Показатели | Инженерные задачи | |
рутинные | творческие | |
1. Постановка задачи | Имеется | Как правило, отсутствует |
2. Метод или способ решения | Как правило, указан | Не указан |
3. Обучающий пример | Имеется | Отсутствует |
4. Результат решения | Как правило, однозначен и известен преподавателю | Как правило, многозначен и неизвестен преподавателю |
В рутинных учебных задачах преподаватель любой квалификации, даже окончивший только что аспирантуру, полностью доминирует перед студентами. При решении творческих задач, пусть даже с известными техническими противоречиями, преподаватель и студент равноправны. Они оба коллеги в техническом творчестве. Поэтому здесь нужно обговорить условие приоритета: если идею высказал первым студент, то он встает первым в списке авторов заявки на предполагаемое изобретение, если нет, то первым будет преподаватель. Такой подход весьма стимулирует творческую активность студента.
Проф. А.И. Половинкин [104, с.8] отметил, что к задачам технического творчества относятся те, которые человек решает методом «проб и ошибок» или же с использованием эвристических способов без применения ЭВМ. К задачам поискового конструирования были отнесены те, которые человек решает при существенной машинной поддержке. Таким образом, к поисковому конструирования на ПЭВМ ныне относят все те задачи, которые затруднительно мысленно моделировать из-за высокой абстракции знаний о потоках вещества, энергии и информации.
Со временем задачи поискового конструирования будут преобладать. Но здесь появляется техническое противоречие, которое заключается в том, что многие новые отрасли комплексного межотраслевого знания появились в России впервые (например, рациональное природопользование, природообустройство, защита окружающей среды и др.). поэтому по ним нет не только аналогов и прототипов, но даже отсутствует рубрикация в международной патентной классификации (МПК).
В итоге приходится, после постановки творческой задачи, заниматься научными исследованиями. В итоге выяснилось, что научные идеи и, как их продолжения, технические решения образуют принципиально новый класс научно-технических решений.
Здесь уже без экспериментов и их обработки никак не обойтись.