Процесс решения мыслительной задачи

Представления. Их классификация, свойства и функции.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Определение представлений.

Представление — образ предмета или явления, не воздействующе­го в данный момент на органы чувств. Представления-вторичный об­раз предмета или явления, сохраненный в памяти.

С физиологической точки зрения представления являются ак­туализацией следов ранее возникавших чувственных образов, причем при представлении возбуждается только центральная часть анализа­тора. Нет проекции образа во вне. Этим представления отличаются от галлюцинаций.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее мес­то в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений.

Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.

Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия "представление", потому что в воображе нии мы отображаем то, че­го никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображе­ние не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были

Представления характеризуются наглядностью (возникают как образы), фрагментарностью (полны пробелов), неустойчивостью и непостоянством.

Функции представлений

1) Сигнальная (отражении в каждом конкретном случае не толь­ко образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая которая несет сигнальное значение)

Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.

2) Регулирующая функция состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря ре­гулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим ус­пехом решается поставленная задача.

3) Настроечная функция — проявляется в ориентации деятель­ности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движе­ний, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает на стройку двигательного аппарата на выполнение со­ответствующих движений. Настроечная функция представлений обес-

печивает определенный тренирующий эффект двигательных Представ­лений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельнос­ти.

Виды представлений. (дать схему)

- по видам анализаторов (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др);

Представления — чувственные образы, и их классифицируют по тем анализаторам, с которыми связано их возникновение. Выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, двигательные и другие представления. Формирование представлений о запахе, вку­се, тактильности и иных физических свойствах предметов происхо­дит в жизни, закрепляется в начальной школе и на уроках химии, физики.

Мышечно-двигательные представления лежат в основе движений. Их распад приводит к тому, что человек утрачивает способность совершать движения в отсутствии предмета, по представлению.

Незаметные, зачаточные движения под влиянием представления получили название идеомоторных актов. Идеомоторные акты выража­ются в биотоках мышц.

Имеет практическое значение и так называемая идеомоторная тренировка. Представление движения вызывает напряжение мышц и поддерживает необходимый уровень их тренированности.

- по степени обобщения в образе объективной реальности разли­чают: единичные, общие и схематизированные представления.

Единичные представления — представления одного конкретного предмета и явления. Они могут возникнуть на основе восприятия реального предмета и произведения искусства.

Как образы памяти, единичные представления являются основой узнавания. Единичные представления — основа формирования общих

представлений.

Общее представление — представление, об общих чертах группы сходных предметов.

Общие представления вплетены в обучение любому предмету. Схематизированные представления — отражение предмета в виде

условного графического изображения.

- по степени волевых усилий (непроизвольные и произвольные).

4. Общая характеристика мышления. Операциональные компонен­ты мышления.

ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ

Определение мышления.

Ощущение и восприятие дают нам знание единичного — отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. И это обеспечива­ется мышлением

Мышление — есть опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношени-

ях.

Оно носит опосредствованный характер.

(Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует мышление как опосредствованное отражение действи­тельности).

ОНО всегда строится на основе чувственного отражения мира. (т. е. образы чувственного познания являются материалом, с по­мощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления).

Отражение действительности на уровне мышления опосредство­вано также и словом.

Отражение действительности на уровне мышления носит обоб­щенный характер. Такое обобщение является результатом анализа и

сравнения отдельных объектов, выделения и абстрагирования того,

что в них является общим.

Общая х-ка мышления как психического процесса (дать схему).

Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечи­вает познание человеком как явлений, так и их сущности. Благода­ря мышлению, человек отражает не только то, что может быть не­посредственно воспринято с помощью органов чувств, но и то, что скрыто от восприятия и может быть познано лишь в результате ана­лиза, сравнения, обобщения. Мышление позволяет устанавливать различные связи и отношения.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практи­ческое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное

и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наг­лядно-действенное.

Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используют­ся определенные понятия.

При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обраща­емся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой ин­формации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.

Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслитель­ных задач соответствующие образы мысленно преооразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интере­сующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчест­ва.

Эти два вида мышления постоянно дополняют друг друга.

Наглядно-образное мышление — это мышление при непосредствен­ной опорой на окружающую действительнось и без этого осущест­вляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к дейс­твительности, а необходимые образы представлены в кратковремен­ной и опера тивной памяти. Данная форма мышления является доми­нирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление — это мышление, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осу­ществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко

представлен у людей, занятых производственным трудом, результа­том которого является,создание какого-либо материального продук­та.

Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматри­ваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление счита­ется более совершенным, чем практическое, а понятийное представ­ляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Содержательные компоненты мышления.

Человек познает объективный мир как через органы чувств, так и логическим путем.

Знания, полученные в результате чувственного познания, су­ществуют в сознании человека как образы тех явлений, которые воспринимает человек.

Знания же, полученные в мышления, существуют в виде понятий.

Отличительными особенностями понятия от представления яв­ляется то, что представление всегда есть образ, а понятие — это мысль, выраженная в слове; представление включает и существенные и несущественные признаки, в понятии сохраняются лишь существен­ные признаки.

Понятие является и более обобщенным отражением, поскольку включает в себя общие признаки не случайных, отдельных предме­тов, а то, что является общим для всех предметов данного класса.

Операционные компоненты мышления.

Операционными компонентами мышления является система мыслитель­ных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.

Функцией анализа является разделение целого на части, выделе­ние отдельных признаков, сторон целого.

Синтез служит средством объединения отдельных элементов, кото­рые выделены в результате анализа.

С помощью сравнения устанавливается сходство и различие от­дельных объектов.

Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отв­лечение от других.

Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

Классификация направлена на разделение и последующее объедине­ние объектов по каким-либо основаниям.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объедине­ние, но не отдельных объектов, как это происходит при классифи­кации, а их групп, классов.

Все эти операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом.

Нахождение задачи и ее формулирование.

Мышление начинается только там и тогда, когда человек начи­нает что-то анализировать, сравнивать, обобщать и т. д. А так человек действует в том случае, когда перед ним возникает ка-

кой-то вопрос. Такие вопросы появляются в условиях проблемной

ситуации.

1) Процесс решения задачи начинается с формулирования вопроса в проблемной ситуации.

Чем больше опыт в той или иной области, тем легче и полнее человек видит нерешенные задачи, тем чаще перед ним возникают вопросы, требующие своего разрешения.

2) На втором этапе осуществляется выдвижение и анализ гипо­тез.

3) Решение мыслительной задачи и проверка гипотез.

Решение мыслительной задачи может протекать по-разному. Воз­можны случаи, когда человек действует методом проб и ошибок.

Решение может быть основано на пассивном использовании алго­ритма.

Более творческим подходом к решению мыслительной задачи будет активное использование алгоритма, которое может найти свое выра­жение либо в приспособлении его к содержанию задачи, либо в

трансформации задачи.

Подлинно творческое решение задачи предполагает преодоление различной степени инертности мышления и построение новой страте­гии решения.

Однако отдельные этапы этой предшествующей работы человеком не всегда полностью осознаются и поэтому создается впечатление, что такое решение приходит внезапно, как озарение, инсайт-решение. В этом случае говорят об интуитивном решении задачи.

4) Проверка решения задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: