речи. Механизмы восприятия речи. Внутренняя речь и ее электромиографическое исследование. Развитие речи у ребенка. Речевые функции полушарий. Правило Брока и его нарушения. Электрическая и метаболическая активность мозга при разных видах деятельности. Мозг и сознание. Художественный и мыслительный типы ВНД, их вклад в становление личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: