Содержание семинарских и практических занятий

Раздел 1. Занятие 1. Предмет и методы изучения ВНД и СС. Структура сенсорной системы (анализатора) и функции ее отделов, особенности, характеризующие проведение сигналов по сенсорной системе

Вид занятия – практическое с лабораторной работой.

Вопросы для подготовки:

1. Методы изучения высшей нервной деятельности, как физиологических основ психических функций.

2. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. Степенная функция Стивенса.

3. Структуры анализатора, функции и значение отделов анализатора.

4. Отделы зрительного анализатора. Расположение и связи основных элементов сетчатки, клетки с «on» и «off» центрами.

5. Центральная обработка зрительной информации.

6. Ощущение пространства как функция бинокулярного зрения.

 

Список литературы

Основной:

Батуев В.С Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008. – 320 с.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.

Руководство к практическим занятиям по физиологии. М. «Медицина». 1988.

 

Дополнительный:

Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009. – 336 с.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М. 1988.

Кейдель В.Д. Физиология органов чувств. Часть 1 Общая физиология органов чувств и зрительная система. М.: «Медицина». 1975.

Физиология сенсорных систем / Под ред. Я.А.Альтмана. СПб.: «Паритет», 2003.

Плужников М.П., Рязанцев С.В. Среди запахов и звуков. М. 1991.

Раздел 1. Занятие 2. Слуховой, вестибулярный, соматосенсорный анализаторы: строение, функции.

Вид занятия: практическое с лабораторной работой.

Цель занятия: разобрать теоретические вопросы, выполнить лабораторные работы.

Вопросы для подготовки:

1. Строение слухового анализатора, особенности и функции его отделов.

2. Внутреннее ухо: кортиев орган, макулы и купулы вестибулярного аппарата.

3. Значение вестибулярного анализатора для организации движений.

4. Виды и расположение кожных рецепторов. Их адекватные раздражители.

5. Специфические и неспецифические пути передачи информации от кожных рецепторов.

6. Корковый анализ кожной чувствительности (мозговой гомункулюс).

7. Теории общей кожной чувствительности (Фрея, Геда, Нейфа).

 

Список литературы

Основной:

Батуев В.С Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008, 320 с.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.

 

Дополнительный:

Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009. – 336 с.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М. 1988.

Кейдель В.Д. Физиология органов чувств. Часть 1 Общая физиология органов чувств и зрительная система. М.: «Медицина». 1975.

Физиология сенсорных систем / Под ред. Я.А.Альтмана. СПб.: «Паритет», 2003.

Плужников М.П., Рязанцев С.В. Среди запахов и звуков. М. 1991.

 

 

Раздел 2. Занятие 3. Формы поведения и научения. Условный рефлекс как форма ассоциативного обучения. Проблема замыкания и изменения временной связи

Вид занятия – семинар.

Вопросы для подготовки:

1. Врожденные и приобретенные формы адаптивного поведения. Ориентировочный рефлекс (ОР), как целостная реакция на новизну.

2. Связь разных форм неассоциативного обучения и поведения: нейрофизиологические механизмы и значение габитуации и сенситизации, особенности импринтинга и подражательной деятельности.

3. Условный рефлекс УР) как форма ассоциативного обучения. Влияние на поведенческие реакции классического и инструментального УР.

4. Правила выработки УР в эксперименте.

5. Внешнее и внутреннее торможение УР

6. Замыкание временной связи как механизм формирования рефлекторной дуги УР.

7. Развитие форм поведения и обучения в фило- и онтогенезе. Теория диссолюции и теория системогенеза.

 

Список литературы

Основной:

Батуев В.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008, 320 с.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.

 

Дополнительный:

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М. 1991. – 256 с.

Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М. 1988. – 367 с.

Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009. – 336 с.

 

Раздел. 2.Занятие 4. Потребности и мотивации, как основа направленного поведения. Роль эмоциональных компонентов в процессах ВНД

Вид занятия – семинар.

Вопросы для подготовки:

1. Потребность как движущая сила поведения. Виды потребностей.

2. Мотивация и мотивационное возбуждение: констелляция центров при мотивационном возбуждении; физиологические свойства мотивационного возбуждения.

3. Нейроанатомия и нейрохимия мотивационного возбуждения (МВ):

4. Простые, дифференцированные и сложные эмоции: принципы подразделения.

5. Эмоциональное состояние и эмоциональное выражение (по Вальдману).

6. Эмоция как функция потребности и информации (по П.В.Симонову).

7. Роль вегетативной нервной системы в эмоциональных реакциях.

8. Эмоция и стресс. Влияние силы и знака эмоций на поведение.

 

Список литературы

Основной:

Батуев В.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008, 320 с.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.

 

Дополнительный:

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М. 1991. – 256 с.

Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М. 1988. – 367 с.

Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009 – 336 с.

Раздел 2. Занятие 5. Интегративная деятельность мозга как основа отражения действительности и мыслительных процессов. Межполушарная асимметрия. Двигательные системы

Вид занятия – семинар.

Вопросы для подготовки:

1. Интегративная деятельность мозга и ее значение для создания целостной картины.

2. Интеграция как функция отдельного нейрона, значение синаптических контактов в суммировании сигналов на нейроне;

3. Роль ретикулярной формации (РФ) в интегративной деятельности

4. Таламо-париетальная система, типы нейронов париетальной коры.

5. Таламо-фронтальная система, особенности фронтальных ассоциативных зон.

6. Эволюция интегративных систем, их значение для филогенеза и онтогенеза.

7. Интегративные свойства и иерархия двигательных систем.

8. Потенциал готовности и потенциал ожидания, как нейрофизиологические корреляты сознательного управления движениями.

  1. Межполушарная асимметрия: право- левополушарные дихотомии, их роль в целостной деятельности мозга.

Список литературы

Основной:

Батуев В.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008, 320 с.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.

 

Дополнительный:

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М. 1991. – 256 с.

Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М. 1988. – 367 с.

Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009 – 336 с.

 

Раздел 2. Занятие 6. Физиологические механизмы памяти. Роль памяти в процессах научения

Вид занятия – семинар.

Вопросы для подготовки:

1. Виды памяти. Их временные характеристики и способы забывания.

2. Кратковременная память, ее объем. Характер нарушений памяти у больных с повреждениями гиппокампа.

3. Теория реверберации как вероятный механизм кратковременной памяти.

4. Процессы консолидации и реорганизации при запоминании.

5. Память как единство процессов запоминания, сохранения и извлечения информации.

Список литературы

Основной:

Батуев В.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008, 320 с.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.

 

Дополнительный:

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М. 1991. – 256 с.

Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М. 1988. – 367 с.

Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009 – 336 с.

 

Раздел 2. Занятие 7. Роль функциональных состояний в процессах ВНД

Вид занятия – семинар.

Вопросы для подготовки:

1. Виды биоритмов. Циркадианные ритмы, их синхронизация и десинхронизация. Значение циклического изменения функций организма для его жизнедеятельности;

2. Электрофизиологические характеристики некоторых функциональных состояний:

3. Частота и амплитуда ритмов сна и бодрствования;

4. Понятие десинхронизации и синхронизации ЭЭГ-ритма;

5. Медленный сон, его характеристика, значение.

6. Быстрый сон, его особенности, длительность, значение.

7. Основные теории сна.

8. Мозговые структуры, участвующие в организации сна.

9. Сноподобные состояния (летаргический сон, снохождение, гипноз).

Список литературы

Основной:

Батуев В.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008, 320 с.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.

 

Дополнительный:

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М. 1991. – 256 с.

Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М. 1988. – 367 с.

Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009 – 336 с.

 

Раздел 3. Занятие 8. Свойства нервной системы и их сочетание, как основа нейродинамической конституции

Вид занятия – практическое с лабораторной работой.

Вопросы для подготовки:

1. Характеристика свойств нервной системы по И.П.Павлову.

2. Дополнительные свойства нервной системы (по Теплову, Небылицыну).

3. Методы исследования свойств нервной системы.

4. Многообразие сочетаний свойств нервной системы.

5. Наследование и воспитание свойств нервной системы.

 

Список литературы

Основной:

Батуев В.С Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008. – 320 с.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.

Руководство к практическим занятиям по физиологии. М. «Медицина». 1988.

Компьютерная программа по определению свойств нервной системы.

Дополнительный:

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М. 1991. – 256 с.

Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М. 1988. – 367 с.

Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009 – 336 с.

 

Раздел 3. Занятие 9. Первая и вторая сигнальные системы, специфически человеческие типы ВНД – художественный и мыслительный

Вид занятия – семинар.

Вопросы для подготовки:

1. Функциональная асимметрия полушарий мозга, ее значение в процессах ВНД.

2. Структура и взаимоотношения речевых центров. Развитие речи, связь речи с мышлением.

3. Первая и вторая сигнальные системы действительности. Их влияние на процессы ВНД.

4. Типы нервной деятельности детей и подростков. Особенности соотношения возбуждения и торможения в разные периоды роста и развития.

5. Влияния на ВНД внешних и внутренних факторов. Срывы ВНД.

6. Специфически человеческие типы ВНД – художественный и мыслительный.

Список литературы

Основной:

Батуев В.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008, 320 с.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.

 

Дополнительный:

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М. 1991. – 256 с.

Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М. 1988. – 367 с.

Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность., Академия, 2009 – 336 с.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: