Подражать можно чему и кому угодно. Подражают все - ребенок, подросток, студент, выпускник, зрелый специалист, мудрый старец. Но каждый по-своему. В изобретательстве лучше всего подражать природе и для этого существует целая наука – бионика.
Для повышения мастерства нужен мастер, а не только методические указания, инструкции и тому подобное. Такие наставления хорошими будут только тогда, когда в России также наладится обучение через систему изобретательской деятельности. Начальным этапом является научно-исследовательская работа школьника (НИРШ) и студента (НИРС).
Процесс НИРШ и/или НИРС включает следующие этапы:
- анализ таблиц результатов осознанных измерений;
- статистическое моделирование связей между факторами;
- выявление устойчивых биотехнических закономерностей;
- анализ закономерностей и запись апостериорной информации.
По этой схеме должны выполняться расчетно-графическая работа, курсовая работа или курсовой проект, а затем и выпускные квалификационные работы. При этом таблицы результатов измерений могут быть заимствованы из чужих отчетов, публикаций в виде статей и книг, аналитических обзоров и пр. Иначе говоря, это результаты «чужих» исследований, но осознаваемые как исходный фундамент, принимаемый далее за основу в собственных теоретических и опытных изысканиях.
|
|
Однако такое поведение, если не продолжается собственными разработками, характерно для безынициативных школьников и студентов.
Поэтому нужно как можно раньше переходить на самостоятельную добычу знаний новыми своими экспериментами. В Японии давно начали тренировать умения и навыки в научно-техническом творчестве с первых дней в детском саду. А большинство выпускников российских вузов так и не приступали в годы обучения к самостоятельности в добыче новых знаний, особенно в добыче и освоении принципиально новых научно-технических решений в виде изобретений. Их в России принято выдавать только на уровне мировой новизны (что хорошо для инновационной экономики).
Но между изобретениями и реальностью – пропасть.
Отчасти такая умственная задержка в подражании мировым достижениям связана с российской гордыней, в особенности у фундаментальной науки, пренебрежительностью к прикладным наукам, хотя между ними с позиций творчества нет принципиальной разницы.
В итоге человек как бы «застревает» в океане априорной информации, начинает отставать и при этом пытается «плавать» в таких униженных условиях доминирования других стран, быстро привыкая к безысходности собственных устремлений к принципиально новому. С годами развивается у «традиционалиста» даже ненависть к изобретателям и их изобретениям: ведь непонятное – всегда враждебно.