Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения | |||
Очная | Заочная (полная) | Заочная (сокращенная) | ||
Номера семестров: | ||||
Аудиторные занятия (всего): В том числе: | 28/0,77 | |||
Лекции (Л) | 10/0,28 | |||
Практические занятия (ПЗ) | ||||
Семинарские занятия (СЗ) | 10/0,27 | |||
Лабораторные работы (ЛР) | 8/0,22 | |||
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: | 44/1,23 | |||
Реферат | 10/0,28 | |||
Эссе | 10/0,28 | |||
Конспект в рабочей тетради | 10/0,28 | |||
Аналитическая таблица | 4/0,11 | |||
Исследовательский проект (курсовая работа) | ||||
Другие виды самостоятельной работы: Подготовка презентации по теме | 10/0,28 | |||
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы | 72/2 | |||
Входной контроль(вид, № семестра) | Тест, 3 | |||
Текущий контроль(вид, № семестра) | К.р., проверка СРС | |||
Форма промежуточной аттестации(зачет), № семестра |
Распределение часов по темам и видам учебной работы
№ п/п | Раздел/ тема | Неделя семестра | Всего час. | Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах) | |||||
Аудиторная работа | Сам. Работа | ||||||||
Лек. | Сем. | Пр. | Лаб. | Обяз. | Доп. | ||||
1. | Предмет и методы изучения ВНД и СС. Структура сенсорной системы (анализатора) и функции ее отделов, особенности, характеризующие проведение сигналов по сенсорной системе. Зрительный анализатор | 1,2 | |||||||
2. | Слуховой, вестибулярный, соматосенсорный анализаторы: строение, функции | 3,4 | |||||||
3. | Формы поведения и научения. Условный рефлекс как форма ассоциативного обучения. Проблема замыкания и изменения временной связи | 4,5 | |||||||
4. | Потребности и мотивации, как основа направленного поведения. Роль эмоциональных компонентов в процессах ВНД | 5-6 | |||||||
5. | Интегративная деятельность мозга как основа отражения действительности и мыслительных процессов. Межполушарная асимметрия. Двигательные системы | 7-9 | |||||||
6. | Физиологические механизмы памяти. Роль памяти в процессах научения | 8-10 | |||||||
7. | Роль функциональных состояний в процессах ВНД | 9-12 | |||||||
8. | Свойства нервной системы и их сочетание, как основа нейродинамической конституции | 10-13 | |||||||
9. | Первая и вторая сигнальные системы, специфически человеческие типы ВНД – художественный и мыслительный | 14-17 | |||||||
Всего: |
5. Содержание дисциплины:
Все, изучавшиеся студентами в курсе «Нейрофизиология» фундаментальные процессы и механизмы функционирования нейронов, нейронных сетей, нервных центров, отделов нервной системы, представляют собой основу для изучения физиологии ВНД и сенсорных систем. По мнению академика П.В.Симонова «...науку о высшей нервной деятельности можно определить как науку о мозговых механизмах поведения и психики, базирующуюся на рефлекторной теории в ее современном виде, обогащенном достижениями целого ряда дисциплин ХХ столетия».
Программа дисциплины
Раздел 1. Физиология сенсорных систем
Тема 1. Предмет и методы изучения ВНД и СС. Структура сенсорной системы (анализатора) и функции ее отделов, особенности, характеризующие проведение сигналов по сенсорной системе. Зрительный анализатор.
Методологические аспекты теории высшей нервной деятельности и поведения. Исторические этапы развития рефлекторной теории. Методологические основы павловского направления в физиологии. Принципы рефлекторной теории: детерминизм, анализ и синтез, структурность. Условно-рефлекторные методики исследования поведения. А.А.Ухтомский и его принцип доминанты. Структура поведенческого акта П.К.Анохина.
Понятия “сенсорная система”, “анализатор”. Философские аспекты исследования сенсорных систем. Понятие адекватности раздражителей. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. Степенная функция Стивенса. Анализ и синтез сложных раздражителей.
Виды и расположение рецепторов. Контактные и дистантные, первично- и вторичночувствующие рецепторы. Электрофизиология рецепторов. Методы измерения порогов раздражения. Рецепторный потенциал. Адаптация.
Элементы проводникового отдела. Контакты первичных афферентов с рецепторами. Виды переработки информации в “переключательных” отделах анализатора. Способы кодирования, декодирования и перекодирования информации.
Первичные и вторичные поля коры. Вызванные потенциалы, их особенности в разных полях и слоях коры. Слои коры. Колоночная организация коры.
Тема 2. Зрительный, слуховой, вестибулярный, соматосенсорный анализаторы: строение, функции
Устройство органа зрения. Его формирование в фило- и онтогенезе. Преломляющая система и ее регулирование. Виды мышц глазного яблока, их иннервация и регуляция. Бинокулярное зрение, конвергенция, объемность изображения.
Устройство сетчатки. Фоторецепторы, их расположение, преобразование световых сигналов. Свойства биполярных, горизонтальных, амакриновых и ганглиозных клеток сетчатки. Световая и темновая адаптация. Организация рецептивных полей ганглиозных клеток.
Рецептивные поля наружного коленчатого тела. Простые, сложные и сверхсложные нейроны зрительной коры. Ретинотопическая проекция. Слоистое строение зрительной коры. Организация нейронов зрительной коры в колонки. Нейроны, избирательные к ориентации элементов изображения.
Цветовое зрение. Трехкомпонентная теория цветового зрения. Оппонентные нейроны. Детекторы цвета. Нарушения цветового зрения.
