Раздел 1. Занятие 1. Предмет и методы изучения ВНД и СС. Структура сенсорной системы (анализатора) и функции ее отделов, особенности, характеризующие проведение сигналов по сенсорной системе
Вид занятия – практическое с лабораторной работой.
Вопросы для подготовки:
1. Методы изучения высшей нервной деятельности, как физиологических основ психических функций.
2. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. Степенная функция Стивенса.
3. Структуры анализатора, функции и значение отделов анализатора.
4. Отделы зрительного анализатора. Расположение и связи основных элементов сетчатки, клетки с «on» и «off» центрами.
5. Центральная обработка зрительной информации.
6. Ощущение пространства как функция бинокулярного зрения.
Список литературы
Основной:
Батуев В.С Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008. – 320 с.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.
Руководство к практическим занятиям по физиологии. М. «Медицина». 1988.
|
|
Дополнительный:
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009. – 336 с.
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М. 1988.
Кейдель В.Д. Физиология органов чувств. Часть 1 Общая физиология органов чувств и зрительная система. М.: «Медицина». 1975.
Физиология сенсорных систем / Под ред. Я.А.Альтмана. СПб.: «Паритет», 2003.
Плужников М.П., Рязанцев С.В. Среди запахов и звуков. М. 1991.
Раздел 1. Занятие 2. Слуховой, вестибулярный, соматосенсорный анализаторы: строение, функции.
Вид занятия: практическое с лабораторной работой.
Цель занятия: разобрать теоретические вопросы, выполнить лабораторные работы.
Вопросы для подготовки:
1. Строение слухового анализатора, особенности и функции его отделов.
2. Внутреннее ухо: кортиев орган, макулы и купулы вестибулярного аппарата.
3. Значение вестибулярного анализатора для организации движений.
4. Виды и расположение кожных рецепторов. Их адекватные раздражители.
5. Специфические и неспецифические пути передачи информации от кожных рецепторов.
6. Корковый анализ кожной чувствительности (мозговой гомункулюс).
7. Теории общей кожной чувствительности (Фрея, Геда, Нейфа).
Список литературы
Основной:
Батуев В.С Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008, 320 с.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.
Дополнительный:
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009. – 336 с.
|
|
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М. 1988.
Кейдель В.Д. Физиология органов чувств. Часть 1 Общая физиология органов чувств и зрительная система. М.: «Медицина». 1975.
Физиология сенсорных систем / Под ред. Я.А.Альтмана. СПб.: «Паритет», 2003.
Плужников М.П., Рязанцев С.В. Среди запахов и звуков. М. 1991.
Раздел 2. Занятие 3. Формы поведения и научения. Условный рефлекс как форма ассоциативного обучения. Проблема замыкания и изменения временной связи
Вид занятия – семинар.
Вопросы для подготовки:
1. Врожденные и приобретенные формы адаптивного поведения. Ориентировочный рефлекс (ОР), как целостная реакция на новизну.
2. Связь разных форм неассоциативного обучения и поведения: нейрофизиологические механизмы и значение габитуации и сенситизации, особенности импринтинга и подражательной деятельности.
3. Условный рефлекс УР) как форма ассоциативного обучения. Влияние на поведенческие реакции классического и инструментального УР.
4. Правила выработки УР в эксперименте.
5. Внешнее и внутреннее торможение УР
6. Замыкание временной связи как механизм формирования рефлекторной дуги УР.
7. Развитие форм поведения и обучения в фило- и онтогенезе. Теория диссолюции и теория системогенеза.
Список литературы
Основной:
Батуев В.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008, 320 с.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.
Дополнительный:
Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М. 1991. – 256 с.
Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М. 1988. – 367 с.
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009. – 336 с.
Раздел. 2.Занятие 4. Потребности и мотивации, как основа направленного поведения. Роль эмоциональных компонентов в процессах ВНД
Вид занятия – семинар.
Вопросы для подготовки:
1. Потребность как движущая сила поведения. Виды потребностей.
2. Мотивация и мотивационное возбуждение: констелляция центров при мотивационном возбуждении; физиологические свойства мотивационного возбуждения.
3. Нейроанатомия и нейрохимия мотивационного возбуждения (МВ):
4. Простые, дифференцированные и сложные эмоции: принципы подразделения.
5. Эмоциональное состояние и эмоциональное выражение (по Вальдману).
6. Эмоция как функция потребности и информации (по П.В.Симонову).
7. Роль вегетативной нервной системы в эмоциональных реакциях.
8. Эмоция и стресс. Влияние силы и знака эмоций на поведение.
Список литературы
Основной:
Батуев В.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008, 320 с.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.
Дополнительный:
Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М. 1991. – 256 с.
Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М. 1988. – 367 с.
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009 – 336 с.
Раздел 2. Занятие 5. Интегративная деятельность мозга как основа отражения действительности и мыслительных процессов. Межполушарная асимметрия. Двигательные системы
Вид занятия – семинар.
Вопросы для подготовки:
1. Интегративная деятельность мозга и ее значение для создания целостной картины.
2. Интеграция как функция отдельного нейрона, значение синаптических контактов в суммировании сигналов на нейроне;
3. Роль ретикулярной формации (РФ) в интегративной деятельности
4. Таламо-париетальная система, типы нейронов париетальной коры.
5. Таламо-фронтальная система, особенности фронтальных ассоциативных зон.
6. Эволюция интегративных систем, их значение для филогенеза и онтогенеза.
|
|
7. Интегративные свойства и иерархия двигательных систем.
8. Потенциал готовности и потенциал ожидания, как нейрофизиологические корреляты сознательного управления движениями.
- Межполушарная асимметрия: право- левополушарные дихотомии, их роль в целостной деятельности мозга.
Список литературы
Основной:
Батуев В.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008, 320 с.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.
Дополнительный:
Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М. 1991. – 256 с.
Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М. 1988. – 367 с.
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009 – 336 с.
Раздел 2. Занятие 6. Физиологические механизмы памяти. Роль памяти в процессах научения
Вид занятия – семинар.
Вопросы для подготовки:
1. Виды памяти. Их временные характеристики и способы забывания.
2. Кратковременная память, ее объем. Характер нарушений памяти у больных с повреждениями гиппокампа.
3. Теория реверберации как вероятный механизм кратковременной памяти.
4. Процессы консолидации и реорганизации при запоминании.
5. Память как единство процессов запоминания, сохранения и извлечения информации.
Список литературы
Основной:
Батуев В.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008, 320 с.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.
Дополнительный:
Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М. 1991. – 256 с.
Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М. 1988. – 367 с.
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009 – 336 с.
Раздел 2. Занятие 7. Роль функциональных состояний в процессах ВНД
Вид занятия – семинар.
Вопросы для подготовки:
1. Виды биоритмов. Циркадианные ритмы, их синхронизация и десинхронизация. Значение циклического изменения функций организма для его жизнедеятельности;
|
|
2. Электрофизиологические характеристики некоторых функциональных состояний:
3. Частота и амплитуда ритмов сна и бодрствования;
4. Понятие десинхронизации и синхронизации ЭЭГ-ритма;
5. Медленный сон, его характеристика, значение.
6. Быстрый сон, его особенности, длительность, значение.
7. Основные теории сна.
8. Мозговые структуры, участвующие в организации сна.
9. Сноподобные состояния (летаргический сон, снохождение, гипноз).
Список литературы
Основной:
Батуев В.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008, 320 с.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.
Дополнительный:
Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М. 1991. – 256 с.
Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М. 1988. – 367 с.
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009 – 336 с.
Раздел 3. Занятие 8. Свойства нервной системы и их сочетание, как основа нейродинамической конституции
Вид занятия – практическое с лабораторной работой.
Вопросы для подготовки:
1. Характеристика свойств нервной системы по И.П.Павлову.
2. Дополнительные свойства нервной системы (по Теплову, Небылицыну).
3. Методы исследования свойств нервной системы.
4. Многообразие сочетаний свойств нервной системы.
5. Наследование и воспитание свойств нервной системы.
Список литературы
Основной:
Батуев В.С Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008. – 320 с.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.
Руководство к практическим занятиям по физиологии. М. «Медицина». 1988.
Компьютерная программа по определению свойств нервной системы.
Дополнительный:
Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М. 1991. – 256 с.
Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М. 1988. – 367 с.
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009 – 336 с.
Раздел 3. Занятие 9. Первая и вторая сигнальные системы, специфически человеческие типы ВНД – художественный и мыслительный
Вид занятия – семинар.
Вопросы для подготовки:
1. Функциональная асимметрия полушарий мозга, ее значение в процессах ВНД.
2. Структура и взаимоотношения речевых центров. Развитие речи, связь речи с мышлением.
3. Первая и вторая сигнальные системы действительности. Их влияние на процессы ВНД.
4. Типы нервной деятельности детей и подростков. Особенности соотношения возбуждения и торможения в разные периоды роста и развития.
5. Влияния на ВНД внешних и внутренних факторов. Срывы ВНД.
6. Специфически человеческие типы ВНД – художественный и мыслительный.
Список литературы
Основной:
Батуев В.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008, 320 с.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.
Дополнительный:
Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М. 1991. – 256 с.
Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М. 1988. – 367 с.
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009 – 336 с.