На этапах предпроектного обоснования (аванпроектирования), а также на стадиях формулирования технического задания, технического предложения и разработки эскизного проекта основная суть проектно-конструкторской деятельности состоит в поиске наиболее рациональных технических решений.
В таблице 4.2 кратко приведена история развития и характеристика методов поиска новых технических решений [84].
Все указанные 30 методов появились с нарастающим количеством: 1926 – 1; 1940-1950 – 3 метода; 1951-1960 – 9; 1961-1970 – 13; 1971-1972 – 4. С 1973 г. стали развиваться компьютерные методы поиска технических решений. За 38 лет к концу 2010 г. статистика по новым эвристическим, эвристико-математическим (полуавтоматизированным) и математическим (автоматизированным) методам отсутствует.
Повышение продуктивности мышления в области технического творчества за 80 лет основывалось на выявлении возможностей формализации и программирования процедур поиска. Стихийно или осознанно к интуитивным методам поиска приобщались математические методы системного анализа, оптимизации, автоматизации процессов и др.
|
|
Таблица 4.2
Перечень некоторых методов поиска новых технических решений [84]
№ | Название метода | Автор | Год появ- ления |
СССР | |||
Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) [125]* | Г. С. Альтшуллер | ||
Метод направленного мышления [1] | Н.И. Середа | ||
Метод семикратного поиска [124] | Г.Я. Буш | ||
Метод использования библиотеки эвристических приемов [136] | А.И.Половинкин | ||
Метод системно-логического подхода к решению изобретательских задач (рукопись) | В.А. Шубин | ||
Метод гирлянд случайностей и ассоциаций [124] | Г.Я. Буш | ||
Метод десятичных матриц поиска [19] | Р.П. Повилейко | ||
ГДР | |||
Метод организующих понятий [92] | Ф. Ханзеп | ||
Метод конференции идей [115] | В. Гильде, К.Д. Штарке | ||
Метод систематической эвристики [123] | Коллектив авторов под руков. И. Мюллера | ||
Чехословакия | |||
Метод комплексного решения проблем [126] | С. Вит | ||
Германия | |||
Метод каталога [140] | Ф. Кунце | ||
Англия | |||
Метод контрольных вопросов [12] | Т. Эйлоарт | ||
Метод функционального изобретательства [73] | К. Джоунс | ||
США | |||
Метод морфологического ящика [112] | Ф. Цвикки | ||
Метод синектики [22] | В.Дж. Гордон | ||
Метод контрольных вопросов [138] | Д. Пойа | ||
Метод контрольных вопросов [111] | Р. П. Кроуфорд | ||
Метод ведомостей характерных признаков [111] | Р. П. Кроуфорд | ||
Метод мозгового штурма [10] | А. Ф. Осборн | ||
Метод контрольных вопросов [141] | Д. Пирсон | ||
Метод анализа затрат и результатов [45] | Ю. К. Фанге | ||
Метод творческого инженерного конструирования [1] | Г. Р. Буль | ||
Метод контрольных вопросов [142] | А. Ф. Осборн | ||
Метод рационального конструирования [46] | Р.И. Мак-Крори | ||
Метод ступенчатого подхода к решению задачи [57] | А. Фрейзер | ||
Метод музейного эксперимента [22] | Коллектив авторов | ||
Франция | |||
Метод «матриц открытия» [77] | А.Моль | ||
Метод «Креатике» [60] | Коллектив авторов | ||
Интегральный метод «Метра» [13] | Коллектив авторов под руков. И. Бувена |
Примечание. * В списке первоисточников по методам технического творчества.
|
|
В конце ХХ века в самой эволюции методов технического творчества возникло методологическое противоречие, заключающееся в том, что: с одной стороны, бурный рост информационных технологий требует изменения содержания самих эвристических методов, процедур и приемов; с другой – до сих пор методы научного исследования, в особенности подготовки и проведения экспериментов и обработки результатов лабораторных и полевых опытов, оставались как бы в стороне. Тем самым не было цикличности в совместном развитии науки и техники. Научные дисциплины развивались сами по себе, без учета достижений методов технического творчества, а рационализаторская и изобретательская деятельность была «белой вороной» для представителей академической науки и методов фундаментальных теорий.
Данное научно-учебное пособие для студентов частично снимает это противоречие и показывает, что нужна общая методология научно-технической деятельности, а не обособленные методологии деятельности науки и техники в отдельности.
Такая синергия и станет стержнем дальнейшего прогресса.