Устройство наружного, среднего и внутреннего уха. Кортиев орган. Ход звуковой волны. Различение интенсивности, частоты, длительности тонов. Микрофонный эффект улитки и его регистрация. Первичные афференты спирального ганглия. Нейроны кохлеарных ядер, верхней оливы, медиального коленчатого тела, особенности переработки звуковых сигналов на разных уровнях слухового анализатора. Нейроны слуховой коры. Улиткотопия. Нейроны, избирательные в отношении звуковых комплексов, скорости и направления модуляции по частоте и интенсивности. Биноуральный слух. Биноуральные нейроны верхней оливы. Детекторы новизны звука в нижних буграх четверохолмия. Нейронные механизмы фонематического слуха.
Расположение и устройство рецепторного отдела вестибулярного анализатора. Нейронные механизмы кодирования направления вектора силы тяжести. Пороги чувствительности рецепторов отолитового аппарата и полукружных каналов. Вестибулярные ядра, многочисленность их связей.
Виды кожной чувствительности: механо-, термо- и ноцирецепция. Методы их исследования. Проприорецепторы – мышечные веретена, их адекватные раздражители. Рецепторы внутренних органов. Структура соматосенсорного анализатора. Спинно-бульбарные и спинно-таламические пути передачи соматосенсорной информации. Система медиальной петли и экстралемнисковая система как специфический и неспецифический пути передачи информации. Теории кожной чувствительности. Соматосенсорная кора: проекции тела, колоночная организация.
Раздел 2. Нейрофизиологические механизмы высших психических функций
Тема 3. Формы поведения и научения. Условный рефлекс как форма ассоциативного обучения. Проблема замыкания и изменения временной связи
Представления об организации взаимоотношений организма и среды. Взаимообусловленность развития нервной системы и расширения форм взаимодействия организма со средой. Наследственно детерминированные формы поведения. Инстинкты как форма врожденного поведения. Концепция растормаживания программы инстинктивного поведения, этапы инстинктивного поведения. Особенности ориентировочного рефлекса, его роль в поведенческих реакциях организма. Импринтинг как особая форма поведения.
Виды адаптивного поведения и их зависимость от индивидуального научения. Категории и формы обучения: облигатное, ассоциативное, когнитивное.
Натуральные и искусственные условные рефлексы (УР). Классические и инструментальные УР. Правила образования и динамика выработки УР. Функция подкрепления. Стадии генерализации и специализации УР. Цепные УР. УР второго и высших порядков. Виды торможения УР. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий: иррадиация, концентрация. Взаимная индукция.
Физиологические основы механизмов образования временной связи. Роль доминанты в механизмах замыкания временной связи, ее нейрофизиологические механизмы. Механизмы пластичности синаптических контактов в ЦНС. Синапс Хебба. Роль постсинаптических рецепторов в экспрессии генов и замыкании временной связи. Теория П.К.Анохина о механизмах торможения условных рефлексов.
Тема 4. Потребности и мотивации, как основа направленного поведения. Роль эмоциональных компонентов в процессах ВНД
Теоретическая и экспериментальная разработка вопросов значения мотиваций для рефлекторной деятельности: виды потребностей человека и животных, мотивация как опредмеченная потребность. Общие свойства мотиваций. Доминантность мотиваций. Роль эмоций в организации целенаправленного поведения. Теории эмоций. Методики исследования эмоциональных состояний. Виды и проявления эмоций. Нейроанатомия и нейрохимия мотиваций и эмоциональных состояний. Эмоциональный стресс. Связь между потребностями, количеством и качеством информации и эмоциями. Эмоции и вегетативная нервная система.
Тема 5. Интегративная деятельность мозга как основа отражения действительности и мыслительных процессов. Межполушарная асимметрия. Двигательные системы
Принципы и значение интегративной деятельности. Интегративные системы разных уровней ЦНС. Эволюция и онтогенез интегративных систем.
Основные дихотомии доминирования полушарий. Виды асимметрий.
Нейрофизиологическая основа замысла движения: потенциал ожидания и потенциал готовности. Уровень произвольности и программа движения. Стратегия и тактика движения. Иерархия двигательных систем, их вклад в организацию движения.
Тема 6. Физиологические механизмы памяти. Роль памяти в процессах научения
Память как единство процессов запоминания, хранения и воспроизведения прошлого опыта. Кратковременная и долговременная память. Электрофизиологичекие корреляты обучения. Синаптические механизмы памяти. Нейроанатомия и нейрохимия памяти. Обучающиеся нейроны. Роль префронтальной коры в оперативной памяти.
Тема 7. Роль функциональных состояний в процессах ВНД
Биоритмология как наука о смене функциональных состояний организма. Виды биоритмов. Циркадианные ритмы организма. Цикл “сон-бодрствование”. Данные о “центрах” сна и бодрствования. Электрическая активность в цикле “сон-бодрствование”. Медленный и быстрый сон, их значение в деятельности мозга и функциональном состоянии организма. Патологические формы сна.
Раздел 3. Особенности высшей нервной деятельности человека
Тема 8. Свойства нервной системы и их сочетание, как основа нейродинамической конституции
Теории индивидуальности. Теория И.П.Павлова о типах ВНД. Вклад Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына, В.С.Мерлина в учение о типах ВНД. Свойства нервной системы и их взаимодействие и сочетание. Роль внешней среды в формировании фенотипа ВНД. Темперамент в структуре индивидуальности.
Тема 9. Первая и вторая сигнальные системы, специфически человеческие типы ВНД – художественный и мыслительный
Слово как сигнал сигналов. Функция речи. Механизмы восприятия речи. Внутренняя речь и ее электромиографическое исследование. Развитие речи у ребенка. Речевые функции полушарий. Правило Брока и его нарушения. Электрическая и метаболическая активность мозга при разных видах деятельности. Мозг и сознание. Художественный и мыслительный типы ВНД, их вклад в становление личности.